Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472928)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Публичная библиотека и М. Горький (180,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубева О. Д.
Страниц126
ID824
АннотацияВ книге освещаются длительные и многообразные связи "великого книжника", писателя, редактора, страстного «книгочея», издателя М. Горького с крупнейшим национальным книгохранилищем России — Публичной библиотекой. Рассказывается о большой дружбе писателя с сотрудником Библиотеки, крупнейшим музыкальным и художественным критиком, историком искусства Владимиром Васильевичем Стасовым. Повествуется о судьбе личного архива писателя в Библиотеке, о рукописной «Горьковиане», о работах сотрудников, посвященных жизни и деяяельности М. Горького, о его дарах в Библиотеку.
Кому рекомендованоКнига предназначена историкам культуры, литературы, книговедам, архивоведам, библиотекарям, всем, кто интересуется историей отечественной культуры.
Голубева, О.Д. Публичная библиотека и М. Горький / О.Д. Голубева .— 2003 .— 126 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В книге освещаются длительные и многообразные связи «великого книжника», писателя, редактора, страстного «книгочея», издателя М. Горького <...> ,— дело весьма непростое: на протяжении длительного времени архив Горького в Институте мировой литературы им. <...> Особенно художественную книгу он рассматривал как учебник по человековедению. <...> Смирнов, вместе с Горьким сотрудничавший в «Самарской газете», вспоминал: «К книге Алексей Максимович относился с громадным уважением. <...> То он считал, что художественная книга возвышается над реальностью, то, наоборот, утверждал, что книга не может быть свободной от текущего дня 25, не может оградить человека от жизни и сыграть роль галош, «в которых мы ходим по грязной действительности»26. <...> В другом месте он сужает роль художественной книги в процессе познания действительности, отдав предпочтение политико-философской книге: она содержит «идеи мироведения, которые расширяют поле зрения человека, указывает его назначение в жизни, цель и путь к нему»27. <...> С художественной книги писатель снимает все социальные и политические задачи и ставит перед ней единственную цель — пропагандировать идею всечеловеческого братства 29. <...> Реализуя этот замысел, Горький в сентябре 1918 г., основал издательство «Всемирная литература». <...> Однако после 1910 г. связи Горького с библиотекой оборвались и возобновились лишь в 1923 г., когда в октябре он послал Нижего- 16 родской публичной библиотеке собрание своих сочинений с дарственной надписью на первом томе. <...> 18 Горький был организатором самой крупной из всех своих библиотечных начинаний — специальной библиотеки издательства «Всемирная литература». <...> 25 сентября 1919 г. писатель обратился в Петроградский Комитет государственных библиотек с просьбой предоставить издательству «Всемирная литература» при Народном комиссариате по просвещению право организовать <...>
Публичная_библиотека_и_М._Горький.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Публичная_библиотека_и_М._Горький.pdf
О. Д. Голубева ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА и М. ГОРЬКИЙ Санкт-Петербург 2003
Стр.1
2 Редактор: Г. В. Михеева, д-р пед. наук Голубева О. Д. Публичная библиотека и М. Горький.— СПб., 2003. В книге освещаются длительные и многообразные связи «великого книжника», писателя, редактора, страстного «книгочея», издателя М. Горького с крупнейшим национальным книгохранилищем России — Публичной библиотекой. Рассказывается о большой дружбе писателя с сотрудником Библиотеки, крупнейшим музыкальным и художественным критиком, историком искусства Владимиром Васильевичем Стасовым. Повествуется о судьбе личного архива писателя в Библиотеке, о рукописной «Горьковиане», о работах сотрудников, посвященных жизни и деятельности М. Горького, о его дарах в Библиотеку. Книга предназначена историкам культуры, литературы, книговедам, архивоведам, библиотекарям, всем, кто интересуется историей отечественной культуры. © Издательство Российской национальной библиотеки, 2003 г.
Стр.2
3 От издателя Представляя читателям новую книгу Ольги Дмитриевны Голубевой, хотелось бы отметить значимый вклад автора в изучение истории Российской национальной библиотеки. Количество опубликованных ею работ говорит об этом достаточно. О. Д. Голубевой удавалось в научно-популярной форме дать представление о деятелях Публичной библиотеки, просто, лаконично и доступно изложить их
Стр.3
4 творческие биографии. Таковы ее монографии о А. Н. Оленине, Н. И. Гнедиче, И. А. Крылове, М. А. Корфе, В. Ф. Одоевском, В. И. Собольщикове, А. Ф. Бычкове, В. В. Стасове, Н. Я. Марре. Настоящая работа раскрывает еще одну, очень важную тему для истории Публичной библиотеки первой трети ХХ века. Автор поставил перед собой несколько задач: раскрыть тему в разных ее аспектах, рассказать читателям в популярной форме о сложных, порой драматичных взаимосвязях М. Горького с Публичной библиотекой, отразить его участие в формировании ее фондов и коллекций, а также представить результаты новых научных разысканий автора по этой теме. Освещение любой темы, связанной с М. Горьким,— дело весьма непростое: на протяжении длительного времени архив Горького в Институте мировой литературы им. А. М. Горького РАН был практически недоступен широкому кругу исследователей, большой массив документов не освоен и в настоящее время. За прошедшее десятилетие появилось значительное количество публикаций архивных документов, более разносторонне раскрывающих нам Горького. Каждый новый документ требует от исследователя скрупулезного анализа и его сопоставления с ранее известными источниками. Некоторые ранее существовавшие представления об этом крупном писателе и общественном деятеле в настоящее время в результате научных исследований подверглись вполне справедливой критике. Как любой автор, Ольга Дмитриевна имеет право на свое видение Горького. Читатель может согласиться или не согласиться с автором в оценке этого писателя, однако он не останется равнодушным к сложной и противоречивой фигуре человека своего насквозь политизированного времени. К читателю Время изменило представление части общества о послеоктябрьской отечественной истории. Во весь голос заговорили о давлении системы на поведение людей, о плене идеологизма и политического прессинга. Как обычно, впадая в крайность, некоторые с каким-то сладострастием стали выискивать «ошибки», «отступления» ранее почитаемых авторитетов. Присоединяясь к короткой, но очень емкой характеристике М. Горького, данной Мариной Цветаевой: «Человек—эпоха»1, нужно признать, что на его долю выпало пройти сложный путь социальных противоречий и потрясений века. В на
Стр.4
5 чале века Горький приобрел огромную известность и славу. А в конце XX столетия на фоне развенчания идеалов социализма стало модно обвинять Горького во всех прегрешениях. В 1980—90-е «перестроечные» годы поношение Горького в нашей критической литературе стало обычным явлением. Критики соревновались друг с другом, кто предъявит более изощренное обвинение Горькому. Писателю вменяли в вину оправдание сталинских методов построения советского общества, прямое подстрекательство к террору, убийствам, называя его «придворным» писателем Сталина, «певцом» ГУЛАГа и НКВД. Приходишь в оторопь от всех этих нелепейших обвинений! Его имя уже не носит родной город и главная улица Москвы… Ни одного писателя в мире не травили у себя на родине так, как Горького в России. По свойственной нам привычке нас бросает из одной крайности в другую! Бесспорно, нужно снять с Горького иконный глянец ортодоксального марксиста, верного ленинца, друга и соратника Сталина. Однако нельзя согласиться с огульной критикой, с чудовищным искажением подлинного Горького. Сложная и противоречивая фигура, он не был придворным бардом сталинской эпохи, послушным слугой тоталитарного режима. Человек своего насквозь политизированного времени, но не политик в полном понимании этого слова. Он был полон иллюзий. Как подавляющее большинство людей того времени, писатель верил в идею социализма, поддерживал ее в своих статьях, в издательской деятельности. Неоспоримо, что Горький — уникальная личность, человек феноменальной духовной одаренности, честный, талантливый художник. Он всегда болел душою за Россию и ее народ. Превыше всего ставил защиту общечеловеческих ценностей. Через все его творчество рефреном проходит вера в возрождение страны к жизни светлой, человеческой, и уверенность, что человек трудом своим установит чудеса справедливости, а помогут ему в этом просвещение, знание, наука и культура. Требуется спокойная, беспристрастная оценка Горького. Подумать только, что до сих пор не издано полное собрание его сочинений, не известна примерно треть его писем, некоторые точные документальные сведения до сих пор закрыты, не обнаружен его дневник!.. Какие новые грани личности Горького раскроют все эти документы?
Стр.5