Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024

Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений

0   0
Первый авторНекрасов Николай Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц73
ID8566
Аннотация(Стихотворения 1845-1855 гг.)
Кому рекомендованоМатериалы Полного собрания сочинений
Некрасов, Н.А. Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений : Статья / Н.А. Некрасов .— : [Б.и.], 1981 .— 73 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8566 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. А. Некрасов Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений (Стихотворения 1845-1855 гг.) <...> Во второй том входят стихотворения 1855-1866 гг. - периода исключительно интенсивной литературной и общественно-политической деятельности Н. А. Некрасова. <...> . Значительная часть стихотворений тома посвящена изображению кричащих диссонансов жизни страны, подавляющее большинство населения которой изнемогало от крепостнического и полукрепостнического гнета, буржуазно-хищнических форм эксплуатации и полицейского произвола ("Размышления у парадного подъезда", "Деревенские новости", "Надрывается сердце от муки...", "В полном разгаре страда деревенская...", "Калистрат", "Орина, мать солдатская", "Притча о Ермолае трудящемся", "Железная дорога" и многие другие). <...> Изображая жизнь народных масс с бесстрашием поэта-реалиста, Некрасов находил в их психологии и миросозерцании не только черты забитости и покорности, но и стремление к свободе, понятие о справедливости и воспитанную веками "привычку к труду благородную" - те качества, которые помогут в будущем мужику "в нагольном тулупе" стать хозяином собственной судьбы. <...> Верой в народ как движущую силу исторического процесса овеяны многие стихотворения настоящего тома ("Деревенские новости", "Свобода" ("Родина-мать! <...> Тексты и варианты подготовили и комментарии к ним написали: О. Б. Алексеева ("На Волге", "Рыцарь на час"); А. М. Гаркави ("Поэт и гражданин", "Внимая ужасам войны...", "Тяжелый год - сломил меня недуг...", "Не знаю, как созданы люди другие...", "Не гордись, что в цветущие лета...", "Семьдесят лет бессознательно жил...", "Во вражде неостывающей...", "Кто долго так способен был...", "Так говорила актриса отставная...", "И на меня угрюмого, больного...", "О, пошлость и рутина - два [гиганта]...", "Прощанье", "Влюбленному", "Княгиня", "Самодовольных болтунов...", "<Турге-не>ву", "Прости", "Как ты кротка, как ты послушна...", "Я посетил твое кладбище...", "Школьник <...>
Комментарии_ко_второму_тому_Полного_собрания_сочинений.pdf
Н. А. Некрасов Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений (Стихотворения 1845-1855 гг.) Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах Художественные произведения. Тома 1-10 Том первый. Стихотворения 1855-1866 гг. Л., "Наука", 1981 OCR Бычков М.Н. Во второй том входят стихотворения 1855-1866 гг. - периода исключительно интенсивной литературной и общественно-политической деятельности Н. А. Некрасова. При активном сотрудничестве Н. Г. Чернышевского (с 1853 г.) и Н. А. Добролюбова (с 1856 г.) некрасовский "Современник:) становится не только боевым органом революционной демократии, но и своеобразным организационным центром революционных сил России. "Современник" продолжал сохранять верность заветам "революционеров 61-го года" и после смерти Добролюбова (1861) и ареста Чернышевского (1862), когда Некрасову в условиях наступившей правительственной реакции пришлось взять на себя нелегкие заботы по возобновлению журнала (в середине 1862 г. он подвергся запрещению на 8 месяцев), а вслед за тем сразу же вступить в затянувшуюся неравную борьбу с царской цензурой, закончившуюся в середине 1866 г. окончательным закрытием "Современника". Драматизм освободительной борьбы названного десятилетия нашел глубокое отражение в творчестве поэта. Представляемый вниманию читателя том открывается знаменитой поэтической и одновременно общественно-политической декларацией "Поэт и гражданин", которая была написана Некрасовым в качестве вступления к сборнику "Стихотворений" 1856 г. Отдельные положения этой декларации автор, подтверждая, уточнял, а отчасти и корректировал в таких произведениях, как "Песня Еремушке", "<Тургене>ву", "Литература с трескучими фразами..." и др. С ними органически связана и исповедальная лирика поэта ("Что ты, сердце мое, расходилося?..", "Рыцарь на час" и др.). Значительная часть стихотворений тома посвящена изображению кричащих диссонансов жизни страны, подавляющее большинство населения которой изнемогало от крепостнического и полукрепостнического гнета, буржуазно-хищнических форм эксплуатации и полицейского произвола ("Размышления у парадного подъезда", "Деревенские новости", "Надрывается сердце от муки...", "В полном разгаре страда деревенская...", "Калистрат", "Орина, мать солдатская", "Притча о Ермолае трудящемся", "Железная дорога" и многие другие). Изображая жизнь народных масс с бесстрашием поэта-реалиста, Некрасов находил в их психологии и миросозерцании не только черты забитости и покорности, но и стремление к свободе, понятие о справедливости и воспитанную веками "привычку к труду благородную" - те качества, которые помогут в будущем мужику "в нагольном тулупе" стать хозяином собственной судьбы. Верой в народ как движущую силу исторического процесса овеяны многие стихотворения настоящего тома ("Деревенские новости", "Свобода" ("Родина-мать! По равнинам твоим..."), "Крестьянские дети", "Зеленый шум", "Рассыльный" и др.). С чувством глубокой симпатии создает Некрасов образы тех кто самозабвенно отдавал свои силы пробуждению народного со! знания. К ним примыкают также и стихотворные портреты выдающихся деятелей отечественной демократической мысли и литературы - Белинского, Добролюбова,Шевченко. С другой стороны, перед читателем настоящего тома проходит длинная вереница ревнителей буржуазно-крепостнического строя, от "обагряющих руки в крови" столпов самодержавия до мелкого чиновного люда, покорно исполняющего желания и прихоти сильных мира сего. Именно в десятилетие, последовавшее за изданием "Стихотворений" 1856 г., окончательно завершается формирование общественно-политической и эстетической позиции Некрасова и вполне обозначается его место в литературном процессе эпохи как поэта народного и в полном смысле этого слова поэта национального. Тексты и варианты подготовили и комментарии к ним написали: О. Б. Алексеева ("На Волге", "Рыцарь на час"); А. М. Гаркави ("Поэт и гражданин", "Внимая ужасам войны...", "Тяжелый год - сломил меня недуг...", "Не знаю, как созданы люди другие...", "Не гордись, что в цветущие лета...", "Семьдесят
Стр.1