П. П. ПЕРЦОВ
Воспоминания о В. В. Розанове
Публикация, подготовка текста, вступительная статья и комментарии Виктора Сукача <...> П. П. ПЕРЦОВ
ВОСПОМИНАНИЯ О В. В. РОЗАНОВЕ
Не составлен еще мартиролог лиц русской культуры, "умерших от революции". <...> Розанов стал "всероссийской
персоной", но с сомнительной репутацией. <...> Потом -- выступления против революции
(с 1907 года), антиеврейские выступления в связи с "делом Бейлиса" (1911 -- 1913 годы), "кислота в
лицо" (общественная дискредитация) в Религиозно-философском обществе (на заседании 26 января 1914
года), кроме того, книги "Уединенное" и "Опавшие листья", вызвавшие монотонное осуждение почти по
всему пространству тогдашней культуры -- от декадентки Зинаиды Гиппиус до протоиерея Дроздова. <...> И уже в первые месяцы лихолетья Розанов получил совершенно новый для себя отклик в
душах читателей. <...> Читатель увидел, что мрачные пророчества Розанова после 1907 года и вплоть до революции стали
сбываться, что Розанов предугадал многие события, непосредственным свидетелем которых он стал. <...> Думается, что многие почувствовали пустоту, которая образовалась после ухода из жизни
и литературы этого необъятного мира слов, мыслей, чувств. <...> В Петрограде был
образован Розановский кружок (по сообщению "Вестника литературы", 1921, No 9, подписались Андрей
Белый, А. Волынский <...> Такое извещение, в частности,
получил 6 февраля 1919 года и автор публикуемых воспоминаний П. П. Перцов (см. <...> Мережковский пишет Надежде Васильевне 15 (28) февраля: "Мне очень больно, что я не успел
написать В. В. Вы, вероятно, знаете, что между нами были глубокие и сложные отношения. <...> Я надеюсь, что все, не высказанное в
этом письме, мне удастся высказать впоследствии, когда наступит пора справедливой оценки великого
русского писателя Розанова, а что эта пора наступит, -- я больше не сомневаюсь" (ОР РГБ, ф. <...> Если жизнь оценивает людей по степени их
незаменимости, то Василий Васильевич, конечно, незаменим <...>
Воспоминания_о_В._В._Розанове.pdf
Опубликовано в журнале:
"Новый Мир" 1998, No10
П. П. ПЕРЦОВ
Воспоминания о В. В. Розанове
Публикация, подготовка текста, вступительная статья и комментарии Виктора Сукача
П. П. ПЕРЦОВ
ВОСПОМИНАНИЯ О В. В. РОЗАНОВЕ
Не составлен еще мартиролог лиц русской культуры, "умерших от революции". Подчеркну -умерших.
Не погибших в революцию, не погибших от революции, но именно -- нравственно не переживших
революцию. Эти лица были связаны с Россией такою же связью, как дети связаны с родителями. Пример
такой трагедии мы знаем в судьбе Константина Сергеевича Аксакова, умершего после смерти
"отесеньки", Сергея Тимофеевича, через год. Эту сыновнюю драму не могли никак и ничем
предотвратить родные и близкие. Но такие случаи -- редки. Часто родители как раз не могут пережить
раннюю и преждевременную смерть детей. Сколько родительских трагедий от Афганистана и Чечни!
После гибели сыновей ("мальчишек") умирают молодые отцы -- в сорок, сорок пять лет. Не могли
пережить смерти детей.
Нравственное начало глубоко сидит в сердце, связано с духовным самочувствием человека. Здесь
проходит невидимая граница между физикой и метафизикой человеческого существования. И вот -"сердце
не выдерживает".
Современники не особенно баловали Розанова в его литературной судьбе, и если он "сделался
Розановым", то не благодаря им, а скорее вопреки. Полное фиаско на философском поприще (судьба
книги "О понимании"), глухое почти десятилетнее сотрудничество в консервативной прессе и нелепая
полемика с Вл. Соловьевым. Нечаянно помогли Розанову "декаденты". Розанов стал "всероссийской
персоной", но с сомнительной репутацией. "Нововременец". Потом -- выступления против революции
(с 1907 года), антиеврейские выступления в связи с "делом Бейлиса" (1911 -- 1913 годы), "кислота в
лицо" (общественная дискредитация) в Религиозно-философском обществе (на заседании 26 января 1914
года), кроме того, книги "Уединенное" и "Опавшие листья", вызвавшие монотонное осуждение почти по
всему пространству тогдашней культуры -- от декадентки Зинаиды Гиппиус до протоиерея Дроздова.
Полное отчуждение интеллигенции после экзекуции 1914 года. Когда-то хлебосольные чаепития на
"воскресеньях" сменились пустотой в доме с "болящей Варварой", женой, и подросшими критически
настроенными детьми. Революция настигла стареющего Розанова в унынии. И бегство из голодного
Петрограда было чем-то похоже на бегство Толстого из Ясной Поляны.
События 1917 года для многих людей из интеллигенции стали настолько неожиданными, что
атеисты становились религиозными, демократы -- монархистами, космополиты -- патриотами. Это
были не простые переходы от одних рубежей к другим. Изгнание, потеря родины (только сейчас ее
увидели!), потеря культурной почвы -- все это "естественно" произвело кризис и вызвало новые чувства
и новые взгляды. И уже в первые месяцы лихолетья Розанов получил совершенно новый для себя отклик в
душах читателей. Его "Опавшие листья" ищут на книжном рынке, где они идут по повышенной цене.
Читатель увидел, что мрачные пророчества Розанова после 1907 года и вплоть до революции стали
сбываться, что Розанов предугадал многие события, непосредственным свидетелем которых он стал.
Кончина Розанова 23 января (5 февраля нового стиля) 1919 года никого не оставила
равнодушным. В печати, в переписке или же в дневниковых записях проходила новость -- смерть
"ересиарха". Думается, что многие почувствовали пустоту, которая образовалась после ухода из жизни
и литературы этого необъятного мира слов, мыслей, чувств. Правда, время было неподходящим для
того, чтобы сполна оценить случившееся. Россия была растоптана, и в сердцах и умах ее насельников не
оставалось места ни для чего другого, кроме катастрофы. Но вскорости после смерти Розанова в
печати стали появляться "последние мысли Розанова", "воспоминания о Розанове"... В Петрограде был
образован Розановский кружок (по сообщению "Вестника литературы", 1921, No 9, подписались Андрей
Стр.1