Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01140181.htm
Николев Николай Петрович - поэт и драматург, член российской академии (1758-1815),
родственник и воспитанник княгини Е.Р. Дашковой. Был на военной службе, пока не ослеп. Писал
ложноклассические оды, сентиментально искусственные песни в народном духе, трагедии. Большим
успехом пользовались его драмы ("Пальмира", "Самолюбивец", "Истинное постоянство", "Феникс" и
др.), напечатаны в "Российском Театре". В 1795 - 1798 гг. вышли его "Творения" (5 т.). Друзья,
называвшие его "русским Мильтоном", несколько лет после его смерти собирались в особые заседания
(беседы) в честь его, описанные в "Сыне Отечества" (1817, ч. XXXVI), "Русском Вестнике" (1819, No 23
и 24) и в особой брошюре: "Памятник друзьям Николева" (1819). Особенно покровительствовал
Николеву Павел I, называвший его "L'aveugle clairvoyant". - Ср. статью А. Чернышева в I т. "Русской
поэзии" (1895) С.А. Венгерова.
Оригинал здесь - http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=956
НИКОЛЕВ Николай Петрович [ок. 1758 - 24 I (5 II) 1815, Москва]. Отец Н., генерал-майор
Преображенского полка, происходил из дворянского рода, который вел начало от переселившегося в
Россию в XVII в. фр. полковника Д. Николь-Деманора; был в родстве с Е. Р. Дашковой; мать - из
купеческой семьи. Когда Н. было пять лет, Дашкова обратила на него внимание и взяла на воспитание:
было "прилагаемо особенное старание дать ему должные познания в математике и словесности, к чему
он имел особенную склонность, и в продолжение своего воспитания сверх языка отечественного, столько
успел в литературе французской и итальянской, что мог не токмо свободно объясняться в разговорах, но
и писать на сих двух языках". Пятнадцати лет он был зачислен в гвардию. Благодаря Дашковой, Н. часто
бывал у Паниных и в др. аристократических домах. Вместе с тем он любил совершать прогулки "на
народные площади, гульбища, в ряды, бывал даже в местах, открытых для народных праздников". По
свидетельству С. А. Маслова, Н. женился на княжне Е. А. Долгорукой на двадцать седьмой году, но, по
записям в дневнике П. Лаврова, женитьбу Н. можно отнести к самому кон. 1777 - нач 1778 (см.: Рус. арх.
1878. No 8. С. 445, 448). Во время службы, очевидно в 1778, Н. находился в Крыму; возвращаясь
курьером в Петербург, он сильно простудился. В связи с этим ухудшилось его зрение, и он вышел в
отставку в чине майора. Н. впосл. вспоминал, что его зрение стало слабеть с двадцати лет. Вскоре он
почти ослеп, но активно продолжал заниматься литературой. По его собственным словам, он начал
писать стихи с тринадцати лет. "Сатиру на развращенные нравы нынешнего века" Н. назвал своим
"первым плодом", отнеся ее к 1770 и указав, что первая публикация "Сатиры..." (1777) была
осуществлена "против его воли". Др. стихотворения ("Элегия", "Станс") датированы 1771. "Сатира к
Музе" была написана "на шестнадцатом году сочинителя". К "Идиллии на восшествие Екатерины
Алексеевны на престол" (1773) Н. сделал примечание: "Автор имел осьмнадцать лет, когда сочинил сию
идиллию". В 1774 Н. опубликовал "Оду Екатерине Алексеевне на заключение славою увенчанного
мира"; "Ода Екатерине II на торжество мира с Оттоманскою Портою 1775 года" названа в
"Творениях" (1795. Ч. 2) "второй одой автора". В 1770-е гг. Н. написал еще несколько традиционных
похвальных од Екатерине II, приуроченных к придворным праздникам, "Стихи на возвращение из чужих
краев <...> И. И.Шувалова" (опубл. 1779) и ряд стихотворений более камерного характера ("Послание к
Танаисе" и др.).
С 1770-х гг. Н. стал выступать как драматург. Его пьесы не равноценны по своему идейному и
художественному значению: обращаясь к традиционным, большей частью заимствованным сюжетам, он
по-своему разрабатывал их, стремясь отразить явления, характерные для рус. действительности, а также
использовать драматургию как средство литературной борьбы. Свою первую комедию "Попытка не
шутка, или Удачный опыт" (1774), написанную на сюжет пьесы Ж.-Ф. Пуллена де Сен-Фуа "Юлия", Н.
посвятил Е. Р. Дашковой. Комедия Н. "Испытанное постоянство" (1776), представленная на домашнем
театре кн. П.М. Волконского, была посвящена княжне В. П. Волконской, принимавшей участие в
спектакле. "Благородным героям" здесь были противопоставлены намеренно сниженные, комедийные
характеры слуг. Пьеса была "много раз играна на прочих театрах" (Драм. словарь (1787)).
В 1776 Н. написал комическую оперу "Розана и Любим". Текст первой редакции, существенно
отличающийся от позднейшего печатного текста, сохранился в рукописи (СПбГТБ). Хотя Н. опирался на
опыт фр. авторов (Ш.-С. Фавара, Ф.-А. Филидора), ему удалось создать достаточно оригинальные образы
рус. крестьян, изображенных с явным сочувствием. В 1777 Н. отдал в театр текст пьесы, и в том же году
он был положен на музыку И. И. Керцелли. Премьера, однако, состоялась в Москве лишь в 1778 (в
Петербурге - 6 дек. 1780); опера "была играна сряду четыре раза к отменному удовольствию публики,
была много раз аплодирована" (Драм. словарь (1787)). Причиной задержки Н. считал несправедливое
предпочтение, оказанное театральной дирекцией пьесам В. И. Майкова "Деревенский праздник" и
Стр.1