Белград, 1931
(Серия "Русская библиотека")
ВСТУПЛЕНИЕ
Не случайно решил я назвать этот сборник рассказов "Снами Петра", и не только по заглавию
первого рассказа. <...> Красные каблуки
версальских кавалеров, персиковые и бланжевые чулки посерели, а с париков, крученных в шестьдесят
лошадиных прядей, надобно было стряхивать версальскую пыль, как облако серой пудры. <...> Царь Петр Московский шагал ко дворцу пешим, впереди всех, без шляпы и парика. <...> Отбрасывая пряди с лица, он
кликнул раза два Преображенского денщика:
-- Треуголку, Никита, подай, ветрит знатно... <...> Петра догнал арапчонок Агибук, на бегу красные шальвары раздулись шарами. <...> Арапчонок Агибук держит под мышкой камышовую трость Петра с обтертым набалдашником
слоновой кости, а денщик несет дорожный погребец царев, обитый сафьяном. <...> А вечером того дня, при свече, царь Петр Московский писал нечто, скрипя пером, во дворцовом
покое. <...> Арапчонок расчихался во сне, надобно думать, от пыли, растрясенной Петром с замысловатого
денщикова наряда. <...> А ранним утром по первому птичьему щебету, когда прохладное солнце еще низко ходило по
стриженым стенам дерев, царь Петр Московский шагал один Версальским парком. <...> Надобно сказать, что арапчонок Агибук с утра забрался в Зеркальную галерею. <...> Агибук только что сунул нос в вазу с абрикосами в розах, как бы полную влажного золота, когда
Петр поймал его за ухо и тут же, на глазах Королевского Величества, многократно и звонко отхлопал
арапчонка по красным шальварам. <...> Арапчонок плакал в голос, растирая кофейными кулачками варенье и слезы, а красные его шальвары
прилипли к паркетам. <...> Царь Петр Московский стоит один у окон дворца, уже прикрытых изнутри белыми с позолотой
ставнями. <...> Канонир Белобородов, сержант, лежит головой к земле, вытянувши долгие ноги на дуло медной
мортиры. <...> Завернутый с головой в суконную красную епанчу, отсыревшую на росе, сидит тут же сержант
Арефьев. <...> Арефьев же, русоволосый,
с рыжиной, румяный и полный лицом, был как веселый <...>
Сны_Петра.pdf
Серия "Литература русской эмиграции"
Иван Лукаш; Сочинения в двух книгах; кн. 1 "Пожар Москвы"
Москва; НПК "Интелвак"; 2000
OCR и вычитка: Давид Титиевский, июль 2008 г., Хайфа
Библиотека Александра Белоусенко
--------------------------------------Иван
Лукаш
Сны Петра
Трилогия в рассказах
Печатается по изданию:
Л у к а ш И. Сны Петра.
Трилогия в рассказах. Белград, 1931
(Серия "Русская библиотека")
ВСТУПЛЕНИЕ
Не случайно решил я назвать этот сборник рассказов "Снами Петра", и не только по заглавию
первого рассказа. Не случайно, хотя и со многими опасениями, решил я также объединить весь сборник
определением: трилогия в рассказах. Решил я так потому, что, подбирая для сборника рассказы,
написанные мною в разное время, мне показалось, что в них есть одна мысль, за которой я следовал
несколько лет: мысль о том, что мое отечество было обречено на ту его судьбу, которая раскрылась на
глазах нашего поколения.
Между 1922 и 1927 годами, когда были написаны эти рассказы, вместе с той еще одна мысль вела
меня: мысль о том, что Россия, восставшая в величестве и славе от мановения Петра, моя Россия и моих
отцов-солдат, была невоплощенным до конца Сном Петра, полуявью и полувидением, сменой снов,
движимых к горчайшему пробуждению.
Невоплощенным Сном Петра и сошла Россия.
Иван Лукаш
3 Мая 1931 года
СНЫПЕТРА
Черный токай, огнистая искра, глотки всем пережег. Денщики ковшами носили винище господам
ассамблее. Князюшка Ромодановский ослюнявился, сел под стол и терся о колени шершавым паруком,
сивыми коконами, пес смокший.
Стр.1