НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, Владимир Иванович [11(23).XII.1858, с. Озургети (Грузия) -25.IV.1943,
Москва] -- театральный деятель, драматург, прозаик, театральный критик. Брат Вас. И.
Немировича-Данченко. Родился в семье офицера, детство провел, сопровождая отца в походах. После
смерти отца поселился с матерью в Тифлисе. Окончил 1-ю Тифлисскую гимназию (1867--1876) с
серебряной медалью. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты (драма из
французской жизни, водевиль и др.); тогда же "издает" классный журнал "Товарищ". Трудное
материальное положение семьи вынуждало Н.-Д. с ранних лет зарабатывать на жизнь. "Я начал давать
уроки, когда мне было 13 лет" (Из прошлого.-- С. 10). Недостаток средств определил и выбор физикоматематического
факультета Московского университета (1876--1879), где имелась свободная стипендия
для уроженца Кавказа.
С первого курса Н.-Д. сотрудничает в прессе: в "Русской газете" в качестве театрального критика
(дебют -- "Наши провинциальные театры" -- 1876.-- No 64.-- 1 окт.), затем в "Будильнике", где с ноября
1878 г. совместно с Н. П. Кичеевым ведет регулярную рубрику "Сцена и кулисы" (псевдоним Нике и
Кикс (Кикс -- Н.-Д.). С лета 1878 г. работает секретарем редакции газеты "Русский курьер" и печатает в
ней многочисленные театральные рецензии; в ней же состоялся дебют Н.-Д.-прозаика (рассказ "Драма на
почтовой станции", 1881, No 165, 166); вышел из состава редакции в конце 1882 г. в связи с переменой
политического курса издания на консервативный. Студентом IV курса оставляет университет и целиком
уходит в газетно-журнальную работу, сотрудничает в иллюстративных и юмористических
еженедельниках ("Свет и тени", "Развлечение", "Стрекоза", "Радуга"), в малой прессе (газеты "Русский
сатирический листок", "Минута", "Суфлер"), посылает корреспонденции в провинцию, в некоторые
влиятельные столичные издания ("Новое время", "Голос", "Русские ведомости"), где печатает
театральные рецензии и обзоры, повести, очерки, рассказы, фельетоны, судебные репортажи.
Интенсивная газетно-журнальная работа продолжалась до 1893 г. Из всех мелких рассказов,
опубликованных в 80--90 гг., Н.-Д. отобрал для отдельного издания только десять, которые составили
сборник "Слезы" (М., 1894).
В 1881 г. Н.-Д. пишет комедию "Шиповник" (опубл. в "Будильнике".-- 1882.-- No 39--41 под
псевдонимом Владимир Иванов; премьера состоялась 5 окт. в Малом театре), которая положила начало
его драматической деятельности. Последующие драматические произведения Н.-Д.: "Наши
американцы" (1882), "Темный бор" (1884) и др.-- с успехом шли на императорских сценах обеих столиц,
ло признание драматического писателя принесла ему комедия "Новое дело" (1890), удостоенная
Грибоедовской премии. С этой пьесой связывает Н.-Д. начало своей серьезной литературной
деятельности (Автобиография.-- С. 469). Всего Н.-Д. создано 11 пьес (и одна совместно с А. И.
Сумбатовым, "Соколы и вороны", 1885), которые заметно выделялись на сером фоне репертуара 80--90
гг.
1891 г. приносит Н.-Д. широкую известность: он избирается членом Театрально-литературного
комитета и начинает преподавать драматическое искусство в Московском филармоническом училище.
Тогда отдельным изданием выходит его крупная беллетристическая вещь -- роман "На литературных
хлебах", обративший внимание рецензентов "толстых" журналов, отметивших, наряду с "несомненной
талантливостью автора", новизну в обрисовке современных "литературных нравов". В романе была
поднята актуальная для того времени проблема коммерциализации литературного творчества, вызванная
бурным ростом различного рода бульварных листков и др. подобных изданий. Хорошо знавший мир
"малой прессы" по собственному опыту, Н.-Д. представил картину, обычно скрытую за кулисами
журналистики. В 90 гг., наряду с многочисленными повестями и рассказами, появлявшимися в
"Новостях дня", "Московской иллюстрированной газете", "Одесских новостях" и журнале "Артист",
выходят основные прозаические и драматические произведения Н.-Д. С сентября 1892 г. в "Московской
иллюстрированной газете" начинается публикация романа "Мимо жизни" (прервалась в следующем году
в связи с закрытием газеты), который вышел отдельным изданием под названием "Мгла" (М., 1894), на
тему "оскудения" родовитого дворянства, представители которого не в состоянии найти своего места в
общественной жизни пореформенной России. Эта тема продолжена Н.-Д. в романе "Старый
дом" ("Мертвая ткань"). Н. К. Михайловский отметил в нем "серьезную мысль" и посвятил его разбору
обширную статью, а также пьесу "Новое дело".
Основной конфликт произведений Н.-Д.-- противоречие между духовным миром русского
интеллигента, честного, доброго, готового к самопожертвованию, и реальностью повседневной жизни.
Неспособность такого героя к действию, неприспособленность к жизни обычно приводит его к
добровольному уходу из жизни -- таков финал многих произведений Н.-Д. При этом самоубийство героя
нельзя интерпретировать как расхожий драматический прием: стремительный рост самоубийств делал
такой тип разрешения жизненного конфликта обычным в социальной действительности конца XIX в.
Пьеса "Цена жизни" (опубл. в журнале "Театрал".-- 1896.-- No 100; вторично -- Северный Вестник -
Стр.1