Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Сорена и Замир

0   0
Первый авторНиколев Николай Петрович
Издательство[Б.и.]
Страниц52
ID8695
АннотацияТрагедия
Кому рекомендованоДраматургия
Николев, Н.П. Сорена и Замир : Пьеса / Н.П. Николев .— : [Б.и.], 1785 .— 52 с. — Драматургия .— URL: https://rucont.ru/efd/8695 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. П. Николев Сорена и Замир Оригинал здесь -- http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5750 ТРАГЕДИЯ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Мстислав, царь российский. <...> Трагедия написана в 1784 г. 9 марта 1784 г. И. А. Дмитревский просил Николева прислать две его трагедии ("Сорена и Замир" и "Пальмира") для представления в петербургском театре, упоминая, что "прекрасные сочинения" Николева в списках распространяются по городу (XVIII век. <...> Премьера "Сорены и Замира" состоялась в Москве 12 февраля 1785 г. Это явилось значительным событием в театральной жизни того времени. <...> В стихотворном "Письме к графу П. И. Панину" Николев упоминал, что Панин "при многолюдстве" похвалил "Сорену". <...> Николев же, разумеется, не ставил подобных целей в своей трагедии. <...> По-своему оригинален образ Мстислава, который, в отличие от Димитрия Самозванца Сумарокова, -- не однозначно отрицательный герой: в результате тяжкой душевной борьбы он одерживает внутреннюю победу над собой и оказывается способен на великодушное самоотречение. <...> ДЕЙСТВИЕ I ЯВЛЕНИЕ 1 Сорена, Зенида Зенида Отдав стенаньем долг тебе дражайшей тени И к счастью восходя чрез новые степени, Мстиславу гордому готовяся в жены, Герою и царю Российския страны, Герою, чья рука весь Север устрашает, Скажи, что днесь твое спокойство нарушает? <...> Зенида Так смерть еще его тебе неимоверна? <...> Сорена Мстиславу верить!.. нет: хоть грусть моя чрезмерна, Хотя отчаяньем смятен рассудок мой, Мстислав такой меня не ослепит молвой. <...> Иль мыслит он, что я, Замира мертвым чтя, Лишась надежды всей и взор мой обольстя Великолепием Российския державы, Соединюся с ним из гордости и славы? <...> К Замиру страсти я вовек не истреблю; В Замире не себя, Замира я люблю. <...> Коль счастие владеть душей его имею, Зенида! я тогда вселенною владею. <...> В Мстиславе вижу я лютейшего тирана, Который к нам пришел лишь грады разорять И кровию граждан их стены обагрять, Бесчестно завладеть <...>
Сорена_и_Замир.pdf
Н. П. Николев Сорена и Замир Оригинал здесь -- http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5750 ТРАГЕДИЯ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Мстислав, царь российский. Замир, князь половецкий. Сорена, его супруга. Премысл, наперсник Мстиславов. Зенида, наперсница Соренина. Воины Мстиславовы. Воины Замировы. Действие в Полоцке, в царских чертогах. Театр представляет царские чертоги. Вдали виден храм божий, отделенный от места представления большими сеньми. КОММЕНТАРИЙ Впервые -- Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений. СПб., 1787, ч. 5, с. 235. Печатается по этому единственному прижизненному изданию. При комментировании учтены примечания В. А. Бочкарева, включившего пьесу в издание: Стихотворная трагедия конца XVIII -- начала XIX в.М.--Л., 1964. Трагедия написана в 1784 г. 9 марта 1784 г. И. А. Дмитревский просил Николева прислать две его трагедии ("Сорена и Замир" и "Пальмира") для представления в петербургском театре, упоминая, что "прекрасные сочинения" Николева в списках распространяются по городу (XVIII век. Сб. 3. М.--Л., 1958, с. 514--515). Премьера "Сорены и Замира" состоялась в Москве 12 февраля 1785 г. Это явилось значительным событием в театральной жизни того времени. "Благородство характеров, чистота слога, <...> сила чувств и выражений поразили внимание и взоры зрителей, давно уже не видавших подобных произведений на языке отечественном, -- рассказывал биограф Николева. -- Несколько дней сряду они не требовали других представлений, кроме Сорены. Три раза вызывали на сцену молодого автора, и всегда с новым удовольствием ему рукоплескали" (Маслов С. А. Краткая биография Николева, с. 204). Трагедия привлекла зрителей своим тираноборческим пафосом: "...при резких выходках против тиранов и
Стр.1