Владимир Федорович Одоевский
Русские ночи,
или о необходимости новой науки и нового искусства
---------------------------------------------------------------------------Серия
"Литературные памятники"
В.Ф. Одоевский "Русские ночи", М., "Наука", 1975
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------Два
труда
подлежит человеку в
сей жизни: понять то, что существует
и что должно существовать.
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая бытописания народов,
останавливается на тех странных
история: с беспокойством
друг
вопрошает ее, каким
не
дают
человечества
явлениях, которых не объясняет
образом в
разрешенный историческими изысканиями, в сущности своей остается доныне без
ответа. Политические
являются народы, процветают, наполняют всю землю своею славою и гибнут без
возврата. Этот
вопрос, по-видимому, столь обыкновенный,
перевороты
достаточного разрешения.
течение веков
столь давно
Сим
переворотам предшествует ослабление нравственных и физических сил народа, и
вышеупомянутый вопрос лишь обращается в другой, труднейший: каким образом
народ является на поприще жизни, достигает полного развития своих сил, потом
слабеет и погибает? Думали разрешить сей вопрос, предполагая
органического фатализма, предполагая, что всякий
народ следует
здесь ошибка, известная
детях;
именем заключения от вида к роду, т. е. ето
он
возрождается
в
своих
отношении к одному человеку давно
законам растений: рождения, жизни и смерти. Говорили: человек родится, живет
и умирает, то же должно быть и с народом, - и даже разделяли историю на два
периода: возвышение и падение. Но
основания; в другом отношении оно не полно. Человек собственно
ибо
возрождающегося, с народом, и тогда сравнение ваше будет
мере
в нравственном
действия
нашего века; один безумец ныне станет утверждать, что
свободной воли и что все его
судьбы, которой он не может и не должен
сокращает
уже вышел из числа
суть следствия
сравнение не имеет
не
сравните человека,
верно; от
род какого-то
физическим
в логике под
никакого
умирает,
безыменно
воли
человека зависит воспрепятствовать продолжению своего рода - не то же ли и с
народом, по крайней
смысле. Странно! Фатализм в
философских задач
человек не имеет
слепой
неизменной
сравнение одного человека с народом, находят справедливое в
одному человеку ложью в отношении к собранию людей, или
что точно так же, как один человек силою своей воли творит добро
земле, продолжает или
ответственность за жизнь
свою, так
свое бытие
равно
смотря на все исторические происшествия
вправе
и
человечества, его образованность или невежество находятся в самом
человечестве, и от него самого зависит
Предполагая существование
свободной воли человека
как
избрать
на
самого
обратить
бедствия
ту
и блаженство всего
или другую дорогу.
вполне
народа, судьба
наш
вопрос
впадает
следствия хотения
человечества, предполагая, одним словом, то, что судьба человека зависит
самого человека, судьба народа от
самого человечества, мы
человечества
человечество
в заблуждение
признаки сопутствуют его совращению с
истинного, естественного
составляют
общества?
Сии стихии должны соответствовать действиям
тело
жизни. Мы видим в природе, что
неоспоримым и
самого
от
от
образом внутреннее побуждение народа может довести его до погибели? Другими
словами: при каких условиях
его пути,
который есть единственное условие его благоденствия и самого бытия? Такие
признаки сопутствуют его прямому естественному шествию?
Но прежде спросим самих себя: какие силы
внутреннюю
человека, или
стихии не разрушены и боятся стихии разрушения; это
Если мы найдем стихии человечества и условия
их
силу
существует, когда составляющие его
общий закон
иначе его
природы.
разрушения, тогда
причины падения и возвышения народов.
Но можем ли мы найти стихии человечества; кто поручится, что
больше, ни меньше? В физической стороне природы мы видим
найдем
их
ни
нечто подобное.
в следующий: каким
и какие
сам
противиться. Отчего же, допуская
отношении к
народу? Очевидно,
и зло
на
должен нести
невольно
ни
одна
Стр.1