Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Литературные афоризмы

0   0
Первый авторПерцов Петр Петрович
Издательство[Б.и.]
Страниц27
ID9126
АннотацияI. О Пушкине. Фрагменты. II. Гоголь. III. Лермонтов. IV. Тургенев. V. Достоевский. VI. Лев Толстой. VII. Розанов.
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Перцов, П.П. Литературные афоризмы : Очерк / П.П. Перцов .— : [Б.и.], 1897 .— 27 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9126 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Перцов П. П. <...> П. П. Перцов Литературные афоризмы Петр Петрович Перцов родился 4 июня 1868 г. в Казани. <...> К этому же году относится и знакомство Перцова с <...> После революции Перцов долгое время жил в Костромской губернии. <...> В 1921--22 гг. он читал в Костромском педагогическом техникуме лекции по истории общественных движений XVIII--XIX вв., а в Костромском университете -- курсы о Гоголе и по истории русской живописи. <...> 2 Пушкин -- это бог в борьбе с земными условиями, с "внешней необходимостью". <...> 3 "Бьется птица в силке" -- вот впечатление от последних годов Пушкина и семейной его жизни. <...> 6 Пушкин -- одинаково аскет ив любви, и в дружбе: он никогда не отдает себя. <...> После -- или остаются в жизни, перестав быть поэтами (Достоевский, Толстой), или поэтизируют вне жизни (символисты, стилисты и т. д.) <...> Аполлоническое начало во всем его солнечном блеске. <...> 14 Лев Толстой -- живопись масляными красками; Тургенев -- акварель; Достоевский -- рисунок углем; Пушкин -- рисунок свинцовым карандашом; Гоголь -- фресковая живопись с ее динамизмом и "преувеличениями" (М.-Анжело {Микеланджело Буонарроти (примеч. публикатора).}, Тинторетт {Тинторетто (примеч. публикатора). <...> Пространство в его поэзии преобладает над временем, как зрение над слухом (пластический тип, а не музыкальный -- как Лермонтов). <...> В мире религия начинается с ангелов, а в русской литературе -- с Гоголя, в котором так явно боролись ангельское и демонское начала (с перевесом последнего), и с Лермонтова (в котором преобладало первое). <...> Это потому, что у него слабо развито собственно человеческое начало (прекрасно выяснено еще Гершензоном в его книге "Мудрость Пушкина"). <...> Человек у Пушкина -- такое же явление Природы, как все другое, -- такое же безобразное, безличное. <...> Из поэтов женщину знал Тютчев (глубина страсти ни у кого не передана так, как у него), а Женственное -- Лермонтов, Фет, Владимир Соловьев, Блок; Пушкин даже не догадывается об "Ewig Weibliche" {Вечная Женственность <...>
Литературные_афоризмы.pdf
Перцов П. П. Литературные афоризмы / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Т. В. Померанской // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII--XX вв.: Альманах. -- М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. -- С. 212--236. -- [Т.] I. http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra1/ra1-212-.htm П. П. Перцов Литературные афоризмы Петр Петрович Перцов родился 4 июня 1868 г. в Казани. Перцовы -- старинная дворянская фамилия. Хорошо и подробно о роде Перцовых сказано в "Воспоминаниях" П. Н. Перцова (двоюродного брата П. П. Перцова) {ЦГАЛИ, ф. 1796, оп. 1, ед. хр. 296--298.}. В 1887 г. по окончании курса 2-й Казанской гимназии Перцов поступил в Казанский университет на юридический факультет. Литературную деятельность начал в 1890 г. в столичных газетах "Неделя" и "Новости". Затем стал сотрудничать и в местной печати -- в газетах "Волжский Вестник" и "Казанский Биржевой Листок", фактическим редактором которого был А. И. Иванчин-Писарев, публицист-народник, познакомивший Перцова с Н. К. Михайловским. В 1892 г. после окончания университета Перцов приехал в Петербург и начал работать в журнале "Русское Богатство"; ему было поручено вести библиографический отдел. Сотрудничество с Михайловским продолжалось недолго, весной 1893 г. Перцов возвращается в Казань и возобновляет литературные статьи в "Волжском Вестнике" и "Казанском Биржевом Листке" {Позднее он издал эти статьи отдельной брошюрой под названием "Письма о поэзии", СПб., 1895.}. В 1894 г. Перцов вновь в Петербурге, он сближается с представителями ранних символистов Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсовым. В 1895 г. Перцов (вместе со своим двоюродным братом В. В. Перцовым) выпустил сборник "Молодая поэзия", среди участников которого были К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Н. М. Минский, Д. С. Мережковский. В 1896 г. Перцов составил и издал сборник "Философские течения русской поэзии". К этому же году относится и знакомство Перцова с В. В. Розановым. Их дружеские отношения продолжались до смерти Розанова в 1919 г. Перцов был издателем и редактором-составителем многих книг Розанова {Сумерки просвещения. СПб., 1899; Литературные очерки. СПб., 1899; Религия и культура. СПб., 1899; Природа и история. СПб., 1900.}. Отметим, что деятельность Перцова как издателя никогда не носила коммерческого характера. В 1902 г. Перцов вместе с Мережковским и Гиппиус приступили к организации религиознофилософского и литературного журнала "Новый Путь", первый номер которого вышел в 1903 г. Вскоре, в результате разногласий, возникших в редакции журнала, Перцов оставил "Новый Путь". После ухода из журнала Перцов начал активно выступать как публицист, литературный и художественный критик. Он сотрудничал в журналах "Вопросы философии и психологии", "Мир Искусства"; в газетах "Новое Время", "Голос Москвы", "Слово", "Торгово-промышленная газета". Тогда же он перевел работу И. Тэна "Путешествие по Италии". После революции Перцов долгое время жил в Костромской губернии. В 1921--22 гг. он читал в Костромском педагогическом техникуме лекции по истории общественных движений XVIII--XIX вв., а в Костромском университете -- курсы о Гоголе и по истории русской живописи. Литературные работы Перцова того времени касались в основном истории русской живописи и архитектуры. Он выпустил ряд путеводителей по музеям, опубликовал воспоминания о художественно-культурной жизни России конца XIX -- начала XX в. Особое место в жизни Перцова занимала работа над философским трудом "Основания космономии" (другое название "Основания диадологии"), представляющим, по словам Перцова, "попытку установления точных законов мировой морфологии". Работа над этим трудом продолжалась с 1897 г. до смерти писателя в 1947 г. Публикуемые "Литературные афоризмы" представляют своеобразное дополнение к этой работе. Записи первых афоризмов относятся к 1897 г. В 1920--30-е годы Перцов расширил и систематизировал их. Не имея возможности опубликовать эти тексты, Перцов знакомил с их содержанием своих друзей. Этим объясняется наличие копий "Литературных афоризмов" в архивах Н. С. Ашукина, Д. Е. Максимова, М. А. Цявловского. Текст "Литературных афоризмов" публикуется по авторской машинописи, хранящейся в ЦГАЛИ в фонде П. П. Перцова (ф. 1796, оп. 1, ед. хр. 41, лл. 1--23; ед. хр. 42, лл. 19--22).
Стр.1