ПАНАЕВА (Головачева), Авдотья Яковлевна, псевдоним -- Н. Станицкий [31.VII(12.VIII).1819
(по другим данным -- 1820), Петербург -- 30.III(11.IV).1893, там же] -- прозаик, мемуарист. Ее отец, Я. Г.
Брянский, был актером-трагиком классической школы; мать, А. М. Степанова, играла в оперных и
драматических спектаклях. П. окончила Петербургское театральное училище, где ее готовили к
профессиональной сценической деятельности. Театральная карьера П., однако, не состоялась. В 1837 г.
она вышла замуж за И. И. Панаева, в то время начинающего писателя, и сразу же вошла в круг его
литературных друзей. В конце 40 гг. стала гражданской женой Н. А. Некрасова и его ближайшей
помощницей по изданию журнала "Современник". Она читала рукописи, держала корректуру, исполняла
другие редакционные обязанности. Принимала деятельное участие в личной и творческой судьбе многих
писателей, группировавшихся вокруг "Современника". Особую привязанность П. питала к людям,
идейно близким Н. А. Некрасову. Одна из немногих, она, напр., навещала Н. Г. Чернышевского во время
его пребывания в Петропавловской крепости. С Некрасовым П. связывали глубокие творческие
интересы. Совместно с ним она написала романы "Три страны света" (1848--1849) и "Мертвое
озеро" (1851), имевшие большой читательский успех. Поэт посвятил ей стихотворения "Прости, не
помни дней паденья...", "Тяжелый крест достался ей на долю...", "Бьется сердце беспокойное..." и др.
П. прожила с Некрасовым до 1863 г. Разойдясь с ним, она вышла замуж за А. Ф. Головачева,
второстепенного публициста, сотрудника ряда столичных газет и журналов. После смерти мужа осталась
с малолетней дочерью на руках без всяких средств к существованию. Последние годы жизни П. прошли
в крайней нужде, граничащей с нищетой.
Литературное наследие П. ныне оказалось совсем забытым, хотя писала и печаталась она
довольно много. Ее первое и лучшее произведение -- роман "Семейство Тальниковых" (1847) -предназначалось
для "Иллюстрированного альманаха" (1848), который должен был выйти в качестве,
приложения к журналу "Современник". Альманах был запрещен цензурой, и роман П. увидел свет лишь
в 1928 г. По своей общественно-литературной направленности он примыкает к таким произведениям, как
"Антон Горемыка" Д. В. Григоровича, "Сорока-воровка" А. И. Герцена и др. Роман высоко оценили В. Г.
Белинский и Н. А. Некрасов. П. изобразила в нем свое безрадостное детство, нарисовала яркие и
правдивые картины семейного воспитания, которое лишь калечило душу ребенка. Роман явился суровым
приговором всей системе казенного и деспотичного воспитания, на что и обратил внимание цензор,
увидев в нем "подрыв родительской власти". В последующие годы П. выступает в "Современнике" с
рассказами, повестями и романами, откликаясь в них на актуальные вопросы общественной жизни.
Проблематика многих ее произведений была типичной для "натуральной школы", в традициях которой в
основном и развивалось её литературное творчество. П. интересовали вопросы семейного и
общественного положения женщины, проблемы воспитания, любви и брака. Она создала целую галерею
женских образов -- от забитых, сломленных жизненными обстоятельствами героинь (рассказы
"Безобразный муж", 1848; "Жена часового мастера", 1849; "Необдуманный шаг", 1850, и др.) до "новых
людей", воодушевленных идеями Н. Г. Чернышевского (роман "Женская доля", 1862). Героини П.
осознают необходимость борьбы за свое будущее, они являются носителями идей женской эмансипации
(роман "Мелочи жизни", 1854; повесть "Степная барышня", 1855; "Роман в петербургском полусвете",
1860, и др.)- В развернувшейся борьбе "Современника" с дворянским либерализмом П. становится на
сторону революционных демократов (роман "Русские в Италии", 1858).
Художественный уровень романов, повестей и рассказов П. невысок. В историю литературы она
вошла прежде всего своими "Воспоминаниями", над которыми работала в конце 80 гг. Впервые
опубликованные в журнале "Исторический вестник" в 1889 г. (отд. изд. в 1890 г.), они сразу же
привлекли к себе внимание богатством фактического материала и правдивым изображением
литературной жизни 40--60 гг. XIX в. В "Воспоминаниях" П. содержатся ценные сведения о жизни и
деятельности Белинского, Н. А. Добролюбова, Чернышевского, Некрасова, др. выдающихся деятелей
русской литературы и культуры. Несмотря на ряд фактических неточностей, а также субъективные
оценки некоторых писателей, прежде всего И. С. Тургенева, "Воспоминания" П. до сих пор продолжают
оставаться ценнейшим источником для изучения истории русской литературы.
Соч.: Семейство Тальниковых.-- Л., 1928; Воспоминания.--М., 1972.
Лит.: Чуковский К. И. Жена поэта.-- П., 1922; Он же. Панаева и ее воспоминания // Панаева.
Воспоминания.-- М., 1956; Черняк К. 3. Огарев, Некрасов, Герцен, Чернышевский в споре об огаревском
наследстве: Дело Огарева--Панаевой.-- М.; Л., 1933; Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н.
А. Некрасова.--М.; Л., 1950.-- Т. II.-- С. 123--171. 304--320; Т. III.-- 1952.-- С. 218--230.
А. И. Баландин
Стр.1