Львиный островъ
Письма съ острова Цейлона.
"Вѣстникъ Европы", No 2, 1875
OCR Бычков М. Н.
http://az.lib.ru
I. Отъ Галле до Гамбантоты.
На "Львиномъ островѣ" львовъ нѣтъ; онъ славится слонами, на немъ водятся леопарды, медвѣди,
шакалы, обезьяны, крокодилы и много другихъ звѣрей и птицъ; но львовъ нѣтъ, и врядъ-ли они были
когда-либо здѣсь. А между тѣмъ туземцы называютъ свой островъ Сингала-двипа, т.-е. островъ или
страна львовъ; арабы передѣлали это имя въ Серендибъ, португальцы въ Zeilan, голландцы въ Ceilan,
англичане въ Ceylon, откуда и наше -- Цейлонъ. Если вы обратитесь за объясненіемъ имени къ туземцу,
или станете искать его въ туземныхъ книгахъ, и тамъ, и тутъ найдете одно и то же объясненіе. Вижая
былъ первый аріецъ изъ Индіи, пришедшій съ толпою бродягъ на островъ; онъ пришелъ сюда, покорилъ
туземное, вѣроятно, не-арійское населеніе, и сталъ царствовать на островѣ; въ продолженіи многихъ лѣтъ,
его потомки мирно владѣли островомъ. Вижая происходилъ отъ женщины и льва, a потому звался
"сингала", львинымъ; въ честь его, поворенный островъ получилъ названіе также львинаго. Очевидно, что
легенда нисколько не объясняетъ происхожденія названія; она имѣетъ всѣ признаки народной этимологіи,
и конечно обязана своимъ происхожденіемъ имени страны, сдѣлавшемуся непонятнымъ задолго до
созданія легенды. Вопросъ о томъ, почему островъ, на которомъ нѣтъ львовъ, зовется львинымъ,
занималъ также умы туземцевъ. Но не только островъ звался львинымъ, царствовавшая династія, по
старому индійскому обычаю, могла также именоваться -- львиною (сингала). И подобно тому, какъ
Косала или Могада, могло значить имя и царя, и страны, такъ и "сингала" въ нѣкоторыхъ случаяхъ
обозначало царя, въ другихъ подвластную ему страну. Первобытный умъ, настроенный видѣть всюду
чудесное и усматривать въ имени или описаніе сущности предмета, или исторію его происхожденія,
ухватился за имя царя, a наивная вѣра во все чудесное помогла созданію легенды. Явилось объясненіе
очевидной странности, и никому оно не казалось невѣроятнымъ: не царь звался именемъ страны, a страна
приняла царское имя, a царь звался львинымъ, потому что происходилъ отъ льва.
Возможно и другое объясненіе этого имени; оно не приходило въ умы туземцевъ, и, конечно, какъ
не согласное съ тѣмъ, что гласятъ ихъ книги, будетъ ими отвергнуто. Весьма рано островъ былъ обращень
въ буддизмъ; его цари и народъ были ревностные чтители ученія "вѣщаго". Существующія развалины на
островѣ свидѣтельствуютъ о томъ, съ какимъ усердіемъ воздвигались здѣсь монастыри, храмы и т. д., и
въ каждомъ храмѣ непремѣнно найдешь изображеніе льва. Не звался-ли "вѣщій" львомъ изъ роду
Саньевъ? Не въ память-ли его на громадныхъ гранитныхъ столбахъ до сихъ поръ стоятъ фигуры львовъ?
Отъ этихъ не сгинувшихъ львовъ и ведетъ свое начало названіе острова; оно явилось по водвореніи
буддизма, и въ названіи острова "львинымъ" есть прямое указавіе на то, что ученіе льва изъ рода Саньевъ
пустило на островѣ глубокіе корни и имѣло тысячи поклонниковъ. Островъ имѣлъ и другія названія; онъ
звался по цвѣту своей почвы "мѣднокраснымъ"; изъ этого туземнаго имени греки сдѣлали Тапробане.
Слава о благодатномъ островѣ давно гремитъ на Западѣ. Весьма вѣроятно, что уже финикійскія
суда являлись сюда, въ своихъ поискахъ за восточною роскошью; можеть быть, отсюда флотъ Соломона
привозилъ тѣ восточные товары, которые въ библіи названы индійскими именами. Позднѣе, съ острова
получались на Западѣ: корица, товаръ вавилонскій, о которомъ говорится въ откровеніи: "горе, горе, градъ
великій Вавилонъ..... и купци земствъ возрыдаютъ и восплачутся о немъ, яко бременъ ихъ никто же
купуетъ.... и корицы, и ѳиміама, и мѵра, и ливана". Первыя подробности объ островѣ получены были на
Западѣ за восемнадцать столѣтій до водворенія на немъ новыхъ европейцевъ; отъ полководцевъ
Македонскаго завоевателя европейцы услыхали разсказы о слонахъ, слоновой кости, о драгоцѣнныхъ
камняхъ и водяныхъ чудовищахъ острова. По покореніи Египта Августомъ и вслѣдъ за открытіемъ
муссоновъ, когда торговля съ Востокомъ получила значительное развитіе, значеніе Цейлона возвышается,
и вмѣстѣ съ тѣмъ свѣдѣнія о неиъ дѣлаются болѣе точными. Плиній зналъ, сволько городовъ и сколько
Стр.1