Михаил Петрович Новиков
Письма крестьянина
1995.
Изд: "Толстовский листок". Вып. 10. Изд-во "Фонд "За выживание и развитие человечества"",М.,
Оригинал: http://marsexx.narod.ru/tolstoy/listok-10.html
I
Дорогой друг, я был у Льва Николаевича Толстого...
И все произошло само собою и так просто. Как оказалось, у меня и не было никакой веры, какой,
вообще говорят, что верит наш народ и какая, будто, может мешать общению с Толстым. У меня была не
вера, а не проверенное доверие к чужим словам. И как только это рассеялось, мне понадобился Толстой.
И, будучи в Москве, я пошел к нему...
Несколько раз я приходил в Хамовнический переулок к дому N 21, в котором в то время по зимам
жил Толстой, и несколько раз уходил обратно, не решаясь проникнуть сквозь чуждую мне перегородку
городских условностей -- со звонками, дворниками, лакеями, докладами. Но мысли не давали покоя и
тянули к нему. И я, волнуясь и стыдясь, переступил порог...
У графа было с десяток посетителей: студенты, семинаристы, пожилые и серьезные господа
ученого типа, молодые девицы из учащихся и простые рабочие из слесарей и фабричных.
Когда я вошел, Л.Н. поздоровался со мною, поправил мое обращение к нему "ваше сиятельство",
заметив мне серьезно, что его зовут "Львом Николаевичем и только".
-- Без всякого сиятельства, которое придумано людьми для низменных целей.
Затем указал мне на свободное место на одном из двух кожаных кресел, и разговор продолжался.
Один из двух семинаристов держал в роде покаянной речи и рассказывал о том, как он жил дурно (с
подробностями о непотребных делах) и о том, как он хотел кончить семинарию только для того, чтобы
составить карьеру и добыть легкую жизнь, как это делают люди его сословия, но что потом, в самом
разгаре его дурной жизни и ожесточения сердца, ему было видение или какое-то озарение, словом, чтото
особенное, от чего он сразу понял и истину, и ложь своей жизни.
Л.Н., казалось, тяготился покаянной речью семинариста. Но семинарист, видно, не замечал этого
и продолжал свою историю.
-- Теперь, Л.Н., -- говорил он, -- я решил исправить свою жизнь, решил не учиться тому, чтобы
обманывать народ и жить на его шее... Только вы помогите мне покончить с моею старою жизнью.
Кроме грехов, я наделал еще и долгов. И мне нужны сейчас полтораста рублей, иначе я останусь
подлецом перед товарищами и родителями. Одолжите мне на время 150 рублей.
-- И я, Л.Н., хотела попросить у вас 50 р., -- смущенно сказала одна из девушек, -- я давно хотела
и все не решалась, у меня мать больная. А мне осталось три месяца до экзамена, мы страшно
нуждаемся...
И разговор оборвался. Видимо было, что все смутились от таких неожиданных выводов из
покаянных историй. И всем стало неловко. Ученый муж и двое студентов наскоро откланялись и ушли.
-- У меня сегодня такой уж счастливый день, -- заговорил Л.Н., -- сейчас просят 200 р., а давеча
утром какая-то барыня из Швейцарии прислала письмо, в котором пишет, что у ней вышли все средства,
а дочери ее необходимо кончить консерваторию, и просит прислать ей 500 р. Иногда просят и по тысяче,
и по две. И вообще не проходит дня, чтобы не было таких просьб. Я уже, -- улыбнулся Л.Н., -- одно
время думал: не добыть ли мне кошелек с неразменным рублем, чтобы удовлетворять все эти просьбы.
Но подумал: у меня ведь не будет тогда времени ни работать, ни отдыхать, и все 24 часа я вынужден
буду только доставать из кошелька рубли. А кругом желающих все больше будет прибывать. И я оставил
мысль о кошельке, раз навсегда решивши, не отвечать на такие письма... Странные люди! Просят того,
чего у меня нет, и не указывают, откуда мне достать нужные им деньги... -- Вы мне скажите, -- обратился
Л.Н. к говорившему семинаристу, -- где мне взять для вас эти 150 рублей? Семинарист смутился,
покраснел и заговорил про литературную работу Л-а Н-а, про то, что одна строаница его писаний спасла
бы семинариста от позора долгов... Но Л.Н. остановил его и сказал, что он давным-давно отказался от
Стр.1