Черняк Я. Огарев // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 8. -М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 227-233.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2271.htm
ОГАРЕВ Николай Платонович [1813-1877] - выдающийся деятель русского революционного
движения, поэт и писатель. Р. в семье богатого помещика. В 1834 в Москве, будучи уже студентом, О.
одновременно с Герценом был арестован и привлечен к следствию по делу "О лицах, певших
пасквильные стихи", и после 8-месячного тюремного заключения, нашедшего впоследствии отражение в
стихотворном отрывке "Тюрьма", был выслан на родину в Пензу под наблюдение отца и местного
начальства. В 1838 Огарев получил разрешение отправиться для излечения болезни (он страдал
припадками эпилепсии) на кавказские минеральные воды; состоявшаяся здесь встреча Огарева с поэтомдекабристом
А. И. Одоевским (см.), переведенным после ссылки рядовым в кавказские войска, сыграла
значительную роль в развитии взглядов и настроений О. в этот период. Происшедшая в ноябре того же
года смерть отца позволила О. приступить к выполнению давно задуманного дела: отпуску на волю
наследственных крепостных родовой вотчины Рязанской губ. Свыше 1 800 крепостных семейств села
Верхний Белоомут получили в результате 3-летних хлопот О. свободу. Весной 1841 Огаревы
отправились за границу, где оставались с некоторым перерывом в течение пяти лет. Вернувшись в
Россию в начале 1846, Огарев совместно с Герценом активно пропагандировал в Московском кружке
последнего материализм и политический радикализм. Сойдясь в начале 1849 с Н. А. Тучковой, Огарев
подвергся преследованиям со стороны первой своей жены, отказавшейся предоставить Огареву
официальный развод. Попытка Огарева эмигрировать вызвала арест по доносу отца и дяди первой жены
О. и предъявление доверенной Марии Львовны Огаревой - Авдотьей Панаевой - безденежных векселей
О. ко взысканию. Возникший судебный процесс привел к полному разорению Огарева. В начале 1856, с
трудом собрав средства для уплаты долгов, Огарев оставил Россию. Руководя с этого времени вместе с
Герценом деятельностью "Вольной русской типографии", являясь организатором "Колокола" и
деятельным сотрудником всех изданий Герцена - "Полярной звезды", "Голосов из России", "Под суд",
"Общее вече", - О. становится одним из крупнейших деятелей революционной агитации в России. Как
пропагандист общины О. справедливо может считаться одним из предшественников революционного
народничества. Его перу помимо многих замечательных произведений революционной поэзии
принадлежит огромное число статей по политическим и экономическим вопросам, брошюры и
прокламации (среди них получили значительное распространение - "Что нужно народу", "Что нужно
войску"; они легли в основу программы первой "Земли и воли"). В 60-х годах О. сближается с М. А.
Бакуниным, а позднее занимает позицию, более близкую к молодой эмиграции, чем та, на которой стоял
А. И. Герцен. В 1870, после смерти Герцена, Огарев сотрудничает в возобновленном Нечаевым и
Бакуниным "Колоколе". Последние годы жизни больного О. проходят в крайнем одиночестве. Попытки
О. в 1873-1875 снова войти в революционное движение и в частности примкнуть к "Вперед" П. Л.
Лаврова остались незавершенными.
О. был одним из виднейших деятелей того первого периода в развитии русской революции, когда
выходцы из дворян 30-40-х гг., идя вслед за декабристами, широко развернули революционную
агитацию, к-рую позднее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы,
начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли" (Ленин, Памяти Герцена). Развиваясь под
влиянием идей революционного крыла декабристов, а позднее утопического социализма Сен-Симона и
его учеников, О. к моменту возвращения в Россию имел тщательно выношенный план деятельности,
намечавший прежде всего экспериментальную проверку в обстановке крепостной деревни возможностей
применения вольнонаемного труда и организации промышленных предприятий. О. предполагал
привлечь к этому делу ряд соратников и, образовав коммуну, поселиться в деревне и отдать все свои
силы, знания и средства переделке жизни крепостного крестьянства. Против утопическикоммунистических
проектов О. возражал Н. И. Сазонов (см. "Письмо Н. И. Сазонова Огареву", "Звенья",
"Academia", том V). Путь индивидуального реформаторства был испробован Огаревым в конце 40-х
годов на практике и быстро показал свою несостоятельность. К этому именно времени относится
последовательное развитие и созревание собственно революционных взглядов О. Множество
произведений лирического характера, создавших О. славу проникновенного поэта-лирика, а также и ряд
поэм ("Господин", "Деревня", "Радаев"), целый ряд отдельных стихотворений, проникнутых
политическими мотивами, ряд позднейших статей в "Колоколе" на экономические и политические темы
теснейшим образом связаны именно с этим периодом жизни О. [1848-1855]. Многие факты указывают на
то, что именно тогда закрепилось в О. сознание необходимости революционного, а не либеральнореформистского
пути борьбы с крепостным строем.
Опыт практической деятельности привел Огарева к сознанию необходимости других, гораздо
более решительных способов революционной перестройки действительности: "О! если так, то прочь
Стр.1