Источник: Бескина А. Осипович[Новодворский А. О.] // Литературная энциклопедия: В 11 т. -[М.],
1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 340-342.
Оригинал
здесь: Фундаментальная электронная библиотека.
ОСИПОВИЧ [1853--1882] (псевдоним Андрея Осиповича Новодворского) -- беллетристнародник.
Р. в разорившейся дворянской семье, к-рую с 13-летнего возраста содержал личным
заработком. Всю жизнь провел в неустанной борьбе за кусок хлеба. На средства "Литературного фонда"
был отправлен в Ниццу; умер 29 лет от туберкулеза. Печатался Осипович в "Отечественных записках".
Личная судьба писателя -- типичная судьба его собственных персонажей. Недаром сам он свое
творчество расценивал как "счет приходу и расходу своего я". Поражение революционного
народничества, сопровождавшееся кризисом народнической идеологии, вызвало резкие психологические
сдвиги в сознании революционной интеллигенции 80-х годов прошлого века. Был нанесен
сокрушительный удар по системе индивидуальной искупляющей жертвы. Начался пересмотр роли
"критически мыслящей личности". Под этим идеологическим знаком кризиса и переоценки и вступил в
литературу Осипович, творческая деятельность которого посвящена разработке темы отношения между
"народом" и интеллигенцией.
В первых своих произведениях "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" [1877] и "Карьера" [1880]
писатель трактует свою тему в плане иронии и скептицизма. Свою личную судьбу интеллигентавосьмидесятника,
лишнего человека и неверующего народника О. считает вечной судьбой всей
интеллигенции в целом. В "Эпизоде" дана развернутая галерея лишних людей, уже известных ранее,
созданных лит-рой типов: Печорина, Рудина, Базарова, Соломина и др. В качестве действующих лиц в
сюжет введены и писатели Белинский, Тургенев. Все они -- и писатели и их персонажи -- "лишние", ни
павы, ни вороны, не способные бороться "за народ", но не способные в то же время и погрязнуть в
обывательской тине. В. Воровский в статье "Лишние люди" (1905; II т. "Сочинений", стр. 49) писал об
"Эпизодах": "Ни павы ни вороньи сомнения и колебания должны были вскоре разрешиться для Печерицы
(персонаж из "Эпизодов") и его друзей в виде преодоления временного пессимистического настроения.
Несмотря на высказываемый автором страх потонуть в болоте, потонуть они не могли, хотя бы уже
потому, что, как говорит... Печерица, "если в башке у человека зародилось кое-что, чему по законам
человеческого прогресса положено развиваться, то такой человек не умирает"". "Эпизод из жизни ни
павы, ни вороны" в свое время вызвал много шума и был центром оживленной журнальной полемики.
Популярность этого произведения была так велика, что выражение "ни павство, ни воронство" вошло в
журналистику 80-х гг. на правах социально-психологического термина.
Последующие произведения О. -- "Тетушка" [1880], "Сувенир" [1881], "Роман" [1881],
"Мечтатели" [1881] -- свидетельствуют о некотором переломе в его настроениях. Не изменяя своей
основной теме, писатель ироническое и скептическое отношение к "лишним людям" заменяет
стремлением оправдать их, сочувствием и жалостью к ним. Он видит их с другой стороны, подчеркивает в
них другие черты -- самоотверженность, героизм, преданность своему делу. Творческая манера писателя
резко меняется. Публицистически заостренная пародия, шаржи, нагромождение публицистических
отступлений -- все, что позволяло народнической критике сравнивать Осиповича с Гейне и Щедриным,
сменилось лирически-повествовательной манерой. В. Воровский писал об этом периоде творчества О. ("В
ночь после битвы", 1908; II т. "Сочинений", стр. 47): "Литературная история русской интеллигенции с
конца 70-х годов состоит сплошь из постоянно сгущающейся окраски пессимизма. А. О. Новодворский,
еще стоящий одной ногой в царстве воодушевления и долга, другой уже переступает в мрак отчаяния,
беспомощности и пессимизма".
Библиография:
I.
Сочинения, изд. Батуева, 4 тт., СПБ, 1897.
II.
Ясинский И., Андрей Осипович Новодворский, "Отечественные записки", 1882, кн. III;
Стр.1