Г. Макогоненко
Николай Новиков
Воспроизводится по изданию: Н.И. Новиков. Избранные сочинения.М.; Л. 1951.
Электронная публикация -- РВБ, 2005.
Решающей чертой неповторимого своеобразия передовой русской литературы является ее связь с
русским освободительным движением, ее беззаветное служение героическому делу борьбы с царизмом, с
помещичье-буржуазным гнетом. Борьба с самодержавием была начата еще в первый, дворянский, этап
русской революции. В последнее десятилетие XIX века эту борьбу повел и возглавил рабочий класс.
Именно потому, что русский царизм был оплотом европейской реакции, борьба с ним, как учит Ленин,
имела всемирно-исторический характер.
Мировое значение русской революции и определило мировое значение русской литературы. В
этих условиях сформировалось в России свое понимание гражданской роли писателя, общественных
задач литературы. Передовой писатель России -- это или писатель-революционер, какими были Радищев
и Рылеев, Герцен и Чернышевский, или писатель, выразивший коренные нужды народа, отразивший в
своих сочинениях важнейшие этапы революции, какими были, например, Грибоедов и Пушкин, Толстой
и Чехов. Ленин, отмечая эту особенность русской литературы, писал: "...если перед нами действительно
великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в
своих произведениях". {В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 15, стр. 179.}
Начиная со второй половины XVIII века, русские просветители объявили войну крепостничеству
и екатерининскому самодержавию. В авангарде литературы встали дворянские просветители -Фонвизин,
Новиков, Крылов. В конце 80-х годов литературу возглавил Радищев -- первый русский
революционер, положивший начало революционной идеологии в России.
Екатерина II была тем монархом, который одновременно играл в либерализм и жестоко
расправлялся с передовыми писателями. "Ученица Вольтера, монархиня-философ писала Наказ,
подходящий чуть ли не под точку зрения Мирабо, и в то же время лукаво душила Польшу,
покровительствовала барству, увеличивала налоги, раздавала людей в крепостное состояние, ссылала
Радищева... и преследовала Новикова, выращавшего из туманов германского мистицизма и
прекраснодушия ненависть к насилию и самовластию". {Н. Огарев. Стихи и поэмы, т. I, изд. "Библиотека
поэта", Л., 1937, стр. 302--303.}
С Екатерины II началась страшная, зловещая пора правительственных гонений на передовую
русскую литературу Радищев был отправлен в Сибирь.
Уезжая в ссылку, он пророчески писал, что прокладывает путь, которому не было примера, для
будущих "борзых смельчаков и в прозе и в стихах". Царизм не только мстительно и жестоко карал
самого писателя, но и преследовал его дело -- его слово, его книги. И опять именно Екатерина начала, а
ее коронованные преемники продолжили борьбу с книгами и сочинениями первых русских
просветителей -- Радищева и Новикова. В течение многих десятилетий XIX века творчество Радищева
находилось под запретом, на Новикове лежала клеветническая печать царского "опубликования". Вслед
за ними запрету, гонениям и фальсификации подверглись вольнолюбивая поэзия Пушкина,
революционная поэзия Рылеева, стихи Лермонтова и многое другое, ставшее "потаенной литературой".
Эта потаенная литература могла печататься только в Вольной русской типографии Герцена. Дворянскобуржуазная
наука верноподданнически завершила преступление царизма, создавая историю литературы,
из которой исключалась вся свободолюбивая революционная традиция. Тем самым гнусно обкрадывался
русский народ, у него отнималось то, что составляло его величайшее достояние и гордость.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла возможность создания
подлинной истории русской литературы, помогла понять ее силу и самобытность. В первые же месяцы
существования молодой республики Советов, в пору напряженной борьбы с силами контрреволюции,
Совет Народных Комиссаров, по инициативе Ленина и Сталина, принял историческое решение о
создании и постановке памятников великим деятелям социализма, революции, освободительного
движения, просвещения, науки и литературы. В списке наряду с великими революционерами и
общественными деятелями были писатели, поэты, ученые, философы. Это решение знаменовало не
только признание народом заслуг многих поколений русских писателей, но и свидетельствовало о
замечательном своеобразии русской литературы, честно служившей делу революции. Именно эту мысль
и выразил Ленин, когда выдвинул идею постановки памятников. Вот что об этом говорит Луначарский:
"Наш вождь Владимир Ильич Ленин подал нам эту мысль: "ставьте как можно скорее, хотя бы пока в
Стр.1