Эта уже не новая книжка, великолепно изданная в берлинской типографии Лутце и Фогта, и не
просто иллюстрированная, но -- как на ней и обозначено -- сконструированная художником Лисицким,
невольно наводит на размышления совершенно особого рода. <...> . -- Ред.},
как о талантливом поэте на казенной службе, и критика ставит его за одну скобку с Демьяном Бедным,
Серафимовичем, Брюсовым. <...> В известном смысле, конечно, они и стоят за одной скобкой, но только за политической и
моральной, а не за художественной. <...> Брюсов -- поэт выдохшийся; Серафимович -- прозаик -- вообще
никогда в больших водах не плавал. <...> Он высокий мастер кованого, дерзкого, нового стиха, бьющего по хилым головам и
раздражающего тех, кому удары адресованы. <...> Лирики Маяковский чужд; он поэт не только "борьбы", но
и кровавой драки, поэт вызова, наглого удара, не попадающего мимо. <...> Когда пора политических оценок
пройдет и художественная критика снова попробует быть беспристрастной, тогда, за отметеньем
поэтического мусора, в числе оставшихся окажутся на равной степени признания и "белогвардейка"
Марина Цветаева, и "коммунист" Владимир Маяковский -- оба наиболее сильные, хотя и "гражданские",
поэты последних лет. <...> Я надеюсь не обидеть Марины Цветаевой, поэтессы значительно более широкого и
более литературного размаха, таким сравнением с ее талантливым гражданским антиподом. <...> У Маяковского нет шаблонных слов; если даже он берет шаблонные коммунистические девизы, - он переплавляет их тупую ржавчину в поэтическую сталь. <...> У него новая напряженность даже в забитом
слове:
Грудью вперед бравой! <...> Когда ему нужен барабан, он не ищет сочетания барабанных слов, а из сочетания звуков родит
призывную дробь:
Дней бык пег. <...> И стоит, например, сравнить слащавые вздохи о голоде других поэтов со строками Маяковского,
чтобы понять всю бездну различия поэтических мироощущений:
Сына? <...> Были популярны, но едва ли значительны сатирические стихи Маяковского, хотя ни в таланте, ни
в живой злости <...>
Владимир_Маяковский._Для_голоса.pdf
М.А. ОСОРГИН
Владимир Маяковский. Для голоса
Гос. изд. РСФСР. Берлин, 1923
В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.: РХГА,
2006. (Русский Путь).
OCR Бычков М. Н.
Эта уже не новая книжка, великолепно изданная в берлинской типографии Лутце и Фогта, и не
просто иллюстрированная, но -- как на ней и обозначено -- сконструированная художником Лисицким,
невольно наводит на размышления совершенно особого рода. О ней почти не было зарубежных отзывов,
потому что о Маяковском принято говорить aut male aut nihil {либо плохо, либо ничего (лат.). -- Ред.},
как о талантливом поэте на казенной службе, и критика ставит его за одну скобку с Демьяном Бедным,
Серафимовичем, Брюсовым.
В известном смысле, конечно, они и стоят за одной скобкой, но только за политической и
моральной, а не за художественной. Брюсов -- поэт выдохшийся; Серафимович -- прозаик -- вообще
никогда в больших водах не плавал. Демьян Бедный -- ловкий фельетонист-баснописец, типа
провинциально-уличного, злободневный сатирик, о котором, как о творце и поэте, говорить не
приходится. Но Маяковский стоит, конечно, совершенно особо.
Блеска настоящей гениальности, не раз сверкнувшей в культурнейшем Андрее Белом и в
некультурнейшем Сергее Есенине, -- в Маяковском нет, но исключительная даровитость его вне всякого
сомнения. Он высокий мастер кованого, дерзкого, нового стиха, бьющего по хилым головам и
раздражающего тех, кому удары адресованы. Лирики Маяковский чужд; он поэт не только "борьбы", но
и кровавой драки, поэт вызова, наглого удара, не попадающего мимо. Когда пора политических оценок
пройдет и художественная критика снова попробует быть беспристрастной, тогда, за отметеньем
поэтического мусора, в числе оставшихся окажутся на равной степени признания и "белогвардейка"
Марина Цветаева, и "коммунист" Владимир Маяковский -- оба наиболее сильные, хотя и "гражданские",
поэты последних лет. Я надеюсь не обидеть Марины Цветаевой, поэтессы значительно более широкого и
более литературного размаха, таким сравнением с ее талантливым гражданским антиподом.
У Маяковского нет шаблонных слов; если даже он берет шаблонные коммунистические девизы, -
- он переплавляет их тупую ржавчину в поэтическую сталь. У него новая напряженность даже в забитом
слове:
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
Когда ему нужен барабан, он не ищет сочетания барабанных слов, а из сочетания звуков родит
призывную дробь:
Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.
И стоит, например, сравнить слащавые вздохи о голоде других поэтов со строками Маяковского,
чтобы понять всю бездну различия поэтических мироощущений:
Сына?
Отца?
Стр.1