Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 477168)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Панаев И. И.: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц2
ID9075
АннотацияОб авторе (Панаев Иван Иванович).
Кому рекомендованоОб авторе
Панаев И. И.: Биобиблиографическая справка : Статья .— 1990 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПАНАЕВ, Иван Иванович [15(27). <...> По отцу, не чуждому занятиям литературой, приходился внучатым племянником Г. Р. Державину; его дядя, В. А. Панаев, был известным в свое время поэтом. <...> В 1824 г. поступил в Петербургское высшее училище, но вскоре был переведен в Благородный пансион при Петербургском университете. <...> Здесь П. впервые обращается к литературному творчеству-пишет стихи, редактирует ученический рукописный журнал. <...> После окончания пансиона (1830) поступает на службу в Департамент государственного казначейства, но уже через, год оставляет ее и лишь в 1834 г. вновь определяется в Департамент народного просвещения, где служит в редакции "Журнала Министерства народного просвещения". <...> В 1844 г. выходит в отставку и целиком посвящает себя литературной деятельности. <...> Впервые в печати П. выступает с 1834 г. с оригинальными и переводными стихами. <...> Подражательные и лишенные поэтического чувства, они не выделялись из массовой романтической поэзии, которой были заполнены периодические издания того времени. <...> В традициях светской повести были написаны и первые прозаические произведения П.-- повести "Спальня светской женщины. <...> Эпизод из жизни поэта в обществе" (1835), "Она будет счастлива. <...> По своей проблематике они близки повестям Марлинского и распространенным в литературе 30 гг. произведениям о художниках (повести Н. А. Полевого, А. В. Тимофеева, В. Ф. Одоевского и др.) <...> . П. разрабатывал в них тему конфликта между поэтом и обществом, разрешая его в морально-дидактическом плане. <...> Однако в ранних повестях П. выступали и реалистические тенденции, особенно заметные в изображении жизни и нравов высшего аристократического общества. <...> В 1839 г., вместе со своей молодой женой А. Я. Панаевой П. приезжает в Москву и сближается с В. Г. Белинским, с которым он вступил в переписку еще в марте 1838 <...> Созданные в это время повести "Дочь чиновного человека" (183У) и4"Белая горячка" (1840) свидетельствуют о растущем <...>
Панаев_И._И._Биобиблиографическая_справка.pdf
ПАНАЕВ, Иван Иванович [15(27).III.1812 -- 18.II(2.III).1862, Петербург] -- прозаик, журналист, мемуарист. Родился в богатой и культурной семье. По отцу, не чуждому занятиям литературой, приходился внучатым племянником Г. Р. Державину; его дядя, В. А. Панаев, был известным в свое время поэтом. В 1824 г. поступил в Петербургское высшее училище, но вскоре был переведен в Благородный пансион при Петербургском университете. Здесь П. впервые обращается к литературному творчеству-пишет стихи, редактирует ученический рукописный журнал. После окончания пансиона (1830) поступает на службу в Департамент государственного казначейства, но уже через, год оставляет ее и лишь в 1834 г. вновь определяется в Департамент народного просвещения, где служит в редакции "Журнала Министерства народного просвещения". В 1844 г. выходит в отставку и целиком посвящает себя литературной деятельности. Впервые в печати П. выступает с 1834 г. с оригинальными и переводными стихами. Подражательные и лишенные поэтического чувства, они не выделялись из массовой романтической поэзии, которой были заполнены периодические издания того времени. В традициях светской повести были написаны и первые прозаические произведения П.-- повести "Спальня светской женщины. Эпизод из жизни поэта в обществе" (1835), "Она будет счастлива. Эпизод из воспоминаний о петербургской жизни" (1836), "Сегодня и завтра" (1837), "Сумерки у камина" (1838) и др. По своей проблематике они близки повестям Марлинского и распространенным в литературе 30 гг. произведениям о художниках (повести Н. А. Полевого, А. В. Тимофеева, В. Ф. Одоевского и др.). П. разрабатывал в них тему конфликта между поэтом и обществом, разрешая его в морально-дидактическом плане. Однако в ранних повестях П. выступали и реалистические тенденции, особенно заметные в изображении жизни и нравов высшего аристократического общества. В 1839 г., вместе со своей молодой женой А. Я. Панаевой П. приезжает в Москву и сближается с В. Г. Белинским, с которым он вступил в переписку еще в марте 1838 г. Сближение с Белинским оказало сильное влияние на весь дальнейший творческий путь. Созданные в это время повести "Дочь чиновного человека" (183У) и4"Белая горячка" (1840) свидетельствуют о растущем критическом отношении писателя к романтической эстетике. В 40 гг. творчество П. развивается в русле т. н. "натуральной школы", идейным вдохновителем которой был Белинский. Продолжая традиции Н. В. Гоголя, П. создает ряд крупных беллетристических произведений, сыгравших значительную роль в развитии реализма 40--50 гг. Он становится одним из ведущих сотрудников "Отечественных записок", способствует переходу в этот журнал Белинского. П. обращается едва ли не ко всем жанрам, в которых развивалась "натуральная школа". В ряде физиологических очерков он сатирически изображает жизнь и нравы продажной журналистики булгаринского толка ("Петербургский фельетонист", 1841, "Литературная тля", 1843, "Литературный заяц", 1844, и др.). Повести "Онагр" (1841) и "Актеон" (1842) выдвигают его в первые ряды беллетристов нового литературного направления. В них П. обращается к теме вырождения человеческой личности, ведущей паразитический образ жизни. Главный герой этой своеобразной дилогии, столичный франт и прожигатель жизни, закономерно превращается в обыкновенного крепостника-помещика, превыше всего ставящего "животную негу и блаженное бездействие". Эта же тема разрабатывается и в социальнопсихологическом романе П. "Маменькин сынок" (1845). В повести "Родственники" (1847) П. одним из первых в русской литературе изобразил идеалистический философский кружок 30--40 гг. и вывел образ "лишнего человека" из новой социальной среды -- интеллигенции, предварив этим в известной мере роман И. С. Тургенева "Рудин" (1856). В 50 гг. П. много времени и сил отдает журналу "Современник", официальным редактором которого он был утвержден (фактически им был Н. А. Некрасов). В ряде художественных произведений тех лет он продолжает тему деградации человека в условиях крепостнического барства (роман "Львы в провинции", 1852; повесть "Внук русского миллионера", 1858). В 1854--1857 гг. П. создает цикл "опыт о хлыщах" ("Великосветский хлыщ", "Провинциальный хлыщ" и "Хлыщ высшей школы"), в котором изображение столичного и провинциального паразитирующего дворянства достигает большой сатирической остроты. Популярностью пользовались блестящие стихотворные пародии) фельетоны, очерки, обозрения петербургской жизни и русской журналистики, с которыми П. выступал под псевдонимом Новый поэт. Последние годы жизни (1860--1861) П. работал над "Литературными воспоминаниями" (1861), значение которых для истории русской литературы и русской общественной мысли исключительно велико. Человек по натуре своей очень общительный, П. еще в годы молодости установил обширные литературные и театральные знакомства, круг которых со временем еще больше расширился. К концу 40 гг. в Петербурге и Москве не было, пожалуй, сколько-нибудь значительного писателя или журналиста, с которым П. не был бы знаком. И все они предстали на страницах его "Воспоминаний". П. удалось нарисовать яркие портреты многих выдающихся деятелей отечественной культуры, прежде всего Белинского, организатора всего литературного движения 40 гг. "Воспоминания", во многом продолжая
Стр.1