В. Перетц
Нарежный Василий Трофимович
---------------------------------------------------------------Оригинал
здесь: Русский биографический словарь
---------------------------------------------------------------Нарежный
Василий Трофимович - русский писатель (1780 - 1826),
родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя . Происходил из
мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную
школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии,
которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах; затем
учился в дворянской гимназии при Московском университете и в самом
университете.
Служил в Грузии, затем в Петербурге, в министерствах
внутренних дел и военном. Несмотря на значительный успех в современной ему
литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не
участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник,
не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда,
главным образом,
литературная жизнь,
Нарежный писал,
не угождая
современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи.
Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием
Державина , в "Приятном и полезном препровождении времени" Подшивалова и
Сохацкого (1798) и в "Ипокрене" Сохацкого (1799 - 1800). Относящаяся к
этому же приблизительно времени, трагедия его: "Кровавая ночь, или Конечное
падение дома Кадмова" не выделяется
из ряда ей современных. Служебные
столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на
многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество,
жадность к наживе - все это изображено им в сатирическом романе "Черный
год, или Горские князья", наполненном, по образцу модных тогда romans
d'aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения
служат лишь фоном,
на котором нарисован ряд типов кавказских
администраторов. Роман появился в печати лишь в 1829 г., по смерти автора;
в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики
настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 г. Нарежный
напечатал трагедию "Дмитрий Самозванец" - неудачный сколок с "Разбойников"
Шиллера. Открытие "Слова о Полку Игореве", переводы песен Оссиана, вообще
оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном;
он выпускает в свет первую часть "Славенских вечеров" (1809). Повести,
вошедшие сюда, не выше многих других тогдашних повестей; но критика
отнеслась к ним довольно благосклонно. В 1810 г. Нарежный печатает в
журнале "Цветник" еще две повести, несколько более удобочитаемые. В 1814 г.
появились первые три части романа Нарежного: "Российский Жильблаз, или
Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова". Здесь, на канве, взятой у
Лесажа, Нарежный дал несколько картин из русской жизни. Роман, разрешенный
цензурой,
был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра
народного просвещения, графа Разумовского, за безнравственность и за
"предосудительные и соблазнительные места". Настоящей причиной запрещения
были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном,
карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей);
был затронут и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры
вопиющего злоупотребления помещичьей властью. Это - настоящий русский
бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и
общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество
чиновников, скудость умственных интересов высшего класса, бесхарактерность
представителей образованного общества. Все это, несмотря на длинноты,
растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно
и выпукло. Гораздо слабее нравоучительная повесть Нарежного: "Аристион, или
Перевоспитание" (1822). Талантливо начертан только тип скупца - пана
Тараха, предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 г. Нарежный издал
"Новые повести", часть в сентиментальном роде ("Мария"), часть в восточном,
поучительном ("Турецкий суд"), главным же образом, в том направлении,
которому он следовал в "Жильблазе". Повести "Богатый бедняк", "Запорожец",
"Заморский принц" являются чисто реальными, нравоописательными: последняя,
Стр.1