М.М. Морозов
Митрофан Трофимович Иванов-Козельский
М. Морозов.Шекспир, Бернс,Шоу...
М., "Искусство", 1967
Автор вступительной статьи и составитель сборника и редактор Ю.Шведов
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
В историю русского театра навсегда вошло имя этого замечательного актера.
Митрофан Трофимович Иванов-Козельский родился в 1850 году. Он был сыном крестьянина
Киевской губернии. О своем детстве Иванов не любил вспоминать. Оно было, по-видимому, тяжелым,
безрадостным.
С ранних лет, как рассказывал он впоследствии, в нем зародилась мечта "выйти в люди". Иванов
выучился грамоте в школе кантонистов, затем поступил в школу таксаторов (оценщиков лесных
материалов), откуда попал на службу писарем и оценщиком военного интендантства.
Как возникла у него любовь к театру? Сохранилось предание, будто, служа в Житомире, он
подрабатывал тем, что за копейки переписывал актерам роли и получал от них контрамарки в театр. И им
овладело страстное желание попасть на сцену.
Нелегко было осуществить это невзрачному на вид, невысокого роста человеку с толстыми
красными рабочими руками, к тому же очень застенчивому, скромному, молчаливому. Все же ему
удалось проникнуть на сцену статистом. Как водилось тогда в мелких провинциальных театрах, ему
сунули первый попавшийся под руку костюм и ужасный парик, и помощник режиссера, оглядев его,
ограничился следующим напутствием: "Только постарайтесь, милый человек, не вылезать вперед..." Эти
первые выходы на сцену еще мучительней разожгли в нем неудовлетворенную и, казалось,
неосуществимую мечту.
Первую роль "со словами" Иванов получил в Киеве, куда был переведен по службе. "Пришел я
проситься, чтоб меня приняли без жалованья, - рассказывал он впоследствии актеру Т. Н. Селиванову
("Воспоминания о М. Т. Козельском". - "Театр и искусство", 1898, N 25). - Дали мне роль с пятью
фразами, роль лакея. Действие происходило в саду. На репетиции я все сделал и сказал. А на спектакле
вышел на сцену, и ни слова. Актер, с которым я вел сцену, долго добивался от меня ответа, но не
добился. Наконец это ему надоело, и он крикнул: "Пошел вон, дурак". Я и пошел, да по дороге наткнулся
на куст и повалил его. Понятно, я убежал из театра и больше не являлся. Пришлось ждать целый год,
пока переменилась труппа. Дождался. Явился к режиссеру, и тот дал мне роль в пол-листа. Я отдолбил
ее, вышел в спектакле да, не дожидаясь ни вопросов, ни ответов, сразу все пол-листа и проговорил.
Актер опять сказал: "Пошел вон, дурак" или что-то в этом роде. Я и опять ушел, и опять ждал год, и
опять добился дебюта. На этот раз я все проговорил, но когда было нужно обнять актера Виноградова
{Впоследствии актер Александрийского театра.}, которого я часто видел на сцене и горячо любил, я его
так обнял, что сорвал ему всю бороду. И опять меня прогнали. Да уж на четвертый год я упросил, чтобы
труппа прослушала меня на репетиции. Согласились, и я прочитал монолог Мишеньки из пьесы
Потехина "Чужое добро впрок не идет". Уж не знаю, как я читал, но меня приняли на службу с
жалованьем пятнадцать рублей в месяц".
Все это рассказано шуточным тоном. В действительности комического тут было мало. Из
приведенного рассказа можно заключить, что Иванова несколько раз увольняли из театра за
"неспособность". Вдумаемся в трижды повторенную фразу, в которой много и скрытого горя и упорной
настойчивости: "Пришлось ждать целый год".
Те же сведения о первых шагах Иванова на актерском поприще сообщает журнал "Артист". По
словам автора заметки, Иванов "в начале своей артистической деятельности был застенчив и страшно
трусил. Его феноменальная трусость на сцене могла равняться разве только его упорной любви и
привязанности к этой же сцене. Благодаря этой трусости ему три года систематически отказывали после
его первой попытки выступить на сцене".
Впоследствии, вспоминая то трудное время, Иванов писал в письме к известному трагику Н. П.
Россову (1864-1945): "Так властно толкало на сцену, что от невозможности скорее осуществить это -
даже травиться приходилось". От принятого яда у него сделалась тяжелая болезнь горла.
Весьма показательно, что для чтения перед труппой Иванов выбрал монолог Михаилы из пьесы
Потехина "Чужое добро впрок не идет". В этом монологе Ми-хайло рассказывает, как вез купцов на
тройке: "А какой, мол, вам аванчик сделать: немецкий, французский, али рассейский? Рассейский всех
будет позабористее, только дороже стоит: к полтинничку гривенничек, прикинете! Ну, уж, Алеха, и
сделал!.. Как я, брат Алеха, возжи-то подобрал, да привстал, да по всем по трем, знаешь, провел раз да
Стр.1