Л. В. Жданова
НЕОНАТОЛОГИЯ
Учебное пособие
Улан-Удэ
2024
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА»
Л. В. Жданова
НЕОНАТОЛОГИЯ
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебного пособия для обучающихся
по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова
2024
1
Стр.2
УДК 616-092.11
ББК 57.30
Ж 42
Утверждено к печати Экспертным советом университета
Протокол № 6 от 12 апреля 2024 г.
Рецензенты
Л. Л. Алексеева
доктор медицинских наук, начальник отдела охраны материнства и детства
Министерства здравоохранения Республики Бурятия
О. Э. Миткинов
доктор медицинских наук, доцент кафедры последипломного образования,
Бурятский госуниверситет имени Доржи Банзарова
Жданова Л. В.
Ж 42
Неонатология: учебное пособие. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского
государственного университета имени Доржи Банзарова, 2024. –
72 с. ISBN 978-5-9793-1922-3
В учебном пособие изложены теоретические и практические вопросы
неонатологии, представлены клинические проявления заболеваний
периода новорожденности, их диагностика и лечение.
Предназначено для обучающихся медицинских вузов по специальности
31.05.01. Лечебное дело.
УДК 616-092.11
ББК 57.30
© Л. В. Жданова, 2024
ISBN 978-5-9793-1922-3
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2024
2
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой учебное пособие для
дисциплины «Педиатрия» в рамках реализации образовательной программы
высшего образования по направлению подготовки 31.05.01. Лечебное дело очной
формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования. Дисциплина
«Педиатрия» относится к обязательным дисциплинам базовой части
Блока 1 в структуре ОП 31.05.01. Лечебное дело.
Изучение дисциплины направлено на формирование общепрофессиональных
и профессиональных компетенций: ОПК-1.1 — Демонстрирует моральные
и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной
деятельности; ОПК-1.3 — Применяет этические принципы в профессиональной
деятельности; ОПК-4.1 — Предполагает порядок применения
медицинских изделий, используемых при оказании медицинской помощи;
ОПК-4.2 — Применяет на практике медицинские изделия, предусмотренные
порядком оказания медицинской помощи; ОПК-4.3 — Представляет методы
обследования пациента, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи;
ОПК-4.4 — Определяет план обследования при разной патологии,
предусмотренный стандартами оказания медицинской помощи (клиническими
рекомендациями); ОПК-5.3 — Указывает причины и механизмы типовых патологических
процессов, состояний и реакций, их проявления и значение для организма
при развитии различных заболеваний; ОПК-5.4 — Решает профессиональные
задачи на основе патофизиологического анализа конкретных данных о
патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях; ОПК-6.1 —
Организовывает и осуществляет уход за больными; ОПК-6.2 — Демонстрирует
способность организовывать и оказывать первичную медико-санитарную помощь;
ОПК-6.3 — Рекомендует алгоритм своевременного выявления опасных
для жизни нарушений; ОПК-6.4 — Показывает навыки оказания медицинской
помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; ОПК-7.1 —
Анализирует теоретические основы немедикаментозной и медикаментозной терапии
заболеваний и патологических состояний; ОПК-7.2 — Назначает лечение
заболеваний патологических состояний; ОПК-7.3 — Демонстрирует готовность
осуществлять контроль эффективности и безопасности лечения заболеваний и
патологических состояний; ПК-3.1 — Анализирует методику сбора и анализа
жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных
и иных исследований в целях распознавания состояния или
установления факта наличия или отсутствия заболевания; ПК-5.2 — Назначает
лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи; ПК-3.3 — Демонстрирует навыки
объективного осмотра для оценки патологических состояний; ПК-3.4 — При3
Стр.4
меняет навыки интерпретации жалоб, данных анамнеза, лабораторных, инструментальных
исследований, для оценки физиологических и патологических состояний
в организме человека; ПК-4.1 — Учитывает основные патологические
состояния, симптомы, синдромы заболеваний, их механизмы развития, признаки
наличия или отсутствия заболевания; ПК-4.2 — Определяет на основании
сбора жалоб, анамнеза и объективного осмотра у пациента основные патологические
состояния, симптомы и синдромы заболеваний, определить отклонения
от нормы при лабораторных и инструментальных исследованиях; ПК-4.3 —
Формулирует клинический диагноз в соответствии с Международной статистической
классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);
ПК-5.1 — Разрабатывает план лечения заболевания или состояния с учетом диагноза,
возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов
медицинской помощи; ПК-5.2 — Назначает лекарственные препараты,
медицинские изделия и лечебное питание с учетом диагноза, возраста и клинической
картины болезни и в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи; ПК-5.3 — Назначает немедикаментозное лечение с учетом диагноза,
возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов
медицинской помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
особенности ведения первичной медицинской документации в медицинских
организациях системы охраны материнства и детства, основы законодательства
Российской Федерации и нормативно-технические документы по
охране здоровья детского населения; закономерности роста, развития ребенка,
его анатомо-физиологические особенности в различные возрастные периоды
детского возраста; роль наследственных, эндо-и-экзогенных факторов в формировании
здоровья или болезни детей; причины смертности и возможности ее
снижения; основы медико-генетического консультирования; принципы выхаживания,
вскармливания новорожденных, особенности питания детей старше
года; профилактику заболеваний детей в различные возрастные периоды; принципы
диспансерного наблюдения за детьми; клиническую, лабораторную и инструментальную
диагностику, особенности течения и профилактику заболеваний
детей в различные возрастные периоды; принципы ведения детей с различными
заболеваниями в амбулаторных условиях и показания к направлению в
стационар, лечение детей в условиях стационара;
уметь:
вести медицинскую документацию в медицинских организациях системы
охраны материнства и детства; установить приоритеты для решения проблем
4
Стр.5
здоровья ребенка: состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным
заболеванием, инвалидность, составлять план диспансерного наблюдения;
оценить факторы, влияющие на состояние физического и психологического
здоровья ребенка: индивидуальные, семейные, социальные факторы риска
(насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); подобрать индивидуальный
вид оказания помощи для лечения ребенка в соответствии с ситуацией:
первичная медико-санитарная помощь, скорая помощь, госпитализация, разработать
план терапевтических действий, с учетом течения болезни и ее лечения;
определить статус ребенка: собрать анамнез, провести опрос ребенка и/или его
родителей, провести физикальное обследование; оценить состояние ребенка
для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;
провести обследование органов и систем; поставить предварительный диагноз –
синтезировать информацию о ребенке с целью определения патологии и причин,
ее вызывающих, сформулировать клинический диагноз; наметить объем
исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и
получения достоверного результата; составлять план обследования и лечения
детей с различной патологией в амбулаторных условиях и в условиях стационара.
владеть:
навыками
информирования пациентов различных возрастных групп и их
родителей, общими принципами оформления рецептов и составления рецептурной
прописи, методами ведения медицинской документации; антропометрическими
методами, оценкой физического и нервно-психического развития
ребенка, определением группы здоровья диспансерного наблюдения; алгоритмом
выбора терапевтической/реабилитационной помощи в зависимости от состояния
здоровья ребенка; методами общеклинического исследования, интерпретацией
результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,
навыками определения патологических состояний у детей; основными врачебными
диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной
помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей,
навыками определения тактики ведения ребенка при патологических состояниях;
навыками ведения детей с различными заболеваниями в амбулаторных
условиях и в условиях стационара.
Основной задачей настоящего учебного пособия, является изучение неонатологии,
как науки о новорожденном, в рамках дисциплины «Педиатрия».
Учебное пособие состоит из 5-х глав, которые включает понятия новорожденного
ребенка, физиологические особенности его организма, а также вопросы
диагностики, лечения и профилактики патологических состояний, возникающих
в неонатальном периоде.
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1 Неонатология - наука о новорожденном
Глава 2 Недоношенный ребенок
Глава 3 Перинатальные поражения центральной нервной системы
Глава
4 Внутриутробные инфекции
Глава 5 Гемолитическая болезнь новорожденных
Глава 6 Геморрагическая болезнь новорожденных
Заключение
Библиографический список
3
6
19
37
47
57
64
69
70
71
Стр.72