Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638366)
Контекстум
Электро-2024

Мусоргский М. П.: биографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID8430
АннотацияОб авторе (Мусоргский Модест Петрович).
Кому рекомендованоОб авторе
Мусоргский М. П.: биографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1911 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8430 (дата обращения: 10.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал здесь - Мусоргский Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. <...> Окончив (1856) школу гвардейских подпрапорщиков, М. поступил в лейб-гвардейский Преображенский полк. <...> Громадное значение для его музыкального развития имело знакомство с Даргомыжским , Кюи , Балакиревым и музыкальным кружком последнего. <...> Балакирев играл с М. в четыре руки, объясняя ему музыкальные формы и приемы оркестровки. <...> В 1858 году М. написал два скерцо; одно из них, B-dur, было первым его сочинением, исполненным публично (в концерте Императорского Русского Музыкального Общества, 1860). <...> К раннему периоду творчества М. (до 1865 года) относится музыка к "Эдипу" Софокла, из которой сохранился хор народа у храма Эвменид, впоследствии использованный М. в коллективной (см. Бородин ) опере "Млада", в которой М. написал один акт (1873), а затем, когда она не состоялась - в опере "Сорочинская Ярмарка". <...> Наиболее крупным его опытом в этот период была опера "Саламбо" (1864 - 65), на собственное либретто по роману Флобера. <...> Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде вошла почти вся в оперу его "Борис Годунов". <...> Второй период творчества М., с явным преобладанием вокальной музыки, начинается в 1865 году, когда был сочинен "Калистрат" ("первая попытка комизма", по словам М.) <...> Кроме целого рода вокальных пьес, характерных и сильных хоров "Иисус Навин" (переработанный "хор Ливийцев" из "Саламбо", основанный на еврейских темах, 1866 год) и "Поражение Сеннахериба" (1867), сюда относятся драматические произведения: "Женитьба" (1868 год, изд. в 1908 году под редакцией и с предисловием Н. Римского-Корсакова <...> ) - чрезвычайно интересный "опыт драматической музыки в прозе" (слова М.) на неизмененный текст комедии Гоголя (написан только один акт); опера "Борис Годунов" (написана 1868 - 72, поставлена 1874 на Мариинском театре в Санкт-Петербурге). <...> и им же оркестрована) - грандиозная народная драма, рисующая борьбу старой Московской <...>
Мусоргский_М._П._биографическая_справка.pdf
Оригинал здесь - Мусоргский Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Григорий Тимофеев. Мусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала мать; затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он занимался фортепьянной игрой у А. Герке и достиг выдающихся результатов. Появившаяся в 1852 году в печати полька "Porte enseigne" была первым опубликованным его произведением. В 1857 году он сочинил фортепьянную пьесу "Souvenir d'enfance" и тогда же задумывал оперу "Han d'Islande" (сюжет В. Гюго), оставшуюся в проекте. Окончив (1856) школу гвардейских подпрапорщиков,М. поступил в лейб-гвардейский Преображенский полк. Громадное значение для его музыкального развития имело знакомство с Даргомыжским , Кюи , Балакиревым и музыкальным кружком последнего. Немалую роль в его творчестве сыграла и его дружба с В.В. Стасовым , написавшим биографию М. ("Соч. В.В. Стасова", Санкт-Петербург, 1894, т. III; см. также письма М. к В. Стасову и к Балакиреву, изд. "Русская Музыкальная Газета"). Балакирев играл с М. в четыре руки, объясняя ему музыкальные формы и приемы оркестровки.М. выступал в кружке не только как пианист, но и как превосходно фразирующий певецбаритон. В 1858 году М. написал два скерцо; одно из них, B-dur, было первым его сочинением, исполненным публично (в концерте Императорского Русского Музыкального Общества, 1860). В 1859 году М. оставил военную службу, но неимение средств к жизни и невозможность добыть их музыкальной деятельностью заставили его служить последовательно в Главном Инженерном Управлении, Лесном Департаменте и Государственном контроле; в последнем его устроил Т.И. Филиппов , большой его почитатель и наследник, по завещанию, его авторских прав. К раннему периоду творчества М. (до 1865 года) относится музыка к "Эдипу" Софокла, из которой сохранился хор народа у храма Эвменид, впоследствии использованный М. в коллективной (см. Бородин ) опере "Млада", в которой М. написал один акт (1873), а затем, когда она не состоялась - в опере "Сорочинская Ярмарка". В 1861 году М. написал характерное "Intermezzo Symphonique in modo classico", в 1863 году - романс "Сауль". Наиболее крупным его опытом в этот период была опера "Саламбо" (1864 - 65), на собственное либретто по роману Флобера. Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде вошла почти вся в оперу его "Борис Годунов". Второй период творчества М., с явным преобладанием вокальной музыки, начинается в 1865 году, когда был сочинен "Калистрат" ("первая попытка комизма", по словам М.). Индивидуальность композитора утверждается все более и более. Реалистические, большей частью народно-русские, сюжеты и своеобразная, яркая их трактовка - отличительные черты сочинений этого периода. Кроме целого рода вокальных пьес, характерных и сильных хоров "Иисус Навин" (переработанный "хор Ливийцев" из "Саламбо", основанный на еврейских темах, 1866 год) и "Поражение Сеннахериба" (1867), сюда относятся драматические произведения: "Женитьба" (1868 год, изд. в 1908 году под редакцией и с предисловием Н. Римского-Корсакова ) - чрезвычайно интересный "опыт драматической музыки в прозе" (слова М.) на неизмененный текст комедии Гоголя (написан только один акт); опера "Борис Годунов" (написана 1868 - 72, поставлена 1874 на Мариинском театре в Санкт-Петербурге). "Хованщина" (1873 - 80 годы, изд. 1882 году под редакцией Н. Римского-Корсакова и им же оркестрована) - грандиозная народная драма, рисующая борьбу старой Московской Руси с новой, Петровской Россией (поставлена 1885, на частной сцене в Санкт-Петербурге), "Сорочинская Ярмарка" (1875 - 80), неоконченная комическая опера по Гоголю (см. статью о ней Каратыгина в "Аполлоне", 1911), законченная недавно (1914) Ц. Кюи и теперь (1915) печатающаяся. Для оркестра написана в то же время "Ночь на Лысой горе" - симфоническая картина (в первоначальном виде - "Праздник Чернобога" для "Млады", затем - сон паробка для "Сорочинской Ярмарки"; издана по плану, в редакции и оркестровке Н. Римского-Корсакова), для фортепиано - "Картинка с выставки Гартмана" (1874, изд. в 1886 году), сюита пьес юмористического, лирического и описательного характера. Материальная необеспеченность и неудачи на композиторском поприще преследовали М. Его опера "Борис Годунов" надолго была снята с репертуара; другие его сочинения долго игнорировались артистами и публикой. В последние полтора года жизни, оставшись без службы,М. добывал средства к жизни ремеслом аккомпаниатора, совершив в 1879 году подбодрившую его концертную поездку в провинцию с певицей Д.М. Леоновой . Усилившаяся страсть к вину ускорила смерть М. Он скончался 16 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале и похоронен в Александро-Невской Лавре в Петрограде. -М. один из самобытнейших русских композиторов. Верный заветам Глинки и Даргомыжского, он пошел дальше их. Он горячо отрицал формулу: искусство для искусства. "Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель", говорит он в автобиографии. "Художественное
Стр.1