Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Комментарии к третьему тому полного собрания сочинений

0   0
Первый авторНекрасов Николай Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц74
ID8573
Кому рекомендованоМатериалы Полного собрания сочинений
Некрасов, Н.А. Комментарии к третьему тому полного собрания сочинений : Статья / Н.А. Некрасов .— : [Б.и.], 1982 .— 74 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8573 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.А. Некрасов Комментарии к третьему тому полного собрания сочинений <...> В третий том входят стихотворения 1866--1877 гг., т. е. последнего периода творчества Некрасова. <...> К этому времени Некрасов вполне сложился как поэт -- поэт русской революционной демократии и великий новатор, сумевший создать поэзию демократическую и народную не только по содержанию, но и по форме. <...> Лирика Некрасова 1870-х гг. может быть понята лишь в соотношении с освободительным движением этих лет. <...> Так, в "Путешественнике" отразились впечатления от процесса долгушинцев, "Пророк" посвящен Чернышевскому, "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие..." писались под впечатлением событий, связанных с Парижской Коммуной. <...> К 1874 г.-- году, когда "хождение в народ" приобрело наибольший размах,-- относится, кроме четырех только что названных, ряд замечательных произведений о судьбах народных -- поэма "Уныние", "волжская быль" "Горе старого Наума", знаменитая "Элегия (А. <...> В это время также появляются стихотворения Некрасова, связанные с событиями и запросами народнического движения, настроениями революционной молодежи тех лет: "Сеятелям", "Молодые лошади", "Праздному юноше", "Отрывок", "Ты не забыта...", "Что нового?", "Молебен", "Есть и Руси чем гордиться... <...> Том открывается "Сценами из лирической комедии "Медвежья охота"", произведением незавершенным, но исключительным по значению, отражающим духовный кризис поэта в годы наступления реакции 1866--1867 гг. и победу, одержанную им над своими нелегкими раздумьями и сомнениями. <...> Этот замысел является в известном смысле переломным, пограничным, работа над ним предваряет и подготавливает все последующее творчество Некрасова, его поэзию 1870-х гг. <...> Последние песни" -- высший образец того органического сочетания личного, интимного с общественным, гражданским, которое всегда было характерно для Некрасова. <...> То обстоятельство, что в том входят произведения, связанные с крупными <...>
Комментарии_к_третьему_тому_полного_собрания_сочинений.pdf
Н.А. Некрасов Комментарии к третьему тому полного собрания сочинений Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах Художественные произведения. Тома 1-10 Том третий. Стихотворения 1866-1877 гг. Л., "Наука", 1982 OCR Бычков М. Н. В третий том входят стихотворения 1866--1877 гг., т. е. последнего периода творчества Некрасова. Его лирика 1870-х гг., как и поэма "Кому на Руси жить хорошо", подводит итог всему творчеству поэта, относится к его самым большим поэтическим достижениям. К этому времени Некрасов вполне сложился как поэт -- поэт русской революционной демократии и великий новатор, сумевший создать поэзию демократическую и народную не только по содержанию, но и по форме. Имя его знаменовало целое направление в русской поэзии и воспринималось читателями в одном ряду с такими писателями и критиками, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Щедрин. Шестидесятником Некрасов остается и в 1870-х гг. Верностью традициям 1860-х гг., которую Некрасов сохранил до конца своих дней, объясняется одна из самых характерных черт его поэтического облика -неразрывная связь с современным русским общественным движением, чуткая отзывчивость на его запросы. Лирика Некрасова 1870-х гг. может быть понята лишь в соотношении с освободительным движением этих лет. В некоторых его стихотворениях ощущаются прямые отзвуки революционных событий. Так, в "Путешественнике" отразились впечатления от процесса долгушинцев, "Пророк" посвящен Чернышевскому, "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие..." писались под впечатлением событий, связанных с Парижской Коммуной. Но таких стихотворений немного: у писателя, печатающегося на страницах легального журнала, возможности непосредственного отклика на революционные события крайне ограниченны, касаться их можно было лишь изредка и в сугубо зашифрованной форме. Дело, однако, в том, что и стихотворения, в которых нет прямых отзвуков революционной борьбы, как и вся поэзия Некрасова 1870-х гг., так или иначе связаны с новым этапом освободительного движения, с народничеством, "хождением в народ", с духовными запросами революционеров-семидесятников. Особенно показательны в этом отношении стихотворения, создававшиеся в годы подъема народнического движения. К 1874 г.-- году, когда "хождение в народ" приобрело наибольший размах,-- относится, кроме четырех только что названных, ряд замечательных произведений о судьбах народных -- поэма "Уныние", "волжская быль" "Горе старого Наума", знаменитая "Элегия (А. Н. Е<рако>ву)", а также стихотворения "Отъезжающему", "Ночлеги", "На покосе", "Поэту". Написанные в момент высокой творческой активности поэта, отличающиеся идейной напряженностью, остротой проблематики, они не могут быть поняты в отрыве от русского общественного движения, от обстановки "сумасшедшего лета" 1874 г. В 1876--1877 гг. народничество переживает острый кризис после неудач "хождения в народ", обсуждаются вопросы о путях и методах дальнейшей революционной пропаганды, начинается новый период революционной борьбы, период "Земли и воли". В это время также появляются стихотворения Некрасова, связанные с событиями и запросами народнического движения, настроениями революционной молодежи тех лет: "Сеятелям", "Молодые лошади", "Праздному юноше", "Отрывок", "Ты не забыта...", "Что нового?", "Молебен", "Есть и Руси чем гордиться...". В одном ряду с ними должны восприниматься и "Пир на весь мир", последняя часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и замечательные незавершенные замыслы последнего года жизни поэта (поэмы "Мать", "Ершов-лекарь", "Имени и роду..."). Русское революционное движение -- та питательная почва, из которой росла поэзия Некрасова. Поэт жил одной жизнью со своим народом, с современным ему революционным движением, участвовал в нем всем своим творчеством. Том открывается "Сценами из лирической комедии "Медвежья охота"", произведением незавершенным, но исключительным по значению, отражающим духовный кризис поэта в годы наступления реакции 1866--1867 гг. и победу, одержанную им над своими нелегкими раздумьями и
Стр.1