Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Владимир Федорович Одоевский. <...> Скептику можно ответить следующим выводом: ты не можешь не верить тому,
что ты имеешь силу думать, свою мысль сообщать глазам, языку, своей руке,
следственно действовать, следственно жить; ты не можешь не верить тому, что
ты живешь; если ты живешь - ты родился, если ты родился - есть для тебя
начало, если есть начало, то была сила производящая, и так далее. <...> Напрасно нападали на мысль о внутреннем чувстве; точно так же, как в
мире физическом вредная пища нас с вида отвращает, - так точно к другому
поступку мы при мысли о нем чувствуем отвращение. <...> Поступки, в коих преимуществует один какой-либо элемент: поступок
Курциев {1} представляет наиболее поэтическую сторону; поступок человека,
который, надев на себя пробковый пояс, спасает человека, - видно одно
действие знания; в позе отшельника, удалившегося от мира, не ищущего ни с
кем сношения, - одна религиозная сторона. <...> Надобно заметить, что в каждом из
сих действий, хоть и подчиненно, но существуют и две другие стихии: в
преимущественно поэтическом, религ<иозном> и знаемом? и так далее - по той
же причине, почему органическое тело не может существовать без какого-либо
своего элемента, хотя в каждом из них они соединены. <...> То, что не есть ни знание, ни художественное произведение, ни вера и
что между тем составляет жизнь нашу, есть то, что называют нравственным
поступком. <...> Нравственный поступок есть результат сих трех элементов, отчего
то или другое соединение оных производит особенное понятие о нравственности,
как то или другое соединение простых тел производит то или другое вещество;
оттого в нравственном поступке мы находим, как говорят, ум - т. е. знание,
согласное с религиею, и поэтическую прелесть. <...> В историческом отношении это преобразование того или другого элемента в
нравственные поступки людей есть следующее:
|
|
|
|
Поэзия (времена беспокойные)
|
|
|
- ученый
|
Второй век {
- религиозный <...>
Наука_инстинкта._Ответ_Рожалину.pdf
Владимир Федорович Одоевский.
Наука инстинкта. Ответ Рожалину
---------------------------------------------------------------------------Серия
"Литературные памятники"
В.Ф. Одоевский "Русские ночи", М., "Наука", 1975
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------<Фрагменты>
Скептику
можно ответить следующим выводом: ты не можешь не верить тому,
что ты имеешь силу думать, свою мысль сообщать глазам, языку, своей руке,
следственно действовать, следственно жить; ты не можешь не верить тому, что
ты живешь; если ты живешь - ты родился, если ты родился - есть для тебя
начало, если есть начало, то была сила производящая, и так далее.
Напрасно нападали на мысль о внутреннем чувстве; точно так же, как в
мире физическом вредная пища нас с вида отвращает, - так точно к другому
поступку мы при мысли о нем чувствуем
отвращение. Это чувство развитое
составляет основание нравственности.
Поступки, в коих преимуществует один какой-либо элемент: поступок
Курциев {1} представляет наиболее поэтическую сторону; поступок человека,
который, надев на себя пробковый пояс, спасает человека, - видно одно
действие знания; в позе отшельника, удалившегося от мира, не ищущего ни с
кем сношения, - одна религиозная сторона. Надобно заметить, что в каждом из
сих действий, хоть и подчиненно, но существуют и две другие стихии: в
преимущественно поэтическом, религ<иозном> и знаемом? и так далее - по той
же причине, почему органическое тело не может существовать без какого-либо
своего элемента, хотя в каждом из них они соединены.
То, что не есть ни знание, ни художественное произведение, ни вера и
что между тем составляет жизнь нашу, есть то, что называют нравственным
поступком. Нравственный поступок есть результат сих трех элементов, отчего
то или другое соединение оных производит особенное понятие о нравственности,
как то или другое соединение простых тел производит то или другое вещество;
оттого в нравственном поступке мы находим, как говорят, ум - т. е. знание,
согласное с религиею, и поэтическую
прелесть. Есть нравственность в
различных пропорциях.
В историческом отношении это преобразование того или другого элемента в
нравственные поступки людей есть следующее:
|
Первый век {
|
Поэзия (времена беспокойные)
|
- ученый
Второй век {
|
- религиозный
- поэтический
- элемент поэтический преобладает
- религиозный
- ученый
|
|
|
|
|
|
|
|
| Под общим
} преобладанием
| поэзии
Вера (времена индийского и египетского образования) |
|
|
|
|
Третий век {
|
- поэтический
- религиозный
- ученый
Знание (времена греков)
Четвертый век
|
|
|
|
|
Разум и инстинкт могут иметь различные степени в одном и том же
человеке, то одолеет один, то другой. Так, например, простое боязливое
ханжество вытесняется кощунством Вольтера, кощунство вытесняется сухим
мистицизмом, мистицизм (2 нрзб.), но может быть высший синтез, разум с
инстинктом, которого трудно, может быть,
невозможно достигнуть,
приближаться к нему можно и должно, и потому не должно в последовательном
но
Стр.1