Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637401)
Контекстум
Электро-2024
Гигиена и санитария  / №2 2022

Физиолого- гигиеническое обоснование способа повышения умственной работоспособности учащихся старшего школьного возраста (250,00 руб.)

0   0
Первый авторБулычева
АвторыЖданова О.М.
Страниц8
ID871639
АннотацияВведение. Существенный рост учебной нагрузки в образовательных организациях инновационного типа создаёт предпосылки для развития функци- онального напряжения центральной нервной системы, быстрого утомления и снижения умственной работоспособности учащихся. Цель исследования – научно обосновать неинвазивный немедикаментозный способ повышения умственной работоспособности подростков старше- го школьного возраста. Материалы и методы. Способ заключался в реализации четырёх этапов: на первом этапе проведена предварительная компьютерная оценка уровня умственной работоспособности 100 учащихся многопрофильного лицея методом вариационной хронорефлексометрии; на втором этапе учащиеся были обучены навыкам функционального биоуправления с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания на аппаратно-программном комплексе «Микарт-М»; на третьем этапе каждому учащемуся в зависимости от степени освоения методики были даны рекомендации о режиме и крат- ности выполнения тренингов. Были сформированы 2 группы учащихся: первая группа – обследуемые, которые самостоятельно и регулярно в течение 2 нед выполняли тренинги (n = 48), вторую группу составили подростки, не выполнявшие тренинги (n = 52). На четвёртом этапе у учащихся обеих групп проведена оценка эффективности разработанного способа путём сравнительного анализа данных до и после тренингов функционального био- управления. Результаты. Установлено, что среди учащихся 1-й группы, регулярно использовавших диафрагмально-релаксационное дыхание в течение 2 нед, чис- ло обследуемых с оптимальной работоспособностью увеличилось вдвое, а доля учащихся с существенно сниженной умственной работоспособностью снизилась в 16,7 раза, что свидетельствовало о высокой эффективности разработанного способа повышения умственной работоспособности; в свою очередь среди подростков 2-й группы, нерегулярно выполнявших тренинги, выявлена противоположная тенденция снижения в 15,5 раза числа обследуемых с нормальной умственной работоспособностью. Ограничения. Полученные результаты требуют верификации на других выборках с расширением возраста учащихся и типов общеобразовательных учреждений; дополнения данных об уровне умственной работоспособности лицеистов результатами академической успеваемости, которая также характеризует уровень умственной работоспособности; удлинения срока наблюдения за фиксируемыми показателями после проведения тренингов для уточнения сроков изменения показателей, влияющих на работоспособность и характеризующих её. Заключение. Разработанный способ является эффективным инструментом повышения умственной работоспособности подростков старшего школьного возраста, что позволяет рекомендовать его для внедрения и массового использования медицинскими работниками и педагогами общеоб- разовательных учреждений.
Булычева, Е.В. Физиолого- гигиеническое обоснование способа повышения умственной работоспособности учащихся старшего школьного возраста / Е.В. Булычева, О.М. Жданова // Гигиена и санитария .— 2022 .— №2 .— С. 186-193 .— URL: https://rucont.ru/efd/871639 (дата обращения: 03.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст