Оригинал здесь - Мусоргский Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Григорий Тимофеев.
Мусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в
имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в
деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные
сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала
мать; затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он занимался фортепьянной
игрой у А. Герке и достиг выдающихся результатов. Появившаяся в 1852 году в печати полька "Porte
enseigne" была первым опубликованным его произведением. В 1857 году он сочинил фортепьянную
пьесу "Souvenir d'enfance" и тогда же задумывал оперу "Han d'Islande" (сюжет В. Гюго), оставшуюся в
проекте. Окончив (1856) школу гвардейских подпрапорщиков,М. поступил в лейб-гвардейский
Преображенский полк. Громадное значение для его музыкального развития имело знакомство с
Даргомыжским , Кюи , Балакиревым и музыкальным кружком последнего. Немалую роль в его
творчестве сыграла и его дружба с В.В. Стасовым , написавшим биографию М. ("Соч. В.В. Стасова",
Санкт-Петербург, 1894, т. III; см. также письма М. к В. Стасову и к Балакиреву, изд. "Русская
Музыкальная Газета"). Балакирев играл с М. в четыре руки, объясняя ему музыкальные формы и приемы
оркестровки.М. выступал в кружке не только как пианист, но и как превосходно фразирующий певецбаритон.
В 1858 году М. написал два скерцо; одно из них, B-dur, было первым его сочинением,
исполненным публично (в концерте Императорского Русского Музыкального Общества, 1860). В 1859
году М. оставил военную службу, но неимение средств к жизни и невозможность добыть их
музыкальной деятельностью заставили его служить последовательно в Главном Инженерном
Управлении, Лесном Департаменте и Государственном контроле; в последнем его устроил Т.И.
Филиппов , большой его почитатель и наследник, по завещанию, его авторских прав. К раннему периоду
творчества М. (до 1865 года) относится музыка к "Эдипу" Софокла, из которой сохранился хор народа у
храма Эвменид, впоследствии использованный М. в коллективной (см. Бородин ) опере "Млада", в
которой М. написал один акт (1873), а затем, когда она не состоялась - в опере "Сорочинская Ярмарка". В
1861 году М. написал характерное "Intermezzo Symphonique in modo classico", в 1863 году - романс
"Сауль". Наиболее крупным его опытом в этот период была опера "Саламбо" (1864 - 65), на собственное
либретто по роману Флобера. Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде
вошла почти вся в оперу его "Борис Годунов". Второй период творчества М., с явным преобладанием
вокальной музыки, начинается в 1865 году, когда был сочинен "Калистрат" ("первая попытка комизма",
по словам М.). Индивидуальность композитора утверждается все более и более. Реалистические,
большей частью народно-русские, сюжеты и своеобразная, яркая их трактовка - отличительные черты
сочинений этого периода. Кроме целого рода вокальных пьес, характерных и сильных хоров "Иисус
Навин" (переработанный "хор Ливийцев" из "Саламбо", основанный на еврейских темах, 1866 год) и
"Поражение Сеннахериба" (1867), сюда относятся драматические произведения: "Женитьба" (1868 год,
изд. в 1908 году под редакцией и с предисловием Н. Римского-Корсакова ) - чрезвычайно интересный
"опыт драматической музыки в прозе" (слова М.) на неизмененный текст комедии Гоголя (написан
только один акт); опера "Борис Годунов" (написана 1868 - 72, поставлена 1874 на Мариинском театре в
Санкт-Петербурге). "Хованщина" (1873 - 80 годы, изд. 1882 году под редакцией Н. Римского-Корсакова
и им же оркестрована) - грандиозная народная драма, рисующая борьбу старой Московской Руси с
новой, Петровской Россией (поставлена 1885, на частной сцене в Санкт-Петербурге), "Сорочинская
Ярмарка" (1875 - 80), неоконченная комическая опера по Гоголю (см. статью о ней Каратыгина в
"Аполлоне", 1911), законченная недавно (1914) Ц. Кюи и теперь (1915) печатающаяся. Для оркестра
написана в то же время "Ночь на Лысой горе" - симфоническая картина (в первоначальном виде -
"Праздник Чернобога" для "Млады", затем - сон паробка для "Сорочинской Ярмарки"; издана по плану, в
редакции и оркестровке Н. Римского-Корсакова), для фортепиано - "Картинка с выставки
Гартмана" (1874, изд. в 1886 году), сюита пьес юмористического, лирического и описательного
характера. Материальная необеспеченность и неудачи на композиторском поприще преследовали М. Его
опера "Борис Годунов" надолго была снята с репертуара; другие его сочинения долго игнорировались
артистами и публикой. В последние полтора года жизни, оставшись без службы,М. добывал средства к
жизни ремеслом аккомпаниатора, совершив в 1879 году подбодрившую его концертную поездку в
провинцию с певицей Д.М. Леоновой . Усилившаяся страсть к вину ускорила смерть М. Он скончался 16
марта 1881 года в Николаевском военном госпитале и похоронен в Александро-Невской Лавре в
Петрограде. -М. один из самобытнейших русских композиторов. Верный заветам Глинки и
Даргомыжского, он пошел дальше их. Он горячо отрицал формулу: искусство для искусства. "Искусство
есть средство для беседы с людьми, а не цель", говорит он в автобиографии. "Художественное
Стр.1