Источник: Бочачер М. Огнев // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 8. --М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 233--236.
Оригинал здесь: Фундаментальная электронная энциклопедия.
ОГНЕВ Николай (псевдоним Михаила Григорьевича Розанова) [1888--] -- современный
советский писатель. Р. в семье присяжного поверенного. Участвовал в революционном движении,
подвергался арестам, но к определенной политической партии не принадлежал.
В творчестве Огнева четко обозначаются две струи, разделяющиеся хронологически:
романтическая струя, захватывающая почти все дореволюционное творчество, но сказывающаяся и в
отдельных пореволюционных произведениях, и реалистическая струя, ярче всего выраженная в
"Дневнике Кости Рябцева". В ряде дореволюционных рассказов, как напр. в "Двенадцатом часе", О.
находится под некоторым влиянием Л. Андреева и Ф. Сологуба. В них -- апологетика смерти, умной
силы, в то время как жизнь признается силой глупой. Самодержавный режим толкает героев О. искать
жизненную правду вдали от "городских кротов", среди "лесных братьев", хотя автор сознает всю
обреченность и тщетность подобного протеста против капиталистической цивилизации. В отличие от
рыцарей "литературного распада" О. не занимается простым созерцанием наступившей реакции, а болеет
за мир, за бессмысленное страдание людей, хотя это непримирение с действительностью у Огнева не
доходило до революционно-пролетарского обобщения, а вызывало гуманистические жалостливые
настроения.
В пореволюционных рассказах О. показывает себя писателем, агитирующим за жизнь и борьбу.
Однако преодолеть дореволюционные настроения и мысли Огневу удается не сразу. Нотки старого,
некоторое пристрастие к прошлому, к старине, а также восхваление старых героических времен в
противовес "серым будням" дают себя знать и в "Дневнике Кости Рябцева", и в "Трех измерениях", и
особенно в "Исходе Никпетожа".
В образе К. Рябцева О. рисует "историю молодого человека" поколения Октября. "История" не
закончена, т. к. приключения Рябцева оканчиваются 1926 годом. О. не показал Рябцева и его сверстников
на социалистической стройке.
В отличие от других авторов подобных "трилогий" (Л. Н. Толстого, Гарина-Михайловского) О.
изображает Рябцева не в семейной обстановке, а в школе, не касаясь противоречий, существующих
между семьей и школой. В свою очередь связи школы с широким миром социалистической практики
недостаточно показаны Огневым.
Рябцев -- советский человек. Цель своей жизни он видит в том, чтобы "прожить с пользой для
себя и для других и притом бороться за всеобщий коммунизм". Костя прямолинеен, не терпит
неискренности и в особенности двурушничества, несколько нигилистически относится к культурным
ценностям старого мира. Костя -- утилитарист, хотя и не узколобый деляга. Его интересует "все, вся
жизнь". О. подчеркивает нелюбовь Рябцева к сентиментам, хотя вместе с тем он хороший товарищ,
коллективист, способный на жертвы и геройство. С тонким юмором рисует О. школьную
действительность, в обстановке которой формируется Костя.
Если школа для Рябцева "все равно, что дом, и даже интереснее", то вуз встречает его
неприветливо. Материально-бытовые невзгоды, половые вопросы, гримасы нэпа -- все это волнует
Костю. Последняя запись в дневнике Рябцева -- бодрая и оптимистическая запись не Кости, а самого О.,
который добродушно иронизирует над растерянностью своего героя, будучи уверен в переходном
характере беспокоящих Костю обстоятельств.
В отличие от прямолинейного Рябцева другой герой дневника Кости -- учитель Никпетож
(Николай Петрович Ожогов), полно и с любовью обрисованный О., -- раздвоенный интеллигент. Главная
проблема, к-рой "ушиблен" Никпетож, -- это судьба русской интеллигенции.
Собственно и для самого О. проблема положения интеллигенции в советских условиях является
главной. Никпетож считает интеллигенцию одним фактом своего происхождения обреченной, не
способной переродиться в условиях пролетарской диктатуры. Не разделяя взглядов Никпетожа, Огнев
ставит своей задачей показать место интеллигенции в современной действительности. Самого
Никпетожа Огнев вылечивает от пессимистических настроений, показывает его обновленным в деревне,
в должности почтальона кольцевой почты. Показ включения интеллигента в практику пролетарской
борьбы у О. страдает примитивностью. Мотив обреченности интеллигенции вновь выдвинут О. в
интересном, хотя и спорном образе Калерии Липской. Гуманистка, индивидуалистка, она не мирится с
советским бытом и кончает жизнь самоубийством. "Она не может не погибнуть", утверждает Огнев, и
это утверждение неверно, так как в реальной социалистической действительности лучшая часть
мелкобуржуазной интеллигенции находит условия для преодоления в себе и гуманизма и
индивидуализма. Этот же мотив повторяется и в образе В. Шаховского, который также кончает жизнь
Стр.1