Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483361)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Несоразмерные претензии

0   0
Первый авторПисарев Дмитрий Иванович
Страниц6
ID9180
Аннотация(Уличные типы. Текст А. Голицынского, с 20-ю рисунками М. Пикколо. Издание К. Рихау. 1860. Москва).
Кому рекомендованоСтатьи и рецензии
Писарев, Д.И. Несоразмерные претензии : Статья / Д.И. Писарев .— 1860 .— 6 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дмитрий Иванович Писарев. <...> Так г. Голицынский начинает вступление к своей книге "Уличные типы". <...> Из этих слов видно, что автор придает своему произведению довольно важное значение; он полагает, что оно может познакомить читателя с народною жизнью, и, конечно, всякий образованный читатель согласится, что узнать свойства и потребности нашего народа - насущная задача нашего времени. <...> Мы с живейшим сочувствием встречаем комедии Островского и Писемского, потому что они открывают черты народного характера; каждое собрание песен, сказаний, легенд подвергается серьезной критике и внимательному изучению; каждая черта народной жизни, занесенная в летописи или в разгульную песню бурлака, с любовью и с жадным вниманием отмечается талантливыми и добросовестными исследователями нашей отечественной истории. <...> Мы приходим к сознанию, что историческая маска вовсе не передает верного портрета народной физиономии. <...> Не ожидая глубокого изучения, мы, однакож, позволяем себе надеяться, что встретим несколько сцен, полных жизни и здорового юмора, несколько метко схваченных черт народного характера, несколько типических, бойко очерченных фигур. <...> Надеемся наконец, что автор, согласно своему обещанию, отнесется к предмету серьезно и тепло, как должно относиться к свежему, молодому организму, не успевшему развернуться, но представляющему задатки здоровой силы и будущей самостоятельной деятельности. <...> Мы не требуем оптических обманов, мы не боимся тяжелого впечатления, не отвертываемся от нравственного зла, но настоятельно требуем, чтобы это зло было нам объяснено, чтобы наше обличение было не клеветой на действительность, не камнем, брошенным в грешника, а осторожным и бережным раскрытием раны, на которую мы не имеем права смотреть с ужасом и отвращением, Наука и искусство должны мирить нас с жизнью, объясняя нам ее смысл и внушая мягкое и осмысленное сострадание <...>
Несоразмерные_претензии.pdf
Дмитрий Иванович Писарев. Несоразмерные претензии ---------------------------------------------------------------------------Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862 М., Государственное издательство художественной литературы, 1955 OCR Бычков М.Н. ---------------------------------------------------------------------------(Уличные типы. Текст А. Голицынского, с 20-ю рисунками М. Пикколо. Издание К. Рихау. 1860. Москва) "Если хотите знать народ, изучайте его на улице", - сказал философ. К русскому человеку скорей всего можно сделать улице: здесь один Наш простолюдин - гость у себя дома, и часто гость очень церемонный; тут он такое приложение. вы от него иногда слова не добьетесь. Он является домой большею частью для того только, чтобы поесть, отдохнуть, да, пожалуй, умереть. Вся его общественная деятельность выражается на жизненная и работает, пьет, гуляет, бранится, торгует, мошенничает, значит, весь нараспашку; наблюдай и рисуй, сколько хочешь". Так г. Голицынский начинает вступление к своей книге "Уличные Это его программа. Из этих слов видно, что автор придает своему произведению довольно важное значение; он полагает, что оно может познакомить читателя с народною жизнью, и, конечно, всякий образованный узнать свойства времени. Мы с читатель и потребности живейшим Писемского, потому что они нашего народа - насущная сочувствием встречаем комедии Островского и открывают черты народного собрание песен, сказаний, легенд подвергается серьезной критике и внимательному изучению; каждая черта народной жизни, занесенная в или в разгульную песню бурлака, с любовью и с жадным вниманием талантливыми и добросовестными исследователями нашей отечественной - Мы недавно принялись за изучение народности и как будто в разъяснении хотим проверить свой недостатки, слабости, несчастия, подметить и определить истинные черты сознанию, что историческая маска вовсе не передает верного портрета народной физиономии. И вот нам обещают представить народа на московских улицах. Это любопытно. Не и здорового юмора, несколько метко схваченных характера, несколько типических, бойко очерченных фигур. Надеемся что автор, согласно своему обещанию, отнесется к предмету серьезно и как должно относиться развернуться, но представляющему оптических обманов, мы к свежему, молодому организму, задатки здоровой не боимся нашего типы". согласится, что задача характера; каждое летописи отмечается истории. ее одним словом, своего характера. Мы приходим к ряд картин, изображающих жизнь ожидая мы, однакож, позволяем себе надеяться, что встретим несколько сцен, полных жизни не успевшему самостоятельной деятельности. Во имя этих задатков надо извинить и оправдать существующие безобразные уклонения и ошибки; молодостью этого неразвитостью объясняется большая часть его слабостей и недостатков. Мы требуем отвертываемся от нравственного зла, но настоятельно требуем, чтобы было нам объяснено, внушая мягкое чтобы наше обличение было отвращением, Наука и искусство должны мирить нас с жизнью, объясняя нам смысл и неизвинительным уклонениям ее от законов разума. Закон преступника, отделяет его которую мы не имеем права и осмысленное от сострадание общества, наказывает смотреть на него как на больного и Объясняя преступление, мы уже до некоторой дурно воспитанный, не видевший с более художник, должен не жертвовать отдельною видеть в детства клеймить его степени его ни действительность, не камнем, брошенным в грешника, а осторожным и раскрытием раны, на смотреть тяжелого впечатления, не клеветой силы и будущей народа, его не не это зло на бережным с ужасом и ее к самым, повидимому, осуждает уголовного гражданскою смертью, повинуясь грустной необходимости оберегать большинство и во имя его интересов и безопасности человек, и тем ласки, ни его физическою или личностью; но преступнике человека, своим презрением. извиняем; человек совета, может сделаться бездушным эгоистом, мелким или крупным взяточником, уличным вором или грубым деспотом в семействе, смотря по тем обстоятельствам, при которых сложилась его жизнь, смотря по тому положению, которое он займет в обществе, смотря по тем жизненным средствам, которые достанутся ему на долю. Порок, которому он предается, конечно будет противен лжи, надо изучить его нашему эстетическому чувству, но одержимая им личность возбудит способные действовать на него благотворно, а не презирать его и не глумиться над его слабостями. А разве больной не тот характер и же ребенок? А разве наше если дерево растет в сук, его надо выправлять, разузнав сначала ко нравственному и сострадание; причины, заставившие его уклониться от нормального направления; если ребенок капризен или склонен подыскать средства, человек, глубокого изучения, черт народного наконец, тепло,
Стр.1