Оригинал здесь - http://www.hist.msu.ru/Science/HisUni/Profess/Stmurav.htm
МУРАВЬЕВ Михаил Никитич (25.10.1757, Смоленск - 28.06.1807, Петербург), писатель, поэт,
государственный деятель. Родился в дворянской семье. Отец, Никита Артамонович, с 1760 г. служил
вице-губернатором в Оренбурге, где Муравьев и получил начальное домашнее образование. В 1768 г.
переехал с отцом в Москву и поступил в дворянскую гимназию при Московском университете. В
гимназии учился французскому, немецкому и латинскому языкам, истории, географии и математики,
"будучи еще дитя, шел как исполин; он не доволен был классическими книгами, но старался разбирать
труднейшие сочинения особливо в латинском языке". (РО РНБ. Ф.499. Ед.хр.159. Л.1) С 1770 г.
Муравьев - студент университета, где слушает лекции профессоров Барсова,Шадена, знакомится с
И.П.Тургеневым, дружбу с которым сохранит на всю жизнь (ср. поэтические впечатления Муравьева об
университетских годах в "Послании к И.П.Тургеневу" - Полн. собр. соч. Т.1, СПб, 1819. С.65) В конце
1770 г. вынужденно прервав учебу, отправляется вместе с семьей в Архангельск, где усиленно
занимается самообразованием. Впечатления от Холмогор, Куроострова - мест, овеянных именем
Ломоносова, значительно обогатили внутренний мир юноши, повлияв на осознание своего
литературного призвания - поэзии.
С 1772 г. Муравьев зачислен на службу в лейб.-гв. Измайловский полк, живет в Петербурге,
тратит свободное время на литературные упражнения и пополнение своего образования, посещает
публичные лекции профессоров Академии Наук, участвует в литературных салонах в окружении
известных петербургских литераторов- В.И.Майкова, Н.А.Львова, И.И.Хемницера, В.В.Капниста,
Г.Р.Державина. Посетив в 1777 г. Москву Муравьев знакомится с М.М.Херасковым и Н.И.Новиковым,
который приглащает его к сотрудничеству в журнале "Утренний свет". В поэзии Муравьева 1770-80-х
гг., включающей стихотворения разных жанров - оды, эклоги, басни, элегии и пр., выделяются мотивы
отстаивания внутренней свободы творчества, достоинства поэта. Литература, по его мнению, призвана
улучшать человека, а писатель должен быть проповедником истины, моральным примером не только в
своих произведениях, но и в жизни, поэтому его занятие есть призвание более высокое, чем, напр.,
военная служба. "Величие мое в душе моей, а не в производстве, не в чинах, не в мнениях других
людей... Имя философа знаменитее титла камер-юнкера".
С 1785 г. по выбору Екатерины II Муравьев начинает преподавать русский язык, историю и
нравственную философию вел.князьям Александру и Константину Павловичу, являясь вторым по
значению воспитателем после Лагарпа. В учебных пособиях и книгах, написанных им для будущего
императора, ощущается влияние идей Руссо, подчеркивается необходимость заботы монарха о народном
благе и просвещении, порицается "рабское состояние" слуг и прихоти помещика. Язык прозы Муравьева
("Эмилиевы письма", "Обитатель предместья") предвосхищает развитие русского сентементализма в
творчестве Н.М.Карамзина. Прививая веру в просвещение и возможность практических мер по
нравственному улучшению человека, воспитание Муравьева несомненно оказало существенное влияние
на идеалистические стороны в характере Александра I.
В феврале 1796 г. Муравьев подает в отставку в чине бригадира Измайловского полка, но из-за
нерасположения Павла I переведен в гражданскую службу. С 1800 г. - сенатор, в 1801 г., с момента
воцарения своего ученика - секретарь при особе государя по принятию прошений на Высочайшее имя. В
марте 1802 г. назначен Александром I в состав Комитета по рассмотрению новых уставов Академий и
университетов (вместе с графом Северин-Потоцким, Н.И.Фусом, Ф.Г.Баузе и В.Н.Каразиным). По
результатам работы Комитета в августе 1802 г. подготовил доклад, в котором были сформулированы
основы будущей реформы народного просвещения (ГАРФ. Ф.1153. Оп.1. Ед.хр.2.). При образовании 8
сентября 1802 г министерства народного просвещения назначен товарищем министра и членом Главного
правления училищ, по зарактеристике самого Александра I именно на него падала основная тяжесть
управления министерством. В начале 1803 г. назначен также попечителем Московского университета.
На посту попечителя Муравьев развивал принципы просветительской политики в области
народного образования, явившейся наиболее последовательной из всех либеральных реформ начала
александровского царствования. Задачами попечителя были, прежде всего, укрепление общественного
статуса Московского университета, привлечение к нему широких кругов дворянского сословия,
воспитание нового поколения европейски образованного дворянства, которое бы вошло в ряды
участников либеральных реформ. Для этого необходимо было повысить уровень университетского
преподавания и само общественное положение ученых, пересмотреть характер управления
университетом. Все эти вопросы нашли свое разрешение с принятием 5 ноября 1804 г. первого устава и
Уставной Грамоты Московского университета, одним из авторов которых явился М.Н.Муравьев (см.
черновые проекты в бумагах Муравьева - РО РНБ. Ф.499. Ед.хр.14. Л.17-31, 48-52 и ГАРФ. Ф.1153. Оп.1.
Ед.хр.5) В них Муравьевым последовательно проводятся выработанные европейским Просвещением
принципы университетской автономии и трех свобод - преподавания, обучения и научного исследования.
Стр.1