МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Бурятский государственный
университет имени Доржи Банзарова»
ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ
ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело
Улан-Удэ
Издательство Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
2024
Стр.1
УДК 616.34-053.5(075.8)
ББК 55.141я73
О 792
Утверждено к печати
Экспертным советом университета
Протокол № 8 от 14 июня 2024 г.
Р е ц е н з е н т ы
Л. В. Жданова, кандидат медицинских наук, доцент,
БГУ им. Д. Банзарова
Е. В. Сильченко, кандидат медицинских наук,
заместитель главного врача по лечебной работе,
Республиканская клиническая инфекционная больница
О 792
Острые кишечные инфекции у детей: учебно-методическое
пособие / составитель Н. Б. Гомбоева. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова,
2024. 80 с. ISBN 978-5-9793-1951-3
В учебно-методическом пособии рассмотрены особенности желудочно-кишечного
тракта, иммунной системы у детей, структура, патогенетические
механизмы развития кишечных инфекций, современная
классификация, особенности клинического течения отдельных нозологических
форм, современные методы лабораторной диагностики и профилактики.
Представлена стратегия и тактика комплексной терапии в
зависимости от типа диареи, фазы, тяжести болезни, возраста и преморбидного
фона ребенка. Даны контрольные вопросы после каждой части,
ситуационные задачи и тест.
Пособие соответствует требованиям общеобразовательного стандарта
высшего образования по специальности 31.05.01 Лечебное дело.
УДК 616.34-053.5(075.8)
ББК 55.141я73
ISBN 978-5-9793-1951-3
© Н. Б. Гомбоева, составление, 2024
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2024
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Острые кишечные инфекции — большая группа заболеваний
различной этиологии с возможностью поражения различных отделов
желудочно-кишечного тракта. В силу анатомо-физиологических
особенностей детского организма ОКИ у детей нередко протекают с
осложнениями в виде токсикоза с эксикозом различной степени тяжести,
а в ряде случаев — нейротоксикоза и гемолитикоуремического
синдрома. Данное пособие издается с целью систематизации
данных об обширной группе инфекционных заболеваний у
детей — диарейных инфекций.
Настоящее пособие написано для изучения раздела «Инфекционные
заболевания у детей» дисциплины «Педиатрия» в рамках реализации
образовательной программы высшего образования по
направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования. Пособие
формирует у обучающихся следующие компетенции:
ОПК-4.1 — предполагать порядок применения медицинских
изделий, используемых при оказании медицинской помощи.
ОПК-4.3 — представлять методы обследования пациента,
предусмотренные порядком оказания медицинской помощи.
ОПК-4.4 — определять план обследования при разной патологии,
предусмотренный стандартами оказания медицинской помощи
(клиническими рекомендациями).
ОПК-6.3 — рекомендовать алгоритм своевременного выявления
опасных для жизни нарушений.
ОПК-7.3 — демонстрировать готовность осуществлять контроль
эффективности и безопасности лечения заболеваний и патологических
состояний.
ПК-3.1 — анализировать методику сбора и анализа жалоб пациента,
данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных,
инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния
или установления факта наличия или отсутствия заболевания.
ПК-3.4
— применять навыки интерпретации жалоб, данных
анамнеза, лабораторных, инструментальных исследований, для
оценки физиологических и патологических состояний в организме
человека.
3
Стр.3
ПК-4.3 — формулировать клинический диагноз в соответствии
с Международной статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем (МКБ).
ПК-5.1 — разрабатывать план лечения заболевания или состояния
с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии
с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи.
ПК-5.2 — назначать лекарственные препараты, медицинские
изделия и лечебное питание с учетом диагноза, возраста и клинической
картины болезни и в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи
с учетом стандартов медицинской помощи.
ПК-5.3 — назначать немедикаментозное лечение с учетом диагноза,
возраста и клинической картины болезни в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи.
В
результате освоения темы обучающийся должен
знать:
– теоретические основы особенностей строения ЖКТ и иммунной
системы у ребенка, патогенеза вирусных и бактериальных кишечных
инфекций у детей; понять общие для всей группы бактерий
и вирусов и частные эпидемиологические особенности кишечных
инфекций в возрастном аспекте в зависимости от источника заболевания,
механизма заражения и путей инфицирования, клинических
особенностей течения в зависимости от возбудителя, особенностей
построения диагноза, современных методов диагностики, дифференциальной
диагностики;
уметь:
– оценивать состояние ребенка;
– оценивать эпидемиологические особенности кишечных инфекций
в возрастном аспекте;
– определить источник, механизм заражения и пути инфицирования;
–
проводить диагностику кишечных инфекций;
4
Стр.4
владеть:
– алгоритмом своевременного выявления опасных для жизни
нарушений;
– назначением лекарственных препаратов, медицинских изделий
и лечебного питания;
– готовностью осуществлять противоэпидемические мероприятия
в необходимом объеме, контролем эффективности и безопасности
лечения заболеваний и патологических состояний;
– применяемыми методами неспецифической и специфической
профилактики ОКИ.
5
Стр.5
Содержание
Предисловие……………………………………………………... 3
Методические рекомендации…………………………………… 6
Особенности ЖКТ и иммунной системы у детей…………….. 8
Этиология и механизмы передачи ОКИ у детей………………. 12
Патогенез…………………………………………………………. 14
Критерии топической диагностики и оценка тяжести состояния
при осмотре ребенка……………………………………………. 17
Клинические опорно-диагностические критерии…………….. 21
Лабораторная диагностика ОКИ……………………………….. 34
Лечение ОКИ……………………………………………………. 39
Противоэпидемические мероприятия при ОКИ………………. 50
Профилактика ОКИ. Вакцинопрофилактика………………….. 52
Тестовые задания………………………………………………… 54
Ситуационные задачи…………………………………………… 63
Библиографический список……….……………………………. 77
Стр.78