Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 493215)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Николай Новиков

0   0
Первый авторМакогоненко
Страниц22
ID8722
АннотацияОб авторе (Новиков Николай Иванович).
Кому рекомендованоОб авторе
Макогоненко, Г. Николай Новиков : Статья / Г. Макогоненко .— 1951 .— 22 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Решающей чертой неповторимого своеобразия передовой русской литературы является ее связь с русским освободительным движением, ее беззаветное служение героическому делу борьбы с царизмом, с помещичье-буржуазным гнетом. <...> Борьба с самодержавием была начата еще в первый, дворянский, этап русской революции. <...> Мировое значение русской революции и определило мировое значение русской литературы. <...> В этих условиях сформировалось в России свое понимание гражданской роли писателя, общественных задач литературы. <...> Передовой писатель России -- это или писатель-революционер, какими были Радищев и Рылеев, Герцен и Чернышевский, или писатель, выразивший коренные нужды народа, отразивший в своих сочинениях важнейшие этапы революции, какими были, например, Грибоедов и Пушкин, Толстой и Чехов. <...> } Начиная со второй половины XVIII века, русские просветители объявили войну крепостничеству и екатерининскому самодержавию. <...> В авангарде литературы встали дворянские просветители -Фонвизин, Новиков, Крылов. <...> В конце 80-х годов литературу возглавил Радищев -- первый русский революционер, положивший начало революционной идеологии в России. <...> Ученица Вольтера, монархиня-философ писала Наказ, подходящий чуть ли не под точку зрения Мирабо, и в то же время лукаво душила Польшу, покровительствовала барству, увеличивала налоги, раздавала людей в крепостное состояние, ссылала Радищева... и преследовала Новикова, выращавшего из туманов германского мистицизма и прекраснодушия ненависть к насилию и самовластию". <...> } С Екатерины II началась страшная, зловещая пора правительственных гонений на передовую русскую литературу Радищев был отправлен в Сибирь. <...> И опять именно Екатерина начала, а ее коронованные преемники продолжили борьбу с книгами и сочинениями первых русских просветителей -- Радищева и Новикова. <...> Это решение знаменовало не только признание народом заслуг многих поколений русских писателей, но и свидетельствовало о замечательном <...>
Николай_Новиков.pdf
Г. Макогоненко Николай Новиков Воспроизводится по изданию: Н.И. Новиков. Избранные сочинения.М.; Л. 1951. Электронная публикация -- РВБ, 2005. Решающей чертой неповторимого своеобразия передовой русской литературы является ее связь с русским освободительным движением, ее беззаветное служение героическому делу борьбы с царизмом, с помещичье-буржуазным гнетом. Борьба с самодержавием была начата еще в первый, дворянский, этап русской революции. В последнее десятилетие XIX века эту борьбу повел и возглавил рабочий класс. Именно потому, что русский царизм был оплотом европейской реакции, борьба с ним, как учит Ленин, имела всемирно-исторический характер. Мировое значение русской революции и определило мировое значение русской литературы. В этих условиях сформировалось в России свое понимание гражданской роли писателя, общественных задач литературы. Передовой писатель России -- это или писатель-революционер, какими были Радищев и Рылеев, Герцен и Чернышевский, или писатель, выразивший коренные нужды народа, отразивший в своих сочинениях важнейшие этапы революции, какими были, например, Грибоедов и Пушкин, Толстой и Чехов. Ленин, отмечая эту особенность русской литературы, писал: "...если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях". {В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 15, стр. 179.} Начиная со второй половины XVIII века, русские просветители объявили войну крепостничеству и екатерининскому самодержавию. В авангарде литературы встали дворянские просветители -Фонвизин, Новиков, Крылов. В конце 80-х годов литературу возглавил Радищев -- первый русский революционер, положивший начало революционной идеологии в России. Екатерина II была тем монархом, который одновременно играл в либерализм и жестоко расправлялся с передовыми писателями. "Ученица Вольтера, монархиня-философ писала Наказ, подходящий чуть ли не под точку зрения Мирабо, и в то же время лукаво душила Польшу, покровительствовала барству, увеличивала налоги, раздавала людей в крепостное состояние, ссылала Радищева... и преследовала Новикова, выращавшего из туманов германского мистицизма и прекраснодушия ненависть к насилию и самовластию". {Н. Огарев. Стихи и поэмы, т. I, изд. "Библиотека поэта", Л., 1937, стр. 302--303.} С Екатерины II началась страшная, зловещая пора правительственных гонений на передовую русскую литературу Радищев был отправлен в Сибирь. Уезжая в ссылку, он пророчески писал, что прокладывает путь, которому не было примера, для будущих "борзых смельчаков и в прозе и в стихах". Царизм не только мстительно и жестоко карал самого писателя, но и преследовал его дело -- его слово, его книги. И опять именно Екатерина начала, а ее коронованные преемники продолжили борьбу с книгами и сочинениями первых русских просветителей -- Радищева и Новикова. В течение многих десятилетий XIX века творчество Радищева находилось под запретом, на Новикове лежала клеветническая печать царского "опубликования". Вслед за ними запрету, гонениям и фальсификации подверглись вольнолюбивая поэзия Пушкина, революционная поэзия Рылеева, стихи Лермонтова и многое другое, ставшее "потаенной литературой". Эта потаенная литература могла печататься только в Вольной русской типографии Герцена. Дворянскобуржуазная наука верноподданнически завершила преступление царизма, создавая историю литературы, из которой исключалась вся свободолюбивая революционная традиция. Тем самым гнусно обкрадывался русский народ, у него отнималось то, что составляло его величайшее достояние и гордость. Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла возможность создания подлинной истории русской литературы, помогла понять ее силу и самобытность. В первые же месяцы существования молодой республики Советов, в пору напряженной борьбы с силами контрреволюции, Совет Народных Комиссаров, по инициативе Ленина и Сталина, принял историческое решение о создании и постановке памятников великим деятелям социализма, революции, освободительного движения, просвещения, науки и литературы. В списке наряду с великими революционерами и общественными деятелями были писатели, поэты, ученые, философы. Это решение знаменовало не только признание народом заслуг многих поколений русских писателей, но и свидетельствовало о замечательном своеобразии русской литературы, честно служившей делу революции. Именно эту мысль и выразил Ленин, когда выдвинул идею постановки памятников. Вот что об этом говорит Луначарский: "Наш вождь Владимир Ильич Ленин подал нам эту мысль: "ставьте как можно скорее, хотя бы пока в
Стр.1