Н.А. Некрасов
Комментарии к третьему тому полного собрания сочинений
Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах
Художественные произведения. Тома 1-10
Том третий. Стихотворения 1866-1877 гг.
Л., "Наука", 1982
OCR Бычков М. Н.
В третий том входят стихотворения 1866--1877 гг., т. е. последнего периода творчества Некрасова.
Его лирика 1870-х гг., как и поэма "Кому на Руси жить хорошо", подводит итог всему творчеству
поэта, относится к его самым большим поэтическим достижениям.
К этому времени Некрасов вполне сложился как поэт -- поэт русской революционной демократии
и великий новатор, сумевший создать поэзию демократическую и народную не только по содержанию, но
и по форме. Имя его знаменовало целое направление в русской поэзии и воспринималось читателями в
одном ряду с такими писателями и критиками, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Щедрин.
Шестидесятником Некрасов остается и в 1870-х гг. Верностью традициям 1860-х гг., которую Некрасов
сохранил до конца своих дней, объясняется одна из самых характерных черт его поэтического облика -неразрывная
связь с современным русским общественным движением, чуткая отзывчивость на его
запросы.
Лирика Некрасова 1870-х гг. может быть понята лишь в соотношении с освободительным
движением этих лет. В некоторых его стихотворениях ощущаются прямые отзвуки революционных
событий. Так, в "Путешественнике" отразились впечатления от процесса долгушинцев, "Пророк"
посвящен Чернышевскому, "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие..." писались под
впечатлением событий, связанных с Парижской Коммуной. Но таких стихотворений немного: у писателя,
печатающегося на страницах легального журнала, возможности непосредственного отклика на
революционные события крайне ограниченны, касаться их можно было лишь изредка и в сугубо
зашифрованной форме. Дело, однако, в том, что и стихотворения, в которых нет прямых отзвуков
революционной борьбы, как и вся поэзия Некрасова 1870-х гг., так или иначе связаны с новым этапом
освободительного движения, с народничеством, "хождением в народ", с духовными запросами
революционеров-семидесятников. Особенно показательны в этом отношении стихотворения,
создававшиеся в годы подъема народнического движения. К 1874 г.-- году, когда "хождение в народ"
приобрело наибольший размах,-- относится, кроме четырех только что названных, ряд замечательных
произведений о судьбах народных -- поэма "Уныние", "волжская быль" "Горе старого Наума", знаменитая
"Элегия (А. Н. Е<рако>ву)", а также стихотворения "Отъезжающему", "Ночлеги", "На покосе", "Поэту".
Написанные в момент высокой творческой активности поэта, отличающиеся идейной напряженностью,
остротой проблематики, они не могут быть поняты в отрыве от русского общественного движения, от
обстановки "сумасшедшего лета" 1874 г.
В 1876--1877 гг. народничество переживает острый кризис после неудач "хождения в народ",
обсуждаются вопросы о путях и методах дальнейшей революционной пропаганды, начинается новый
период революционной борьбы, период "Земли и воли". В это время также появляются стихотворения
Некрасова, связанные с событиями и запросами народнического движения, настроениями революционной
молодежи тех лет: "Сеятелям", "Молодые лошади", "Праздному юноше", "Отрывок", "Ты не забыта...",
"Что нового?", "Молебен", "Есть и Руси чем гордиться...". В одном ряду с ними должны восприниматься и
"Пир на весь мир", последняя часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и замечательные незавершенные
замыслы последнего года жизни поэта (поэмы "Мать", "Ершов-лекарь", "Имени и роду...").
Русское революционное движение -- та питательная почва, из которой росла поэзия Некрасова.
Поэт жил одной жизнью со своим народом, с современным ему революционным движением, участвовал в
нем всем своим творчеством.
Том открывается "Сценами из лирической комедии "Медвежья охота"", произведением
незавершенным, но исключительным по значению, отражающим духовный кризис поэта в годы
наступления реакции 1866--1867 гг. и победу, одержанную им над своими нелегкими раздумьями и
Стр.1