Яков Данилович Минченков
Киселев Александр Александрович
Источник: Минченков Я. Д. <...> Передвижные выставки приносили много хлопот губернаторам и предводителям дворянства. <...> Губернаторы по циркуляру министерства двора должны были оказывать содействие передвижникам в
устройстве в городах выставок, проявлять, так сказать, просвещенное внимание к искусству, а с другой
стороны, должны были и следить за тем, чтобы на выставках не появлялось чего-либо вредного по
местным условиям. <...> Со всей справедливостью надо признать, что передвижники впервые пробудили и поддерживали в
обществе интерес к искусству. <...> К искусству тянулись главным образом интеллигенты, разночинцы, педагоги, учащиеся и в
последнее время -- организованная рабочая масса, для которой, как и для учащихся, двери выставки были
широко открыты. <...> Не забудется такой, например, случай, когда в сороковую годовщину Товарищества пришел
представитель от рабочей организации и с натугой начал говорить: "Я от кожевников, как бы сказать...
поблагодарить... <...> Выставки, возбуждая интерес к живописи среди чуткого юношества, толкали его на путь
искусства, тянули в центры художественной жизни, в художественные школы, а также вербовали в члены
Товарищества лиц, уже причастных к искусству, где-либо учившихся живописи, но не решавшихся
посвятить ей себя всецело. <...> В числе увлеченных знаменем передвижничества был и Александр Александрович Киселев. <...> Когда в семидесятых годах в Харьков приехала первая передвижная выставка и Киселев увидел
картины лучших русских мастеров, родные пейзажи, в нем проснулось чувство художника. <...> Он усиленно
стал заниматься живописью и послал свои вещи передвижникам в Петербург. <...> Его свежие пейзажи, отражавшие русскую природу,
нравились публике и хорошо раскупались. <...> И конечно, Киселев, не имея большого мастерства, будучи скорее дилетантом в живописи, не мог
создать своей школы и подготовить <...>
Киселев_Александр_Александрович.pdf
Яков Данилович Минченков
Киселев Александр Александрович
Источник: Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград.
1965. Издание пятое
OCR Ловецкая Т.Ю.
Передвижные выставки приносили много хлопот губернаторам и предводителям дворянства.
Губернаторы по циркуляру министерства двора должны были оказывать содействие передвижникам в
устройстве в городах выставок, проявлять, так сказать, просвещенное внимание к искусству, а с другой
стороны, должны были и следить за тем, чтобы на выставках не появлялось чего-либо вредного по
местным условиям.
Положиться в этом деле на невежественных цензоров губернаторы не могли: трудно было
определить вредные вещи, да еще по "местным условиям".
Легче было, когда они получали телеграмму с точным обозначением недопустимых картин, вроде
репинского портрета Льва Толстого, написанного после его отлучения от церкви. Такую телеграмму с
добавлением "секретно" они показывали заведующему выставкой и успокаивались, узнав об отсутствии
на выставке опасной вещи.
В большинстве случаев они попросту просили заведующего не подводить их и не ставить на
выставку неподходящего.
-- И у цензора детишки есть. Сохрани бог, проглядит у вас на выставке что-либо запрещенное в
столице -- и тем куска хлеба лишиться может, а мне тоже неприятность.
Предводителям дворянства и подавно не было радости от выставок, для которых приходилось
предоставлять помещение в доме дворянских собраний. Они опасались, чтоб не поцарапали при
устройстве выставок паркета или белых колонн в зале. А когда широкая публика с улицы свободно
входила в привилегированное дворянское гнездо, предводители и швейцары только горестно вздыхали.
Но если они терпели, скрепя сердце, ежегодно сваливавшуюся на них из Петербурга обузу, не
будучи в состоянии ей противодействовать, то население городов радостно встречало приезд выставки.
Со всей справедливостью надо признать, что передвижники впервые пробудили и поддерживали в
обществе интерес к искусству. Дремлющие губернские города с приездом к ним выставки хоть на время
отрывались от карт, сплетен, обывательской скуки и дышали свежей струей свободного искусства.
Начинались разговоры и споры на темы, над которыми обыватель раньше не задумывался и о каких он не
имел представления.
К искусству тянулись главным образом интеллигенты, разночинцы, педагоги, учащиеся и в
последнее время -- организованная рабочая масса, для которой, как и для учащихся, двери выставки были
широко открыты.
Терпя убытки от передвижения, без всякого расчета на сбыт картин, Товарищество все же
захватывало в кольцо своих путешествий огромное расстояние, как Петербург--Ярославль--Одесса-Варшава--Ревель,
и посылало свои вещи в города Сибири и за границу, до Америки включительно.
И везде картины находили трогательный отклик в человеческих сердцах.
Не забудется такой, например, случай, когда в сороковую годовщину Товарищества пришел
представитель от рабочей организации и с натугой начал говорить: "Я от кожевников, как бы сказать...
поблагодарить... Ну, словом, спасибо вам, художники, что пускаете к себе на выставку и выводите нас в
людское положение". А потом размахнулся широко и весело хлопнул по руке тяжелой ладонью. От его
рукопожатия стало и больно и как-то свежо.
Выставки, возбуждая интерес к живописи среди чуткого юношества, толкали его на путь
искусства, тянули в центры художественной жизни, в художественные школы, а также вербовали в члены
Товарищества лиц, уже причастных к искусству, где-либо учившихся живописи, но не решавшихся
посвятить ей себя всецело.
В числе увлеченных знаменем передвижничества был и Александр Александрович Киселев. По
окончании университета он поступил в Харьковский государственный банк. Еще учась в Петербурге, он
занимался живописью, не придавая ей особого значения.
Когда в семидесятых годах в Харьков приехала первая передвижная выставка и Киселев увидел
картины лучших русских мастеров, родные пейзажи, в нем проснулось чувство художника. Он усиленно
стал заниматься живописью и послал свои вещи передвижникам в Петербург.
Там он обратил на себя внимание Товарищества, и Крамской посоветовал ему заняться
исключительно живописью.
Стр.1