Благой Д. Новиков Н. И. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 8. -М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 131-134.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-1311.htm
НОВИКОВ Николай Иванович [1744-1818] - книгоиздатель и публицист XVIII в. Родом из
дворянской семьи среднего достатка. Учился у деревенского дьячка, затем в Московской дворянской
гимназии, откуда был исключен "за леность и нехождение в классы". С 1762 служил в гвардии. В 1767
был прикомандирован в качестве секретаря к комиссии по составлению проекта нового Уложения.
Систематическая работа Н. как литератора-профессионала началась с 1769 изданием сатирического
журнала "Трутень" [1769-1770], за к-рым последовали сатирические же издания - "Пустомеля" [1770,
вышло всего два номера], "Живописец" [1772-1773] и "Кошелек" [1774]. В 1772 выпустил "Опыт
исторического словаря о российских писателях". В 1773 приступил, при поддержке Екатерины, к
изданию памятников ("Древняя Российская Вивлиофика" и др.). Переехав в Москву и взяв в аренду
Московскую университетскую типографию, Н. начал издавать газ. "Московские ведомости" с
разнообразными "прибавлениями", ряд журналов, напечатал огромное количество книг (всего Н. было
издано около 1000 названий), придал небывалый размах книжной торговле, вовлекая в нее провинцию
(см. "Литературные издательства"), завязывая отношения с иностранными комиссионерами. В Москве
окрепли связи Н. с масонами (в масонскую ложу он вступил еще в 1775) и через проф.Шварца,
сделавшегося его ближайшим сотрудником, - с "братством златорозового креста" - розенкрейцерами. В
1784 возникла знаменитая "Типографическая компания" - крупнейшее по тому времени издательское и
торговое дело на паях, с большим количеством подсобных учреждений, солидным капиталом и
доходами. Со второй половины 80-х гг. XVIII в. деятельность розенкрейцеров начала вызывать
подозрительность правительства, усугублявшуюся под влиянием событий Великой французской
революции. Ряд притеснений, чинимых Н. по предписаниям Екатерины, закончился арестом его 1792 и
разгромом всех его предприятий (сожжение ряда изданий и т. п.). Сам Н. был приговорен к "нещадной
(т. е. смертной) казни", замененной ему 15 годами заключения в Шлиссельбургской крепости, где он
оставался до конца царствования Екатерины. Литературно-общественная работа его была прервана
навсегда.
В своей издательской деятельности Н. делал сознательную установку на "читателей из мещанства
и купечества". Огромный успех своих сатирических журналов ("Живописец" при жизни Н. выдержал 5
изданий) сам он объяснял тем, что "у нас те только книги четвертым и пятым изданием печатаются",
которые приходятся "во вкус мещан". Особенно ярко выраженной буржуазной идеологией проникнуты
сатирические журналы Н. (Н. являлся не только издателем журналов, но в значительной степени их
автором; однако установить точный объем его авторства не представляется возможным в виду
анонимности всего помещавшегося материала). Главной мишенью сатиры в журналах Н. служит высшее
дворянское общество - "большие бояре", "придворная знать", "титлоносные", "случайные" люди.
Сатирик беспощадно бичевал их пороки: чванство "пятисотлетней породы", лень, невежество, легкость
нравов, модную поверхностную "французскую" образованность. С большим сочувствием относился он к
"наукой подкрепленному" рядовому дворянству. Но идеалом Н. оказался "мещанин" - "человек подлый,
по наречию некоторых глупых дворян", на самом же деле "муж совершенный", носитель всех возможных
добродетелей. Дворянским персонажам, наделяемым характерными именами - " Недоум", "Худосмысл",
"Забыл-честь", - он противопоставлял "мещанина" "Чистосердова" и свое alter ego - выразителя всех
основных мыслей издателя - некоего "Правдолюбова". Сатира Н. до известной степени отвечала
намерениям самой Екатерины, опасавшейся в первое десятилетие своего царствования дворянской
оппозиции и стремившейся опереться против нее на "людей среднего рода", "создание" которых в России
она считала своей прямой задачей. Сама она стояла во главе первого сатирического журнала "Всякая
всячина", вызвавшего к жизни все остальные, в том числе и сатирические издания Н. Но критикуя
дворянство, орган екатерининского самодержавия, целиком державшегося на дворянских же
крепостнических корнях, оставался на позициях внутриклассовой борьбы. Н. в своей сатире сошел с этих
позиций, атакуя дворянство с точки зрения другого класса - растущей буржуазии. Не ограничиваясь
нападками на "порочных" людей, Новиков нападал на "порочность" социальных порядков - феодальнодворянских
основ екатерининской России. Одной из центральных тем сатиры Н. являлось резко
отрицательное изображение "рабства" - крепостничества, - в частности в "Живописце" напечатан
замечательный "Отрывок из путешествия ***И. Т.", по мнению новейших исследователей
принадлежащий Радищеву (см.) и во всяком случае явившийся прообразом знаменитого "Путешествия из
Петербурга в Москву". По представлению "Всякой всячины" сатира должна быть лишена "меланхолии",
т. е. мрачного изображения действительности, должна вестись в "улыбательном тоне", памятуя, что ее
задача - "увеселять знатных людей". Резко оспаривая исходные позиции "Всякой всячины", называя
проповедуемое ею "человеколюбие" "пороколюбием", "Трутень" Н. устами Правдолюбова объявлял
Стр.1