УДК 791.632+82.0
ББК 83.011.2
М15
Переводчик Мария Десятова
Редактор Ольга Нижельская
М15
Макки Р.
Персонаж: Искусство создания образа на экране, в книге и на сцене / Роберт
Макки ; Пер. с англ. — М. : Альпина нон-фикшн, 2022. — 408 с.
ISBN 978-5-00139-548-5
Эта книга Роберта Макки завершает его трилогию, посвященную искусству
сторителлинга. После «Истории на миллион долларов» и «Диалога» один из самых
авторитетных специалистов по сценарному мастерству рассказывает, как именно
следует подходить к созданию персонажа в произведении — будь то роман, пьеса
или фильм. Перед читателем — подробное пособие и блистательный мастер-класс,
в котором виртуозно соединились теория и практика. Наряду с обращением к классической
традиции прошлого, в том числе к древнегреческому театру и поэзии,
в книге представлены многочисленные примеры из литературы, драматургии
и кинематографа последних лет.
Автор скрупулезно исследует законы создания и разработки персонажей, придания
им глубины и объема, сложности и многогранности. На примерах из разных
жанров показывает, как главные герои — в рамках ансамбля действующих лиц —
взаимодействуют с второстепенными и вспомогательными персонажами.
Творческий процесс индивидуален, и готовых рецептов нет. Но те знания,
которыми делится автор, его эстетические принципы позволят пишущим людям
постичь тонкости работы над образами, сделать их живыми и незабываемыми.
УДК 791.632+82.0
ББК 83.011.2
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было
средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных
сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного
использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства
обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru.
ISBN 978-5-00139-548-5 (рус.)
ISBN 978-1-4555-9195-4 (англ.)
© Robert McKee, 2021
© Издание на русском языке, перевод, оформление.
ООО «Альпина нон-фикшн», 2022
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................13
ЧАСТЬ I.
ОДА ПЕРСОНАЖАМ
1. Персонажи и реальные люди .........................................................19
Персонаж и познание ...................................................................20
Границы персонажа ......................................................................21
Персонаж и фокус .........................................................................21
Персонаж и время.........................................................................22
Персонаж и красота ......................................................................23
Персонаж и эмпатия .....................................................................23
Персонаж и автор .........................................................................24
В заключение ................................................................................32
2. Дилемма Аристотеля .......................................................................33
Градация Аристотеля ....................................................................33
Персонаж, сюжет, событие ...........................................................35
Две стороны одной медали ..........................................................36
Внешние характеристики и истинная сущность ........................39
Сплав сюжета и персонажа ..........................................................46
Баланс причин ..............................................................................47
Объединение причин ...................................................................49
В заключение ................................................................................49
Стр.6
3. Подготовка автора ...........................................................................50
Представления писателя о творчестве ........................................50
Две теории создания персонажей ................................................53
Творческий голод ..........................................................................56
Четыре способа изысканий, на которых держится
творчество .....................................................................................57
Представления писателя
о человеческой натуре..................................................................60
Две глобальные теории ................................................................61
Три ключа к писательству ............................................................66
ВЫСТРАИВАНИЕ ПЕРСОНАЖА
ЧАСТЬ II.
4. Как вдохновиться на создание персонажа? .................................73
Вдохновляющая действительность ..............................................74
Формат как источник вдохновения .............................................75
Когда вдохновляет жанр ...............................................................77
События как источник вдохновения ...........................................77
Источник вдохновения — тема ...................................................78
И вдохновиться биографией ........................................................80
Рассказ о себе как источник вдохновения ..................................81
5. Вдохновение для создания персонажа ..........................................84
Наблюдатель и наблюдаемый ......................................................86
Четыре «я» в поисках персонажа .................................................88
«Безумцы». Четыре «я» в действии ..............................................97
От внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему ....100
6. Роль и персонаж .............................................................................101
Подбор ансамбля персонажей ....................................................101
7. Внешний образ персонажа............................................................126
Внешние характеристики ..........................................................127
Три функции внешних характеристик ......................................127
Стр.7
Сеттинг. Выстраивание мира .....................................................129
Нравственное воображение .......................................................130
Культурные ограничения ...........................................................131
Физический сеттинг ...................................................................131
Социальный сеттинг...................................................................132
Личный сеттинг ..........................................................................133
Сеттинг и внешние характеристики .........................................133
Смена внешних характеристик .................................................136
Видимые свой ства ......................................................................137
Имена и прозвища ......................................................................138
Нагота и одежда .........................................................................139
Гендер и секс ...............................................................................139
Интонации и язык ......................................................................139
Мимика и жесты .........................................................................139
Работа и отдых ............................................................................140
Дом и средство передвижения ...................................................140
Знания и невежество ..................................................................140
Вера и убеждения .......................................................................140
Разговоры ....................................................................................141
Манеры ........................................................................................141
Подразумеваемые свой ства........................................................141
Разновидности личности ............................................................141
Разновидности интеллекта .........................................................143
Установки, убеждения, ценности ..............................................144
Эмоции, настрой, темперамент .................................................144
Зеркало, мир, автор ....................................................................146
Выражение характеристик .........................................................146
Да, но кто же он на самом деле? ................................................148
8. Внутренняя натура персонажа .....................................................149
Мотивации. Персонаж в действии .............................................150
Мотивация внутренняя ..............................................................150
Мотивация внешняя ...................................................................155
Предмет желания ........................................................................156
Выражение подлинного характера через выбор .......................158
Стр.8
Выражение подлинного характера через дилемму ...................159
Выражение подлинного характера через противодействие .....160
Подлинный характер и эмоции .................................................163
Подлинная натура и реакции .....................................................164
Подлинный характер и свобода воли ........................................166
9. Многогранный персонаж ..............................................................170
Единство противоположностей .................................................170
Грани персонажа ........................................................................171
Шесть граней сложности ............................................................172
Определяющая грань ..................................................................177
Анализ примера. Одиссей ..........................................................177
Анализ примера. Тони Сопрано .................................................182
10. Сложный персонаж ......................................................................187
Через противодействие — к сложности ....................................187
Физические конфликты ..............................................................189
Социальные конфликты .............................................................190
Личные конфликты .....................................................................193
Великодушие/эгоизм ..................................................................194
Забота/саботаж ..........................................................................195
Вина/прощение ..........................................................................195
Внутренние грани .......................................................................196
Осознанные конфликты .............................................................197
Меньшее против большего ........................................................198
Вера и скепсис ............................................................................199
Конфликт в сознании и в подсознании .....................................200
Осознанный предмет желания ...................................................201
Подсознательный предмет желания ..........................................202
Любовь и ненависть ...................................................................203
Страх и храбрость .......................................................................204
Конфликты в подсознании .........................................................205
«Я» и другие ................................................................................205
Иллюзия и наваждение ..............................................................206
Анализ примера. Антоний и Клеопатра ....................................207
Стр.9
Более глубокий конфликт персонажей......................................208
Жизнь в подтексте ......................................................................212
11. Завершенный персонаж ..............................................................215
Четыре основных этапа создания персонажа ...........................215
Завершение персонажа ..............................................................235
12. Символический персонаж ...........................................................237
Спектр символического персонажа ...........................................239
Реалистические персонажи и символические ..........................248
Анализ примера. «Игра престолов» ...........................................252
Хорошо забытое старое ..............................................................253
13. Радикальный персонаж ...............................................................254
Реализм. Привычные персонажи в привычном мире ...............254
Нереализм. Привычные персонажи в непривычном мире ......255
Радикализм. Непривычные персонажи
в непривычном мире ..................................................................257
Создание радикального персонажа ...........................................259
Будущее. Непривычные персонажи в привычном мире...........269
ВСЕЛЕННАЯ ПЕРСОНАЖА
ЧАСТЬ III.
14. Персонаж в своем жанре .............................................................273
Происхождение первичных жанров ..........................................274
Шестнадцать первичных жанров ...............................................279
Десять презентационных жанров ..............................................293
Комбинации жанров ...................................................................294
15. Персонаж в действии ...................................................................297
Голливудские темы .....................................................................298
Политические темы ....................................................................301
Опредмечивание .........................................................................302
Создание сцены: персонаж в действии .....................................304
Стр.10
16. Воплощение персонажа...............................................................308
Семь функций воплощения персонажа .....................................309
Связь между читателем/зрителем и персонажем .....................311
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ
ЧАСТЬ IV.
17. Создание ансамбля действующих лиц ......................................331
Анализ примера. «Гордость и предубеждение» .........................332
Анализ примера. «Рыбка по имени Ванда» ...............................336
Анализ примера. «Игра в рабов» ...............................................341
Анализ примера. «Дитя крови» ..................................................350
Анализ примера. «Во все тяжкие» .............................................355
Заключение. Писатель- революционер ...........................................377
Благодарности ......................................................................................379
Глоссарий ..............................................................................................380
Примечания ..........................................................................................386
Об авторе ..............................................................................................393
Предметно-именной указатель ............................................................394
Стр.11