Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472928)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Российская национальная библиотека и отечественная художественная культура. Сборник статей и публикаций. Вып. 2 (180,00 руб.)

0   0
Первый авторОстрой О. С.
ИздательствоСПб.: РНБ
Страниц151
ID830
АннотацияВ сборнике помещены статьи о редких художественных фондах Библиотеки, отечественных и зарубежных; гравированном книжном портрете в Великом княжестве Литовском в XVI—XVIII вв.; итальянской графической серии на темы римской истории, выполненной в XVIII в.; гравюрах и иллюминованных картах эпохи Петра I; о деятелях Библиотеки, занимавшихся в разные периоды (1 пол. XIX в.— 20-е гг. XX в.) вопросами изобразительного искусства. Публикуются письма отечественных ученых-музыковедов, посвященные церковной музыке, в частности, знаменной нотации.
Кому рекомендованоСборник предназначен широкому кругу читателей, интересующихся искусством разных стран и эпох
Острой, О.С. Российская национальная библиотека и отечественная художественная культура. Сборник статей и публикаций. Вып. 2 / О.С. Острой .— СПб. : РНБ, 2002 .— 151 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Редактор: Л. С. Гейро В подготовке издания принимала участие С. Н. Котломанова Рецензенты: Заведующий кафедрой теории и истории культуры СанктПетербургского государственного университета культуры и искусств, доктор философских наук С. Н. ИконниковаЗаведующий сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа, кандидат культурологии В. М. Файбисович В сборнике помещены статьи о редких художественных фондах Библиотеки, отечественных и зарубежных; гравированном книжном портрете в Великом княжестве Литовском в XVI—XVIII вв.; итальянской графической серии на темы римской истории, выполненной в XVIII в.; гравюрах и иллюминованных картах эпохи Петра I; о деятелях Библиотеки, занимавшихся в разные периоды (1 пол. <...> Публикуются письма отечественных ученыхмузыковедов, посвященные церковной музыке, в частности, знаменной нотации. <...> Гравюра Петровского времени в фондах Российской национальной библиотеки 10 <...> Карта как элемент русской культуры первой четверти XVIII века (по фондам Российской национальной библиотеки) 32 <...> Музыка Отечественной войны 1812 года (по фондам Российской национальной библиотеки) 51 <...> Гравированный портрет в Великом княжестве Литовском (на примере книжной гравюры из фондов Российской национальной библиотеки) 81 <...> «Страстный любитель точности в костюмах»: Штрихи к творческому портрету А. Н. Оленина 127 <...> «Прежде всего надо браться за документы»: Историк отечественного искусства П. Н. Петров 152 <...> А. С. Пушкина ГПИБ — Государственная публичная историческая библиотека ГРМ — Государственный Русский музей ГТГ — Государственная Третьяковская галерея ГЭ — Государственный Эрмитаж ИПБ — Императорская Публичная библиотека ИРЛИ — Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) ОПХ — Общество поощрения художников (то же — художеств) ОР — Отдел рукописей РНБ ОРК — Отдел редкой книги РНБ ОЭ — Отдел эстампов РНБ РАИМК — Российская академия истории материальной культуры РАН — Российская Академия наук <...>
Российская_национальная_библиотека_и_отечественная_художественная_культура._Сборник_статей_и_публикаций._Вып._2.pdf
РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Сборник статей и публикаций Вып. II Санкт-Петербург 2002
Стр.1
Составитель и научный редактор: О. С. Острой Редакционная коллегия: Е. В. Бархатова, И. Ф. Безуглова, Ц. И. Грин, Л. К. Кильдюшевская, Г. В. Миролюбова, О. С. Острой (гл. ред.). Редактор: Л. С. Гейро В подготовке издания принимала участие С. Н. Котломанова Рецензенты: Заведующий кафедрой теории и истории культуры СанктПетербургского государственного университета культуры и искусств, доктор философских наук С. Н. ИконниковаЗаведующий сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа, кандидат культурологии В. М. Файбисович В сборнике помещены статьи о редких художественных фондах Библиотеки, отечественных и зарубежных; гравированном книжном портрете в Великом княжестве Литовском в XVI—XVIII вв.; итальянской графической серии на темы римской истории, выполненной в XVIII в.; гравюрах и иллюминованных картах эпохи Петра I; о деятелях Библиотеки, занимавшихся в разные периоды (1 пол. XIX в.— 20-е гг. XX в.) вопросами изобразительного искусства. Публикуются письма отечественных ученыхмузыковедов, посвященные церковной музыке, в частности, знаменной нотации. Сборник предназначен широкому кругу читателей, интересующихся искусством разных стран и эпох.
Стр.2
Содержание Список сокращений Предисловие 5 I. Статьи Н. Е. Железная. Гравюра Петровского времени в фондах Российской национальной библиотеки 10 Л. К. Кильдюшевская, Т. М. Петрова. Карта как элемент русской культуры первой четверти XVIII века (по фондам Российской национальной библиотеки) 32 Н. А. Рыжкова. Музыка Отечественной войны 1812 года (по фондам Российской национальной библиотеки) 51 М. И. Ткаченко. Гравированный портрет в Великом княжестве Литовском (на примере книжной гравюры из фондов Российской национальной библиотеки) 81 А. В. Ярцева. «Римская история» Бартоломео Пинелли: Взгляд из России 98 А. Э. Жабрева. «Страстный любитель точности в костюмах»: Штрихи к творческому портрету А. Н. Оленина 127 О. С. Острой. «Прежде всего надо браться за документы»: Историк отечественного искусства П. Н. Петров 152 И. Г. Ландер. Историк искусства А. П. Мюллер (1889—1941) 177 Л. Б. Вольфцун. «Грудь орла провалилась, крылья пообломались, голова сохранилась неполною»: К истории двуглавого орла на фронтоне Публичной библиотеки 194 II. Публикации Степан Васильевич Смоленский — исследователь библиотеки Соловецкого монастыря. (Письма к С. А. Рачинскому 1889—1893). Публикация И. Ф. Безугловой 200 «Да продлит Господь Вашу жизнь во благо богословской науки». (Письма Н. Д. Успенского к А. А. Дмитриевскому 1924—1928). Публикация Н. В. Рамазановой 228 Указатель имен 257 Авторы и публикаторы сборника 268 4
Стр.3
Список сокращений Сокращения употребляются только в Примечаниях к статьям. Акцентр БАН — — АН — ГАИМК — ГМИИ — ГПИБ — ГРМ — ГТГ — ГЭ — ИПБ — ИРЛИ — ОПХ — ОР ОРК — ОЭ — — РАИМК — РАН — РГАЛИ — РГБ — РГИА — РЗФ — РНБ — РО РФ — — ФБОН — ЦГАЛИ — Академический центр Академия наук Библиотека Российской Академии наук Государственная академия истории материальной культуры Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Государственная публичная историческая библиотека Государственный Русский музей Государственная Третьяковская галерея Государственный Эрмитаж Императорская Публичная библиотека Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) Общество поощрения художников (то же — художеств) Отдел рукописей РНБ Отдел редкой книги РНБ Отдел эстампов РНБ Российская академия истории материальной культуры Российская Академия наук Российский государственный архив литературы и искусства Российская государственная библиотека Российский государственный исторический архив Русский запасной фонд РНБ Российская национальная библиотека Рукописный отдел ИРЛИ Русский фонд РНБ Фундаментальная библиотека общественных наук АН СССР Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга
Стр.4
Предисловие Российская национальная библиотека на всех этапах ее более чем двухсотлетней истории была и остается символом отечественной и — одновременно — особой «петербургской» культуры, что выражается прежде всего в просветительском подходе к богатствам этого хранилища, в изучении и стремлении сделать их доступными мировой общественности. Ученые многих государств пользуются фондами Библиотеки. Уже в самом замысле ее основательницы — Екатерины II эта просветительская тенденция выразилась в предполагавшемся сочетании функций книгохранилища, музея и образовательного центра. Несмотря на то, что намерения императрицы не были реализованы полностью (1,2) сама идея не умерла. Воплощение ее со временем приобрело иные формы. Главными можно считать устройство экспозиций (идея музея) и публикации (идея научная и образовательная). Уже Отчеты Библиотеки, охватывавшие период с 1808 по 1817 и с 1850 по 1912 гг., знакомили с новыми поступлениями в разные фонды. Особо отмечались наиболее значительные и ценные художественные произведения, печатная графика — отдельные листы и целые коллекции. С 1852 г. организовывались выставки, на которых экспонировались — среди прочего — эстампы, книжная миниатюра, наиболее интересные памятники полиграфического искусства. Так например, в 1895 г. специальная выставка была посвящена книге Н. П. Кондакова о византийской эмали(3). Выставки активно посещались, что позволило директору Библиотеки барону М. А. Корфу назвать ее в 1857 г. «одним обширным музеем»(4). В 1852 г. был издан первый «Путеводитель» по Библиотеке, в котором, как писал рецензент, «многочисленные ее сокровища открываются для всех и каждого»(5). В дальнейшем (до 1917 г.) такие путеводители выходили неоднократно: в 1860, 1869, 1872, 1906, 1916 гг. В иную эпоху, в иной исторической реальности, традиция не оборвалась. С 1941 г. по 1964 г. издавались (с перерывами) «Труды» Библиотеки, в которых, среди прочего, публиковались и статьи из области искусства(6). Сегодня, когда Библиотека существует уже третье столетие, а ее фонды составляют около 33 миллионов единиц хранения, настало время специальных изданий о ней как хранительнице многих художественных памятников разных эпох и стран, как учреждении, где трудились ученые, своими работами обогатившие историю отечественной художественной культуры. Сборники трудов, посвященные месту Библиотеки в художественной жизни и художественной культуре России, углубляют наши знания о конкретном художественном явлении и отдельных периодах истории самой Библиотеки. Подготовка специальных сборников вызвана также заметно возросшим в наше время интересом к проблемам искусствоведения. Не случайно последнее десятилетие отмечено выходом множества отраслевых справочных изданий: энциклопедических, биографических, терминологических словарей(7). Можно сказать, что научное оснащение искусствоведения вышло на качественно новый уровень. Российская национальная библиотека в 1997 г. издала сборник статей и публикаций этой тематики, содержащий, главным образом, материалы XVIII— XIX вв.(8). Второй сборник также посвящен в основном этому периоду. Сохраняется и основная тематика: коллекции произведений; сотрудники Библиотеки — творческие и научные работники сферы искусств. Второй сборник масштабнее по содержанию: в отличие от первого, он включает статьи о зарубежных художественных коллекциях, хранящихся в Библиотеке (см. примеч. 8). Широкий спектр содержания статей отражает видовое,
Стр.5
Oginska K. см. Огинская К. Peters C. F. 60, 77 Pinelli B. см. Пинелли Б. Piobbici D. S. см. Пьебичи Д. С. Poggioli V. см. Поджиоли В. Raggi O. см. Раджи О. Rollin Ch. см. Роллен Ш. Roslin A. см. Рослин А. Seeman E. см. Зееман Э. А., изд. Skubiszewski P. 91 Scudellari D. см. Скуделлари Дж. Steibelt D. см. Штейбельт Д. Tipaldo E. de Weigl T. 60 Widacka H. 114 Titiano Vecellio 92 Zochowski C. см. Жоховский К. Авторы и публикаторы сборника Безуглова Ирина Федотовна — зав. ОНиЗ РНБ, канд. искусствоведения Вольфцун Людмила Борисовна — ст. науч. сотр. РНБ Жабрева Анна Эрнестовна — науч. сотр. БАН, канд. пед. наук Железная Наталья Евгеньевна — библиотекарь РНБ Кильдюшевская Людмила Константиновна — зав. Отделом картографии РНБ, канд. геогр. наук Ландер Инга Георгиевна — вед. библиотекарь РНБ Острой Ольга Семеновна — вед. науч. сотр. РНБ, докт. пед. наук Петрова Татьяна Михайловна — ст. науч. сотр. РНБ, канд. геогр. наук Рамазанова Наталья Васильевна — ст. науч. сотр. РНБ, канд. искусствоведения Рыжкова Наталья Александровна — ст. науч. сотр. РНБ, канд. искусствоведения Ткаченко Мария Ивановна — гл. библиотекарь РНБ Ярцева Алина Владимировна — библиотекарь РНБ 141 Tyszkiewicz J. S. см. Тышкевич Я. С.
Стр.151