Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024

Иезуиты в Литве. Предисловие

0   0
Первый авторНавроцкий Александр Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID8496
Кому рекомендованоДраматургия
Навроцкий, А.А. Иезуиты в Литве. Предисловие : Статья / А.А. Навроцкий .— : [Б.и.], 1900 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8496 (дата обращения: 03.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александр Навроцкий. <...> Историческая драма в 5-ти действиях с прологом, в стихах ПРЕДИСЛОВИЕ 0x08 graphic Положение римско-католической церкви в Литве во второй половине XVI столетия было весьма критическим. <...> Вера в авторитет папы сильно поколебалась и многие ксендзы оставляли латинство. <...> Даже примас королевства Иаков Уханский в сообществе с несколькими епископами замышлял совершенно отложиться от папы и образовать в Польше особое независимое патриаршество. <...> Реформация, поддерживаемая знатнейшими вельможами в стране, Радзивиллами, Сапегами, Ходкевичами, Кишками, Пацами и другими, распространялось по всей Литве. <...> Король Сигизмунд-Август был сторонником принципа полной свободы совести. <...> -- Да не подумают, говорил он на сейме, -- чтобы я решился принуждать к вере кого либо жестокостью или мерами строгости и отягчать чью-либо совесть; не мое дело созидать веры, это совершается действиями Св. <...> Первый сановник в государстве, имевший неограниченное влияние на короля, знаменитый князь Николай Радзивилл Черный принял евангелическо-реформатское (кальвинское) исповедание и начал усердно распространять его по всей Литве. <...> Он построил в Вильне и в 163-х местах реформатския церкви, выписал известнейших в то время проповедников, которые разъезжали по Литве и поучали народ, основал собственныя типографии в Бресте и Несвиже, где печатались духовныя книги, и действовал так успешно, что к 1577-му году, в Вильне, в кальвинском синоде присутствовало уже около ста духовных лиц или, как их называли, министров. <...> Костелы обратились в кирки, а ксендзы -- в министров и охотно вступали в браки. <...> С другой стороны, в Вильне, во многих других городах Литвы и в особенности на Жмуди, сильно распространилось лютеранство, которому покровительствовал Альберт прусский, приказавший перевести и напечатать на литовском языке лютеранския духовныя книги, которыя и распространились в числе многих <...>
Иезуиты_в_Литве._Предисловие.pdf
Александр Навроцкий. Иезуиты в Литве. Историческая драма в 5-ти действиях с прологом, в стихах ПРЕДИСЛОВИЕ 0x08 graphic Положение римско-католической церкви в Литве во второй половине XVI столетия было весьма критическим. Вера в авторитет папы сильно поколебалась и многие ксендзы оставляли латинство. Даже примас королевства Иаков Уханский в сообществе с несколькими епископами замышлял совершенно отложиться от папы и образовать в Польше особое независимое патриаршество. Реформация, поддерживаемая знатнейшими вельможами в стране, Радзивиллами, Сапегами, Ходкевичами, Кишками, Пацами и другими, распространялось по всей Литве. Король Сигизмунд-Август был сторонником принципа полной свободы совести. -- Да не подумают, говорил он на сейме, -- чтобы я решился принуждать к вере кого либо жестокостью или мерами строгости и отягчать чью-либо совесть; не мое дело созидать веры, это совершается действиями Св. Духа". Первый сановник в государстве, имевший неограниченное влияние на короля, знаменитый князь Николай Радзивилл Черный принял евангелическо-реформатское (кальвинское) исповедание и начал усердно распространять его по всей Литве. Он построил в Вильне и в 163-х местах реформатския церкви, выписал известнейших в то время проповедников, которые разъезжали по Литве и поучали народ, основал собственныя типографии в Бресте и Несвиже, где печатались духовныя книги, и действовал так успешно, что к 1577-му году, в Вильне, в кальвинском синоде присутствовало уже около ста духовных лиц или, как их называли, министров. Обращение шло весьма успешно. Костелы обратились в кирки, а ксендзы -- в министров и охотно вступали в браки. С другой стороны, в Вильне, во многих других городах Литвы и в особенности на Жмуди, сильно распространилось лютеранство, которому покровительствовал Альберт прусский, приказавший перевести и напечатать на литовском языке лютеранския духовныя книги, которыя и распространились в числе многих тысяч экземпляров, особенно на Жмуди. Было время, когда жмудский епископ князь Гедройц в целой епархии нашел только семь ксендзов, оставшихся верными латинству. Арианское и социнианское учения также находили многих последователей в Литве. Разсказывают, что даже сам Сигизмунд-Август был близок к принятию кальвинизма. Однажды король, по приглашению Радзивилла, поехал на богослужение в кальвинский собор в Вильне, но на пути, вблизи кафедральнаго костела, латинский епископ, с капитулом, в полном облачении и с распятием в руке, схватил лошадь короля за узду и сказал ему: -- Не этим путем предки твои ходили в храм Божий, а вот твой путь! причем указал на костел. Король промолчал, но возвратился во дворец.
Стр.1