Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483361)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Осипович

0   0
Первый авторБескина
Страниц2
ID8911
АннотацияОб авторе (Осипович-Новодворский Андрей Осипович). Статья из Литературной энциклопедии, 1934 г.
Кому рекомендованоОб авторе
Бескина, А. Осипович : Статья / А. Бескина .— 1934 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Источник: Бескина А. <...> Р. в разорившейся дворянской семье, к-рую с 13-летнего возраста содержал личным заработком. <...> Всю жизнь провел в неустанной борьбе за кусок хлеба. <...> На средства "Литературного фонда" был отправлен в Ниццу; умер 29 лет от туберкулеза. <...> Личная судьба писателя -- типичная судьба его собственных персонажей. <...> Недаром сам он свое творчество расценивал как "счет приходу и расходу своего я". <...> Поражение революционного народничества, сопровождавшееся кризисом народнической идеологии, вызвало резкие психологические сдвиги в сознании революционной интеллигенции 80-х годов прошлого века. <...> Был нанесен сокрушительный удар по системе индивидуальной искупляющей жертвы. <...> Под этим идеологическим знаком кризиса и переоценки и вступил в литературу Осипович, творческая деятельность которого посвящена разработке темы отношения между "народом" и интеллигенцией. <...> В первых своих произведениях "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" [1877] и "Карьера" [1880] писатель трактует свою тему в плане иронии и скептицизма. <...> Свою личную судьбу интеллигентавосьмидесятника, лишнего человека и неверующего народника О. считает вечной судьбой всей интеллигенции в целом. <...> В "Эпизоде" дана развернутая галерея лишних людей, уже известных ранее, созданных лит-рой типов: Печорина, Рудина, Базарова, Соломина и др. <...> В качестве действующих лиц в сюжет введены и писатели Белинский, Тургенев. <...> Все они -- и писатели и их персонажи -- "лишние", ни павы, ни вороны, не способные бороться "за народ", но не способные в то же время и погрязнуть в обывательской тине. <...> 49) писал об "Эпизодах": "Ни павы ни вороньи сомнения и колебания должны были вскоре разрешиться для Печерицы (персонаж из "Эпизодов") и его друзей в виде преодоления временного пессимистического настроения. <...> Печерица, "если в башке у человека зародилось кое-что, чему по законам человеческого прогресса положено развиваться, то такой человек не умирает <...>
Осипович.pdf
Источник: Бескина А. Осипович[Новодворский А. О.] // Литературная энциклопедия: В 11 т. -[М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 340-342. Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека. ОСИПОВИЧ [1853--1882] (псевдоним Андрея Осиповича Новодворского) -- беллетристнародник. Р. в разорившейся дворянской семье, к-рую с 13-летнего возраста содержал личным заработком. Всю жизнь провел в неустанной борьбе за кусок хлеба. На средства "Литературного фонда" был отправлен в Ниццу; умер 29 лет от туберкулеза. Печатался Осипович в "Отечественных записках". Личная судьба писателя -- типичная судьба его собственных персонажей. Недаром сам он свое творчество расценивал как "счет приходу и расходу своего я". Поражение революционного народничества, сопровождавшееся кризисом народнической идеологии, вызвало резкие психологические сдвиги в сознании революционной интеллигенции 80-х годов прошлого века. Был нанесен сокрушительный удар по системе индивидуальной искупляющей жертвы. Начался пересмотр роли "критически мыслящей личности". Под этим идеологическим знаком кризиса и переоценки и вступил в литературу Осипович, творческая деятельность которого посвящена разработке темы отношения между "народом" и интеллигенцией. В первых своих произведениях "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" [1877] и "Карьера" [1880] писатель трактует свою тему в плане иронии и скептицизма. Свою личную судьбу интеллигентавосьмидесятника, лишнего человека и неверующего народника О. считает вечной судьбой всей интеллигенции в целом. В "Эпизоде" дана развернутая галерея лишних людей, уже известных ранее, созданных лит-рой типов: Печорина, Рудина, Базарова, Соломина и др. В качестве действующих лиц в сюжет введены и писатели Белинский, Тургенев. Все они -- и писатели и их персонажи -- "лишние", ни павы, ни вороны, не способные бороться "за народ", но не способные в то же время и погрязнуть в обывательской тине. В. Воровский в статье "Лишние люди" (1905; II т. "Сочинений", стр. 49) писал об "Эпизодах": "Ни павы ни вороньи сомнения и колебания должны были вскоре разрешиться для Печерицы (персонаж из "Эпизодов") и его друзей в виде преодоления временного пессимистического настроения. Несмотря на высказываемый автором страх потонуть в болоте, потонуть они не могли, хотя бы уже потому, что, как говорит... Печерица, "если в башке у человека зародилось кое-что, чему по законам человеческого прогресса положено развиваться, то такой человек не умирает"". "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" в свое время вызвал много шума и был центром оживленной журнальной полемики. Популярность этого произведения была так велика, что выражение "ни павство, ни воронство" вошло в журналистику 80-х гг. на правах социально-психологического термина. Последующие произведения О. -- "Тетушка" [1880], "Сувенир" [1881], "Роман" [1881], "Мечтатели" [1881] -- свидетельствуют о некотором переломе в его настроениях. Не изменяя своей основной теме, писатель ироническое и скептическое отношение к "лишним людям" заменяет стремлением оправдать их, сочувствием и жалостью к ним. Он видит их с другой стороны, подчеркивает в них другие черты -- самоотверженность, героизм, преданность своему делу. Творческая манера писателя резко меняется. Публицистически заостренная пародия, шаржи, нагромождение публицистических отступлений -- все, что позволяло народнической критике сравнивать Осиповича с Гейне и Щедриным, сменилось лирически-повествовательной манерой. В. Воровский писал об этом периоде творчества О. ("В ночь после битвы", 1908; II т. "Сочинений", стр. 47): "Литературная история русской интеллигенции с конца 70-х годов состоит сплошь из постоянно сгущающейся окраски пессимизма. А. О. Новодворский, еще стоящий одной ногой в царстве воодушевления и долга, другой уже переступает в мрак отчаяния, беспомощности и пессимизма". Библиография: I. Сочинения, изд. Батуева, 4 тт., СПБ, 1897. II. Ясинский И., Андрей Осипович Новодворский, "Отечественные записки", 1882, кн. III;
Стр.1