Яков Данилович Минченков
Максимов Василий Максимович
Источник: Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград.
1965. Издание пятое
OCR Ловецкая Т.Ю.
Максимов был типичным представителем крестьянской среды, пробившей дорогу к искусству в
эпоху народничества в шестидесятых годах.
Чего стоило крестьянскому юноше попасть в город и учиться здесь!
У Максимова это был сплошной подвиг, горение духа, которое опрокидывало все препятствия на
пути к достижению намеченной цели и делало его борцом за современные идеи в искусстве. И небольшая
фигура Максимова при воспоминании об условиях его жизни, обо всех поборенных им препятствиях, о
его настойчивости и его достижениях вырастает в определенный положительный тип, которому надо
отдать дань признания.
На вечере Московского художественного общества в десятую годовщину смерти Максимова о нем
прекрасно вспоминал Аполлинарий Михайлович Васнецов.
А в эти минуты, когда я упоминаю имя Васнецова, печать приносит извещение, что и его уже не
стало.
Не могу не посвятить страницу свежей памяти о добром старом передвижнике.
Хотя он в конце своей деятельности перешел в "Союз русских художников", товарищипередвижники
все же считали его родственно своим, и в их среде он поминался всегда добром.
Близко мне не пришлось его знать -- он вел довольно замкнутую жизнь и появлялся только на
деловых собраниях и в Училище живописи, где состоял преподавателем пейзажного класса после
Левитана, -- однако общий облик его как человека и художника обрисовался для меня ясно.
Это была трезвая и честная натура как в жизни, так и в искусстве.
Большой труженик, много работавший, читавший, изучавший историю, в особенности историю
Москвы, он бережно, любовно вынашивал свои образы и всегда давал значительное в своих
произведениях. Не торговал искусством и не разменивался на мелочи.
Речь его была всегда деловая, спокойная и содержательная. Однако он не был безразличным и
равнодушным к добру и злу.
Никогда не забуду одной сцены, когда Аполлинарий Михайлович выступил на защиту своего
младшего товарища, "ущемленного" в своих правах сильным членом из Правления Товарищества.
Васнецов, страшно возбужденный, с нервной дрожью в голосе, так жестоко обрушился на
бюрократизм Правления и на неуместный тон его представителя, что было жутко слушать его речь.
-- Как! и вы могли допустить такое отношение к своему товарищу? -- почти со слезами говорил он.
-- Кто дал вам на это право? Разве мы не равные в Товариществе? Разве у нас позволительно это
генеральство? Самый слабый из нас, но честный работник в искусстве -- равноправный член
Товарищества, и мы не допустим к нему высокомерия!
Видно было, что этот с большой выдержкой человек при необходимости сумеет постоять и за себя
и за других, постоять за правое дело.
Выйдя из Товарищества передвижников, он не забывал старых товарищей следил и интересовался
их работами и появлением молодых сил на выставках.
В работах Васнецова чувствовалась его любовь к живописной старине и, несмотря на некоторую
декоративность его исторических пейзажей, верилось в доподлинность московских улиц, дворов и
уличных сцен, овеянных романтизмом. Хорошо делал он рисунки карандашом и углем с легкой
раскраской акварелью. По внешности он был русак: высокого роста, с русыми волосами, глаза голубые, а
лицо постоянно румяное, без бороды, и моложавое, не выражающее возраста. Тембр полоса особенный,
вибрирующий, точно с обертонами.
В моей памяти с ним связывается такая сцена.
В училище живописи чествовали пятидесятилетний юбилей профессора В. О. Ключевского,
читавшего там русскую историю. Аполлинарий Михайлович поднес ему адрес в виде грамоты с видом
Москвы XVII века. При чтении адреса Ключевский в долгополом сюртуке стоял, перебирая тонкими
пальцами кончик длинной бороды. Типичная была фигура -- словно древний думский дьяк. Потом,
обратившись к нам, своим ученикам, и смотря через очки, хитро, по-своему, улыбнулся складками от носа
к губам и произнес тихим голосом: "Спасибо вам искренне. Я всегда рад был тому, что вы, художники,
понимали меня и тогда, когда я должен был молчать".
Они стояли рядом: великий художник слова, в лекциях по истории рисовавший нам живые сцены
Стр.1