Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 493339)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Огарев

0   0
Первый авторЧерняк
Страниц4
ID8847
АннотацияОб авторе (Огарев Николай Платонович).
Кому рекомендованоОб авторе
Черняк, Я. Огарев : Статья / Я. Черняк .— 1934 .— 4 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Черняк Я. Огарев <...> http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2271.htm ОГАРЕВ Николай Платонович [1813-1877] - выдающийся деятель русского революционного движения, поэт и писатель. <...> В 1838 Огарев получил разрешение отправиться для излечения болезни (он страдал припадками эпилепсии) на кавказские минеральные воды; состоявшаяся здесь встреча Огарева с поэтомдекабристом А. И. Одоевским (см.), переведенным после ссылки рядовым в кавказские войска, сыграла значительную роль в развитии взглядов и настроений О. в этот период. <...> Происшедшая в ноябре того же года смерть отца позволила О. приступить к выполнению давно задуманного дела: отпуску на волю наследственных крепостных родовой вотчины Рязанской губ. <...> Руководя с этого времени вместе с Герценом деятельностью "Вольной русской типографии", являясь организатором "Колокола" и деятельным сотрудником всех изданий Герцена - "Полярной звезды", "Голосов из России", "Под суд", "Общее вече", - О. становится одним из крупнейших деятелей революционной агитации в России. <...> Последние годы жизни больного О. проходят в крайнем одиночестве. <...> О. был одним из виднейших деятелей того первого периода в развитии русской революции, когда выходцы из дворян 30-40-х гг., идя вслед за декабристами, широко развернули революционную агитацию, к-рую позднее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли" (Ленин, Памяти Герцена). <...> Развиваясь под влиянием идей революционного крыла декабристов, а позднее утопического социализма Сен-Симона и его учеников, О. к моменту возвращения в Россию имел тщательно выношенный план деятельности, намечавший прежде всего экспериментальную проверку в обстановке крепостной деревни возможностей применения вольнонаемного труда и организации промышленных предприятий. <...> О. предполагал привлечь к этому делу ряд соратников и, образовав коммуну, поселиться в деревне <...>
Огарев.pdf
Стр.1
Огарев.pdf
Черняк Я. Огарев // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 8. -М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 227-233. http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2271.htm ОГАРЕВ Николай Платонович [1813-1877] - выдающийся деятель русского революционного движения, поэт и писатель. Р. в семье богатого помещика. В 1834 в Москве, будучи уже студентом, О. одновременно с Герценом был арестован и привлечен к следствию по делу "О лицах, певших пасквильные стихи", и после 8-месячного тюремного заключения, нашедшего впоследствии отражение в стихотворном отрывке "Тюрьма", был выслан на родину в Пензу под наблюдение отца и местного начальства. В 1838 Огарев получил разрешение отправиться для излечения болезни (он страдал припадками эпилепсии) на кавказские минеральные воды; состоявшаяся здесь встреча Огарева с поэтомдекабристом А. И. Одоевским (см.), переведенным после ссылки рядовым в кавказские войска, сыграла значительную роль в развитии взглядов и настроений О. в этот период. Происшедшая в ноябре того же года смерть отца позволила О. приступить к выполнению давно задуманного дела: отпуску на волю наследственных крепостных родовой вотчины Рязанской губ. Свыше 1 800 крепостных семейств села Верхний Белоомут получили в результате 3-летних хлопот О. свободу. Весной 1841 Огаревы отправились за границу, где оставались с некоторым перерывом в течение пяти лет. Вернувшись в Россию в начале 1846, Огарев совместно с Герценом активно пропагандировал в Московском кружке последнего материализм и политический радикализм. Сойдясь в начале 1849 с Н. А. Тучковой, Огарев подвергся преследованиям со стороны первой своей жены, отказавшейся предоставить Огареву официальный развод. Попытка Огарева эмигрировать вызвала арест по доносу отца и дяди первой жены О. и предъявление доверенной Марии Львовны Огаревой - Авдотьей Панаевой - безденежных векселей О. ко взысканию. Возникший судебный процесс привел к полному разорению Огарева. В начале 1856, с трудом собрав средства для уплаты долгов, Огарев оставил Россию. Руководя с этого времени вместе с Герценом деятельностью "Вольной русской типографии", являясь организатором "Колокола" и деятельным сотрудником всех изданий Герцена - "Полярной звезды", "Голосов из России", "Под суд", "Общее вече", - О. становится одним из крупнейших деятелей революционной агитации в России. Как пропагандист общины О. справедливо может считаться одним из предшественников революционного народничества. Его перу помимо многих замечательных произведений революционной поэзии принадлежит огромное число статей по политическим и экономическим вопросам, брошюры и прокламации (среди них получили значительное распространение - "Что нужно народу", "Что нужно войску"; они легли в основу программы первой "Земли и воли"). В 60-х годах О. сближается с М. А. Бакуниным, а позднее занимает позицию, более близкую к молодой эмиграции, чем та, на которой стоял А. И. Герцен. В 1870, после смерти Герцена, Огарев сотрудничает в возобновленном Нечаевым и Бакуниным "Колоколе". Последние годы жизни больного О. проходят в крайнем одиночестве. Попытки О. в 1873-1875 снова войти в революционное движение и в частности примкнуть к "Вперед" П. Л. Лаврова остались незавершенными. О. был одним из виднейших деятелей того первого периода в развитии русской революции, когда выходцы из дворян 30-40-х гг., идя вслед за декабристами, широко развернули революционную агитацию, к-рую позднее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли" (Ленин, Памяти Герцена). Развиваясь под влиянием идей революционного крыла декабристов, а позднее утопического социализма Сен-Симона и его учеников, О. к моменту возвращения в Россию имел тщательно выношенный план деятельности, намечавший прежде всего экспериментальную проверку в обстановке крепостной деревни возможностей применения вольнонаемного труда и организации промышленных предприятий. О. предполагал привлечь к этому делу ряд соратников и, образовав коммуну, поселиться в деревне и отдать все свои силы, знания и средства переделке жизни крепостного крестьянства. Против утопическикоммунистических проектов О. возражал Н. И. Сазонов (см. "Письмо Н. И. Сазонова Огареву", "Звенья", "Academia", том V). Путь индивидуального реформаторства был испробован Огаревым в конце 40-х годов на практике и быстро показал свою несостоятельность. К этому именно времени относится последовательное развитие и созревание собственно революционных взглядов О. Множество произведений лирического характера, создавших О. славу проникновенного поэта-лирика, а также и ряд поэм ("Господин", "Деревня", "Радаев"), целый ряд отдельных стихотворений, проникнутых политическими мотивами, ряд позднейших статей в "Колоколе" на экономические и политические темы теснейшим образом связаны именно с этим периодом жизни О. [1848-1855]. Многие факты указывают на то, что именно тогда закрепилось в О. сознание необходимости революционного, а не либеральнореформистского пути борьбы с крепостным строем. Опыт практической деятельности привел Огарева к сознанию необходимости других, гораздо более решительных способов революционной перестройки действительности: "О! если так, то прочь
Стр.1