В. Ф. Одоевский: Краткая справка
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
находится на RULEX.RU
---------------------------------------------------------------------------I.
А.Ф. Кони.
В. Ф. Одоевский: биографическая справка.
Одоевский, Владимир Феодорович, князь - известный русский писатель и
общественный деятель. Родился в Москве, 30 июля 1803 г. Окончив курс в
благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в "Вестнике
Европы"; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером, издавал в 1824 - 1825
годах
альманах
"Мнемозина";
позднее служил в ведомстве иностранных
исповеданий и редактировал "Журнал Министерства Внутренних дел". В 1846 г.
был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и
директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г. музея в Москву,
назначен сенатором московских департаментов Сената и состоял
первоприсутствующим 8-го департамента. Скончался 27 февраля 1869 г. и
погребен на кладбище Донского монастыря. Человек самого разностороннего и
глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и
оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной
ему научной и общественной жизни. Искание во всем и прежде всего правды
("Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, - писал он в свои
преклонные годы, - были всегда и моими врагами, и моими мучителями: всюду я
преследовал их, и всюду они меня преследовали"), уважение к человеческому
достоинству и душевной свободе, проповедь снисхождения и деятельной любви к
людям, восторженная преданность науке, стремление всесторонне вникнуть в
организм духовной и физической природы отдельного человека и целого
общества - характерные черты его произведений и его образа действий. Они
проявляются уже в полемике с Булгариным, в письмах к "Лужницкому старцу", в
"Стариках", где в прозрачной и ядовитой аллегории выставляются жалкие и
отрицательные стороны служебной и общественной жизни - и красной нитью
проходят через все им написанное. Одоевский - не только занимательный
повествователь или, по его собственному выражению сказочник, но и научный
мыслитель,
популяризатор нравственно-философских,
экономических и
естественно-исторических учений. Зорко следя за открытиями в науке и за
новыми теориями, он в той или другой форме знакомит с ними своих читателей.
Его язык - живой и образный, иногда слишком богатый сравнениями и
метафорами - в передаче сложных и отвлеченных понятий очень определителен и
ясен. В нем почти постоянно слышится подмеченный Белинским "беспокойный и
страстный юмор", а некоторые страницы напоминают блестящие ораторские
приемы. Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит "Русским
ночам" - философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую
вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести,
отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора.
Так, например, рассказы: "Последнее самоубийство" и "Город без имени"
представляют, на фантастической подкладке, строго и последовательно до
конца доведенный закон Мальтуса о возрастании населения в геометрической
прогрессии, а произведений природы - в арифметической, со всеми выводимыми
из него заключениями, и теорию Бентама, кладущую в основание всех
человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как
движущую силу. Лишенная внутреннего содержания, замкнутая в лицемерную
условность светская жизнь нашла живую и яркую оценку в "Насмешке Мертвеца"
и в патетических страницах "Бала", где описывается страх смерти, овладевший
собравшейся на бале публикой. Жестоко порицаемое стремление к чрезмерной
специализации знаний, с утратой сознания общей между ними связи и гармонии,
служит сюжетом для "Импровизатора" и ряда других рассказов. В "Русских
ночах" особенно выдаются два рассказа, "Бригадир" и "Себастиан Бах": первый
- потому, что в нем автор, за пятьдесят лет до появления "Смерти Ивана
Ильича", затрагивает ту же самую - и по основной идее, и по ходу рассказа -
тему,
которую впоследствии, конечно, с неизмеримо большим талантом,
разработал Л. Н. Толстой ; второй - потому, что здесь (а также в "Последнем
квартете Бетховена") автор высказал свою восторженную любовь к музыке,
"величайшему из искусств". Серьезному изучению ее истории и теории он
Стр.1