36
АРХИВЪ.
дастъ улпчяномъ, и они его не пріимутъ,— Отвіьтъ. По вс мъ
святымъ церквамъ въ митротюліп п во архіепископіяхъ избираютъ
прохожене священипковъ и дьяконовъ искусныхъ, н грамот
гораздыхъ. п житіемъ нспорочныхъ, п денсгъ у нихъ отъ
церкви не еылютъ себ ничего, и приводятъ къ святителю, и святптель
ихъ поучивъ u накозавъ благословляетъ, и не емлехъ съ ннхъ
ніічего, разв благословсиыя грпвны, а отъ просФирнпцъ и отъ
папомарей и отъ сторожсіі поиомъ и уличяиомъ прихо/кеномъ посуловъ
не имахи, ио Бога ради, избирати свящешшковъ разсудиыхъ,
чтобы были искусны и непорочиы отъ всякого зазора
неподобнаго.
•/4 вопросъ. 7'акожь и дворецкія п дьяки п во Псков иам стникц
владычни ставятъ саміі поіювъ къ ружиымъ м стомъ, и на
нпхъ u на всемъ причт цсрковиомъ вслпкія же денги емлютъ,
а тогоне пытаютъ, кое грамот гораздп, u чювьствеиы о достоіаіы
священническаго чину, толко того и пытаютъ, кто ішъ болши денегъ
дасть. — Отвтпъ. Дворецкпмъ и нам стипкомъ и дьякомъ
нзбирати священниковъ къ ружнымъ м стомъ *) искусныхъ п
грамот гораздыхъ. а (отъ) того ішъ деногъ и мзды не имати
впрсдъ.
4$ вопросъ. Въ мірскпхъ свадбахъ пграготъ глумотворцы
и органшікіі, и см хотворцы, u гуселиіпш, и б совскія п сни
поютъ, и какъ къ церкви в нчатся по дутъ, священнпкъ со
крестомъ детъ, а исредъ нимъ со вс ші т ми играші б совсішми
рыщутъ, а свящешшцы іімъ о томъ пс возбраняютъ, и
свящоішикомъ о томъ достоигъ заітрещати. — О гв тъ. Къ
в ичанію къ святымъ церквамъ скоморохомъ u глумцомъ передъ
свадбою нс ходіші, п о хомъ священникомъ такішъ запрещати
съ велішпмъ запрещеніемъ, чтобы таковос безчшііе ніікогдаже
не ішеновалося.
•/б вопросъ. Да во Псков град мыются въ банехъ мужи
u жены, черньцы и черницы, въ одномъ м ст беззазорно, достоіітъ
о тоыъ запретіітп, чтобы предстали отъ того безчинія, a
no правпломъ святыхъ отоцъ не подобаетъ мытися мужу и съ
женою въ бани въ одиомъ м ст . — Отв тъ. По священнымъ
(*) Bs под.і. щтписаио съ боку: церквамъ.
Стр.1
ПРАВПЛА, ПОСТАНОВДЕННЫЯ HA СОБОР 1551 г. 23 ФЕВРАЛЯ.
37
правиломъ не подобаетъ въ банехъ мужсмъ съ женамп въ одномъ
м ст мытпся, такоже инокомъ п пнокпнямъ возбраняше п запретіаше
въ баню ходпти.
Щ вопросъ. Дй. по далшшъ городомъ странно ходятъ скоморохи,
н совокупясь вотагамп до штидосятъ, и до семидесятъ и
до сто челов къ, н по деревиямъ ходятъ, у крестіянъ силно
ядятъ п піютъ, п псъ кі тсй жпвохы грабятъ, a no дорогамъ
людей разбиваютъ. — Отв тъ. іілагочестіівому царю своя
царская запов дь учишгаі, яконсе самъв сть, чтобы впредъ таковое
насильство не было и безчішіе никогдаже.
48 вопросъ. /fa д тп боярскія п люди боярскія, бражникп,
зерныо играютъ u проппваются, ни службы служатъ, ни промышляютъ,
п отъ нпхъ всякое зло ЧІШІІТСЯ, крадутъ и разбнваіотъ
п души губятъ, и то бы зло нскорешітп. — Отв тъ. Бж&точестпвому
царю въ царствующемъ грэд Москв п по вс мъ
градомъ свою царскую запов дь учишітп, чтобы д ти боярскіе
и люди ихъ п всякіе бражникп зорныо не пграліі, и по корчмамъ
бы н пнли, и жилп бы по христіянски, н были бы доволны
свопмп оброки.
У9 вопросъ. Да по погостомъ и по селомъ ходятъ лживыя
пророки, мужики н жонкп, ц д вки, п старые бабы, наги п боси,
и власы отрастпвъ и распустя, трясутся, а сказываютъ, u то
имъ является святая Пятница й святая Настасія, п заиов даютъ
хрпстіяномъ каноны, п св щи засв щивати, п онп же заиов
даютъ христіяномъ въ среду п въ пятокъ ручнаго д ла
не д латп, п женамъ не прястп, п платья не мытп, п каменія
не разжпгатп, п ішые запов даютъ богомерская д ла творпти,
кром божественыхъ ппсанііі. — Отв тъ. ^лагочестпвому царю
въ царствующемъ град
Москв , п по вс мъ градомъ,
и по волостемъ, по погостомъ, и по селомъ своя царская
запов дь учпнпти, п гд
таковые прелестнпки, нарпцаемыя
лживые пророки, обрящутся, u учнутъ смущати православныхъ
хрпстіянъ всякпмп свопміі богомерзскимп прелыценмп, отъ
сновъ смущаеми и отъ б совъ прелыцаеми, учатъ и запов даютт.
въ среду п въ пятокъ ручнаго д ла не д лати, и женамъ
не ткатіі и не прястп, п каменія не разжигатн, п цные запов -
даютъ богомерзская д ла творитп, отъ б совъ прелыцаеми, и та
Стр.2
38
АРХПВЪ.
^І П
кпхъ бы прелестнпкоііъ православиые хріісііяие не слушалп, п изъ
домовъ отъ себе изгонялп п отъ нпхъ удалялися, понежо святіа
апосхоли п СВЯХІІІ отцы предаша намъ вс мъ православныиъ
христіяномъ о дііій д латп ('), а въ суботу и въ нод лго на молптву
упражнятися u ираздноватп, такоже запов даша вс лъ православыыъ
хрпстіішомъ чрозъ весь годъ въ сроду п въ пятокъ не хокмо
поститися, no п тружатнся во всякихъ подвпзсхъ, п д латц
своими рукамп п запов дь учішіітп по свящешшмъ правиломъ.
іщо кііі спііскопъ пліі презвіітеръ іші діяконъ и всякъ причеіНІІКЪ,
плц мірскій челов къ въ чотыредосятшщу п чрсзъ весь
годъ въ среду п въ пятокъ не постптся, таковыіі да пзвержется,
ыірскій же да отлучптся; того ради православные хрпстіян
предестнпковъ бы не слушалп, а ъъ срсду и въ пятокъ не
токыо бы постішіся п чпсто жплп, но и всякпми д лы тружалііся
въ славу Божію, по своей спл .
SO вопросъ {-). Злые ерссіі кто знаетъ ихъ п держптся раФлій,
шестокрылъ, вороііограй, острономіп, зад п, а(ль)монахъ, зв здочтыіі
Аристотедь, арпстотелевы врата и пны составы u мудростп
еретическія, составы и коби б совскія, которые прелести
отъ Бога отлучаютъ, и въ т пролести в руючи многпхъ людеіі
отъ Бога отлучаютъ. — Отв тъ. HQ ТОКМО благочсстнвому
царю въ царствующемъ град Москв , но п по вс мъ градомъ
царскую грозную запов дь учшшти, да п вс мъ святптолемъ
комуждо во своемъ пред л по вс мъ градомъ запов датп и
заітретитн съ великимъ запрещеиіомъ духовиымъ, чтобы православные
хрпстіяне такихъбы отреченыхъ, святыми отцы седмыо
соборы отверженыхъ, т хъ еретііческнхъ кнпгъ у себе не держали
u не чли, а которыо людц будутъ по ся м ста т еретическія
отречснныя КНІІГІІ у себе держатъ, илп чтутъ, пли иныхъ
учили и прелыцалн, и т ми отъ б совъ прелыцалііся, п онп бм
о томъ каялися отцемъ свопмъ духовнымъ, ц впрсдъ бы у себе
;
|1 Црямо и яоно оказаио въ закон Господиеыъ: „Шесть дисй д лай и сотворцши
въ иихъ вся д ла твоя, въ дснь седмыіі суббота Гоеподу Богу твоему .
Въ церкви хриотіанской не праздцуется суббота, хотя въ память сотворенія
міра п отличастея она отъ прочцхъ дней облсгченіемъ поста. Праздиуется ж
чрез7> і;ашдые шесть дией седмый, только не посл дній изъ семи днеіі, или
субботиш, а первый дспь каждой седшщы, или воскресный, въ честь и память преслаБпагоВосЕросеиіяХристова.—^Въподл.
Co боісу приписано: 0 злыхъ ересехъ.
Стр.3
ПРАВИЛЛ, ПОСТАНОВЛЕННЫЯ HA СОБОР 15S1 Г. 23 ФЕВРАЛЯ. 39
таковыхъ еретші скихъ кнпгъ не держалп и не чли. А которые
людп отнын и впредъ учиутъ таковые еретическія книгп
у себе держатп п честіі, ІІЛП начнутъ ин хъ прелщати п учити,
и потомъ обличеіш будутъ, и т мъ быти отъ благочостиваго
царя въ великой опал , а отъ святителеы, по священнымъ правиломъ,
въконечномъ отлученіп.
і?У вопросъ. Въ троіщкую суботу по селомъ п по погостомъ
сходятся мужп и ікены на жалнпкахъ, ІІ плачются по гробомъ съ
велимх кріічаніемъ: егда начнутх пгратп скоыорохп и гудцы и
прегудницы, онп ягепреставше отъ плача, u начнутъ скокати и
плесати, и въ лодони бнтп, п п сни сатаипнскія п тп, на т хъ
яіалникахъ оманшпкп и ліошеіінтш. — Отв тъ. ВсЪжъ священнымъ
по вс мъ градомъ и по селомъ, чтобы д тей свопхъ наказовали
и поучалп: въ коя времена родптели своя поминаютъ,
и они бы нищпхъ кормплп и поплп по своей спл , а скуморохомъ
и глумцомъ запрещалп и возбранялп, чтобы въ т времена,
коли родптелп помпиаютъ, православныхъ хрпстіянъ не
смущали т ма б совскпмп пграмп.
22 вопросъ. 0 Іоая дни и въ навечеріе Рожества Хрпстова
и Крещ нія сходятся мужи и ягены п д вицы на всенощное
плесканіе, и на безчпнный говоръ, пна б совскія п сни, и на
богомерскія д ла, и бываетъ отрокомъ осквернені и д впцамъ
разстл ніе, и егда нощь мшюходитъ, тогда отходятъ къ р ц
съ великимъ кричаніемъ, акп б сни, умываются водою, п егда
начнутъ къ заутренп ЗВОНІІТІІ, тогда отходятъ въ домы своя u
падаютъ аки мертви отъ велпкаго клопоктанія. — Отв тъ. По
царскои запов ди, вс мъ святптелемъ коемуждо во своемъ пред
л , по вс мъ градомъ ы по селомъ розослатіі къ попомъ
свои грамоты, съ поучвніемъ п ведикимъ запрещеніемъ, чтобы
о Іоан дни іі въ навечеріа Рожества Христова и Крещенія
Господня, муяпі и ягены п д віщы, на нощное плесканіе, п на
безчинный говоръ, п на б совскія п снп, п на шесаніе, u на
богомерзская д ла не сходплпся п таковыхъ бо древнихъ б сованііі
еллиискихъ не творили, и въ конецъ престалп, занеяі
святыми отцы вс т еллиньскія прелестп по священнымъ правиломъ
отречено . бысть, и православнымъ хрестіяномъ не подо
Стр.4
40
АРХІІВЪ.
басті) таковая творпти на божественыя ііразншт u иа святыхъ
велпкихъ, почптатп ихъ п празповати въ славу Божію.
53 вопросъ. І/о Велцц дии клпчки на радуішцы творятъ н
веякпми б совскішп р чьмп упрекаются. — Отвіыт. Утобы no
Велпц дип клпчькп на радушщы пе •гворилп п сквериыми
р яыии но упрекалися, ц о томъ свящошшкомъ д тей свопхъ
духовиыхъ поучати u запрещати, чтобы виредъ таковая не
творилп.
54 вопросъ. Въ велнкш четііе(р)кт>, пораиу салому палятъ, и
кличютъ ыертвыхъ; н которііі же нев гласи, иопы, въ велшші
четвертокъ соль подъ престолъ кдадутъ, до седмаго четвертка
по Велпц днц тамо держатъ, п ту соль даютъ на врачеваніс,
людемъ u скотоиъ. — Отвіыпъ. Запов дата, въ ведцкііі че(тверто)къ
иорану соломы не палили бы, и мертвыхъ не клпкалп, ц
до седмаго чотвортка солп но доржалп бы, поноже таковая прелесть
сллпнская п орстпчсская, а которой таковая сотворптъ. и
тому быти по свяіцеинымъ правпломъ во отлученіи и въ коиочномъ
пзверженіп.
%5 вопросо. Въ псрвый понед лникъ Петрова поста въ рощи
ходятъ п въ налпвіш б совскія пот хи творятъ. — Отв тъ.
Утобы въ ионед лнпкъ Петрова поста православные хрпстілце
въ рощи не ХОДІІЛІІ, и въ налпвкахъ бы б совскпхъ іігоръ не
творили, п огь того бы въ коиецъ престали, понеясе то все
еллинское б сованіо п прелесть б совская, п того ради не подобаетъ
ііравославньшъ хрестіяиомъ таковая творити.
26 вопросъ. Достоптъ о семъ разсудитп, что во устав приппсано
на Ус ішовеыіо честныя главы воздержатися въ той
день отъ мясъ п рыбы повел ваотъ, и всю ту седмпцу поститііся
иедов де откол взято. Въ томъ же устав писано въ
Савиныхъ главахъ, глава 2 4: празнпкц Предтечевы и святыхъ
апостолъ Петра п Павла, и возлюбленаго Богослова, ащ случнтся
въ срсду п въ иятокъ, ямы рыбу; да глава 31: въ велпкія
же празнпкіі, спр чь Хрпстовы, и Богороличны и Проточевы
Рожсство и Ус кновоніо, й святыхъ апостолъ Петра п Павла, въ
каковъ день любо ирплучнтся, въ понед ляикъ, п въ среду, u
въ пятокъ, сицс подобаотъ творитп, яко въ день иед лиый, а на
Ус ішовсиіе въ святц хъ въ устав шішетъ на конц : на тра
Стр.5