Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483361)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Николев Н. П.: Биографическая справка

0   0
Страниц6
ID8696
АннотацияОб авторе (Николев Николай Петрович).
Кому рекомендованоОб авторе
Николев Н. П.: Биографическая справка : Статья .— 2000 .— 6 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01140181.htm Николев Николай Петрович - поэт и драматург, член российской академии (1758-1815), родственник и воспитанник княгини Е.Р. Дашковой. <...> Писал ложноклассические оды, сентиментально искусственные песни в народном духе, трагедии. <...> . Друзья, называвшие его "русским Мильтоном", несколько лет после его смерти собирались в особые заседания (беседы) в честь его, описанные в "Сыне Отечества" (1817, ч. <...> Особенно покровительствовал Николеву Павел I, называвший его "L'aveugle clairvoyant". <...> Николь-Деманора; был в родстве с Е. Р. Дашковой; мать - из купеческой семьи. <...> Благодаря Дашковой, Н. часто бывал у Паниных и в др. аристократических домах. <...> По свидетельству С. А. Маслова, Н. женился на княжне Е. А. Долгорукой на двадцать седьмой году, но, по записям в дневнике П. Лаврова <...> К "Идиллии на восшествие Екатерины Алексеевны на престол" (1773) Н. сделал примечание: "Автор имел осьмнадцать лет, когда сочинил сию идиллию". <...> В 1774 Н. опубликовал "Оду Екатерине Алексеевне на заключение славою увенчанного мира"; "Ода Екатерине II на торжество мира с Оттоманскою Портою 1775 года" названа в "Творениях" (1795. <...> Н. написал еще несколько традиционных похвальных од Екатерине II, приуроченных к придворным праздникам, "Стихи на возвращение из чужих краев <...> <...> В 1776 Н. написал комическую оперу "Розана и Любим". <...> В "драме с голосами" "Финикс" (1779) Н. одним из первых ввел в рус. драматургию "восточную тему", а в комической опере "Точильщик" (1780; пост. в Москве 27 апр. <...> В 1782 Н. написал комическую оперу "Опекун-профессор, или Любовь хитрее красноречия" (пост. <...> Анонимная комедия "Победа невинности, или Любовь хитрее осторожности" (Рос. феатр. <...> Самолюбивый стихотворец"; в ее главном герое Надмене современники узнали А. П. Сумарокова. <...> Говорят, что он раздался из ложи дочери его, К. А. Княжниной, и повторился во многих местах и многими зрителями, оскорбленными поруганием отца нашего театра" (Репертуар рус. театра. <...> П. Н. Арапов передает <...>
Николев_Н._П._Биографическая_справка.pdf
Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01140181.htm Николев Николай Петрович - поэт и драматург, член российской академии (1758-1815), родственник и воспитанник княгини Е.Р. Дашковой. Был на военной службе, пока не ослеп. Писал ложноклассические оды, сентиментально искусственные песни в народном духе, трагедии. Большим успехом пользовались его драмы ("Пальмира", "Самолюбивец", "Истинное постоянство", "Феникс" и др.), напечатаны в "Российском Театре". В 1795 - 1798 гг. вышли его "Творения" (5 т.). Друзья, называвшие его "русским Мильтоном", несколько лет после его смерти собирались в особые заседания (беседы) в честь его, описанные в "Сыне Отечества" (1817, ч. XXXVI), "Русском Вестнике" (1819, No 23 и 24) и в особой брошюре: "Памятник друзьям Николева" (1819). Особенно покровительствовал Николеву Павел I, называвший его "L'aveugle clairvoyant". - Ср. статью А. Чернышева в I т. "Русской поэзии" (1895) С.А. Венгерова. Оригинал здесь - http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=956 НИКОЛЕВ Николай Петрович [ок. 1758 - 24 I (5 II) 1815, Москва]. Отец Н., генерал-майор Преображенского полка, происходил из дворянского рода, который вел начало от переселившегося в Россию в XVII в. фр. полковника Д. Николь-Деманора; был в родстве с Е. Р. Дашковой; мать - из купеческой семьи. Когда Н. было пять лет, Дашкова обратила на него внимание и взяла на воспитание: было "прилагаемо особенное старание дать ему должные познания в математике и словесности, к чему он имел особенную склонность, и в продолжение своего воспитания сверх языка отечественного, столько успел в литературе французской и итальянской, что мог не токмо свободно объясняться в разговорах, но и писать на сих двух языках". Пятнадцати лет он был зачислен в гвардию. Благодаря Дашковой, Н. часто бывал у Паниных и в др. аристократических домах. Вместе с тем он любил совершать прогулки "на народные площади, гульбища, в ряды, бывал даже в местах, открытых для народных праздников". По свидетельству С. А. Маслова, Н. женился на княжне Е. А. Долгорукой на двадцать седьмой году, но, по записям в дневнике П. Лаврова, женитьбу Н. можно отнести к самому кон. 1777 - нач 1778 (см.: Рус. арх. 1878. No 8. С. 445, 448). Во время службы, очевидно в 1778, Н. находился в Крыму; возвращаясь курьером в Петербург, он сильно простудился. В связи с этим ухудшилось его зрение, и он вышел в отставку в чине майора. Н. впосл. вспоминал, что его зрение стало слабеть с двадцати лет. Вскоре он почти ослеп, но активно продолжал заниматься литературой. По его собственным словам, он начал писать стихи с тринадцати лет. "Сатиру на развращенные нравы нынешнего века" Н. назвал своим "первым плодом", отнеся ее к 1770 и указав, что первая публикация "Сатиры..." (1777) была осуществлена "против его воли". Др. стихотворения ("Элегия", "Станс") датированы 1771. "Сатира к Музе" была написана "на шестнадцатом году сочинителя". К "Идиллии на восшествие Екатерины Алексеевны на престол" (1773) Н. сделал примечание: "Автор имел осьмнадцать лет, когда сочинил сию идиллию". В 1774 Н. опубликовал "Оду Екатерине Алексеевне на заключение славою увенчанного мира"; "Ода Екатерине II на торжество мира с Оттоманскою Портою 1775 года" названа в "Творениях" (1795. Ч. 2) "второй одой автора". В 1770-е гг. Н. написал еще несколько традиционных похвальных од Екатерине II, приуроченных к придворным праздникам, "Стихи на возвращение из чужих краев <...> И. И.Шувалова" (опубл. 1779) и ряд стихотворений более камерного характера ("Послание к Танаисе" и др.). С 1770-х гг. Н. стал выступать как драматург. Его пьесы не равноценны по своему идейному и художественному значению: обращаясь к традиционным, большей частью заимствованным сюжетам, он по-своему разрабатывал их, стремясь отразить явления, характерные для рус. действительности, а также использовать драматургию как средство литературной борьбы. Свою первую комедию "Попытка не шутка, или Удачный опыт" (1774), написанную на сюжет пьесы Ж.-Ф. Пуллена де Сен-Фуа "Юлия", Н. посвятил Е. Р. Дашковой. Комедия Н. "Испытанное постоянство" (1776), представленная на домашнем театре кн. П.М. Волконского, была посвящена княжне В. П. Волконской, принимавшей участие в спектакле. "Благородным героям" здесь были противопоставлены намеренно сниженные, комедийные характеры слуг. Пьеса была "много раз играна на прочих театрах" (Драм. словарь (1787)). В 1776 Н. написал комическую оперу "Розана и Любим". Текст первой редакции, существенно отличающийся от позднейшего печатного текста, сохранился в рукописи (СПбГТБ). Хотя Н. опирался на опыт фр. авторов (Ш.-С. Фавара, Ф.-А. Филидора), ему удалось создать достаточно оригинальные образы рус. крестьян, изображенных с явным сочувствием. В 1777 Н. отдал в театр текст пьесы, и в том же году он был положен на музыку И. И. Керцелли. Премьера, однако, состоялась в Москве лишь в 1778 (в Петербурге - 6 дек. 1780); опера "была играна сряду четыре раза к отменному удовольствию публики, была много раз аплодирована" (Драм. словарь (1787)). Причиной задержки Н. считал несправедливое предпочтение, оказанное театральной дирекцией пьесам В. И. Майкова "Деревенский праздник" и
Стр.1