Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым [Текст] 1860-1861, кн. 5 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКалачов Николай Васильевич (1819-1885)
Издательство[Б.и.]
Страниц529
ID82062
Калачов Николай Васильевич (1819-1885). Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым [Текст] 1860-1861, кн. 5 / Калачов Николай Васильевич (1819-1885) .— : [Б.и.], 1863 .— 529 с. — URL: https://rucont.ru/efd/82062 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Правд Переславское озеро и Рыбная сдобода Священника А, СВИР ЛИНА. <...> Монастыри и церквн въ Устюжн ЖеЛ ЗОПОЛЬСКОЙ . <...> > МонограФІя: Льготныя грамоты, жалованныя монастыряиъ и церкиамъ въ XIII, ХІУ и ХУ в кахъ (продолженіе). <...> Предлагаемое пзсл дованіе о Псков является пъ впд «монограФІи». <...> Совершивъ свою псторическую задачу, Псковичп навсегда по виднмому, утратпли любовь къ своему минувш му быту* 5' i АРХИВЪ. <...> Мы предлояшли себ въ настоящемъ изсл доваиіи 1) воспользоваться вс мъ т мъ, что до нашего времеып выработала наука о Псков , 2,) собрать въ одно стройное и системахическое ц лое вс т матеріалы, которые еще не были предметомъ изсл дованія, разсмотр ть ихъ; сравнить съ остальными явленіями псковскаго быта ы, такимъ образомъ, создать, по-возможности полную картнну государственной жизни Пскова, въ эпоху его самостоятельности. <...> У насъ есть сочиненіе митрополита Евгенія, но онв унге такъ давно утратило въ наук значеніе, что настоятельно ощущалась необходимость новаго изсл дованія о Псков , на основаніи новыхъ данныхъ и притомъ шісаниаго съ исторической точкн р нія. <...> Теперь поемотримъ 8 АРХИВЪ. ва города и м стности, явнвшіеся въ оішсываемое- время въ этихъ пред дахъ, въ томъ порядк , въ какоиъ встр чаются они въ л тописи. <...> 1G АРХИВЪ. <...> 2 18 АРХПВЪ. вліяніемъ вкуса и требованій изящнаго, сл д. тутъ искусство, Ш" шенпое жпзнп <...>
Архив_исторических_и_практических_сведений,_относящихся_до_России,_издаваемый_Николаем_Калачовым_[Текст]_1860-1861,_кн._5.pdf
n> м ц: ;. І?ЯЖГ «5
Стр.1
j \r \ ОТІ-ІОСЯЩИХСЯ ИЗДАВАЕМЫИ \ с/ои|гол.асдсб тліоояаісоыді^ г < і У• гЦ ТипограФІя Юдія АНДРЕЕВИЧА БОКРАМА, ПО БОЛЬШОЙ МОСКОВСКОЙ, № 4, 1863 .
Стр.2
Дозволено цензурою, 5 іюля 1863 года. t -
Стр.3
ИСТОРІЛ ПСКОВА. (862—1510). Сочиненіе Князя Н. Н. Голицынл. APT. КН. . ОТД. 1.
Стр.4
шчотэи If Jl 2007065963
Стр.5
Архив_исторических_и_практических_сведений,_относящихся_до_России,_издаваемый_Николаем_Калачовым_[Текст]_1860-1861,_кн._5_(1).pdf
36 АРХИВЪ. дастъ улпчяномъ, и они его не пріимутъ,— Отвіьтъ. По вс мъ святымъ церквамъ въ митротюліп п во архіепископіяхъ избираютъ прохожене священипковъ и дьяконовъ искусныхъ, н грамот гораздыхъ. п житіемъ нспорочныхъ, п денсгъ у нихъ отъ церкви не еылютъ себ ничего, и приводятъ къ святителю, и святптель ихъ поучивъ u накозавъ благословляетъ, и не емлехъ съ ннхъ ніічего, разв благословсиыя грпвны, а отъ просФирнпцъ и отъ папомарей и отъ сторожсіі поиомъ и уличяиомъ прихо/кеномъ посуловъ не имахи, ио Бога ради, избирати свящешшковъ разсудиыхъ, чтобы были искусны и непорочиы отъ всякого зазора неподобнаго. •/4 вопросъ. 7'акожь и дворецкія п дьяки п во Псков иам стникц владычни ставятъ саміі поіювъ къ ружиымъ м стомъ, и на нпхъ u на всемъ причт цсрковиомъ вслпкія же денги емлютъ, а тогоне пытаютъ, кое грамот гораздп, u чювьствеиы о достоіаіы священническаго чину, толко того и пытаютъ, кто ішъ болши денегъ дасть. — Отвтпъ. Дворецкпмъ и нам стипкомъ и дьякомъ нзбирати священниковъ къ ружнымъ м стомъ *) искусныхъ п грамот гораздыхъ. а (отъ) того ішъ деногъ и мзды не имати впрсдъ. 4$ вопросъ. Въ мірскпхъ свадбахъ пграготъ глумотворцы и органшікіі, и см хотворцы, u гуселиіпш, и б совскія п сни поютъ, и какъ къ церкви в нчатся по дутъ, священнпкъ со крестомъ детъ, а исредъ нимъ со вс ші т ми играші б совсішми рыщутъ, а свящешшцы іімъ о томъ пс возбраняютъ, и свящоішикомъ о томъ достоигъ заітрещати. — О гв тъ. Къ в ичанію къ святымъ церквамъ скоморохомъ u глумцомъ передъ свадбою нс ходіші, п о хомъ священникомъ такішъ запрещати съ велішпмъ запрещеніемъ, чтобы таковос безчшііе ніікогдаже не ішеновалося. •/б вопросъ. Да во Псков град мыются въ банехъ мужи u жены, черньцы и черницы, въ одномъ м ст беззазорно, достоіітъ о тоыъ запретіітп, чтобы предстали отъ того безчинія, a no правпломъ святыхъ отоцъ не подобаетъ мытися мужу и съ женою въ бани въ одиомъ м ст . — Отв тъ. По священнымъ (*) Bs под.і. щтписаио съ боку: церквамъ.
Стр.1
ПРАВПЛА, ПОСТАНОВДЕННЫЯ HA СОБОР 1551 г. 23 ФЕВРАЛЯ. 37 правиломъ не подобаетъ въ банехъ мужсмъ съ женамп въ одномъ м ст мытпся, такоже инокомъ п пнокпнямъ возбраняше п запретіаше въ баню ходпти. Щ вопросъ. Дй. по далшшъ городомъ странно ходятъ скоморохи, н совокупясь вотагамп до штидосятъ, и до семидесятъ и до сто челов къ, н по деревиямъ ходятъ, у крестіянъ силно ядятъ п піютъ, п псъ кі тсй жпвохы грабятъ, a no дорогамъ людей разбиваютъ. — Отв тъ. іілагочестіівому царю своя царская запов дь учишгаі, яконсе самъв сть, чтобы впредъ таковое насильство не было и безчішіе никогдаже. 48 вопросъ. /fa д тп боярскія п люди боярскія, бражникп, зерныо играютъ u проппваются, ни службы служатъ, ни промышляютъ, п отъ нпхъ всякое зло ЧІШІІТСЯ, крадутъ и разбнваіотъ п души губятъ, и то бы зло нскорешітп. — Отв тъ. Бж&точестпвому царю въ царствующемъ грэд Москв п по вс мъ градомъ свою царскую запов дь учишітп, чтобы д ти боярскіе и люди ихъ п всякіе бражникп зорныо не пграліі, и по корчмамъ бы н пнли, и жилп бы по христіянски, н были бы доволны свопмп оброки. У9 вопросъ. Да по погостомъ и по селомъ ходятъ лживыя пророки, мужики н жонкп, ц д вки, п старые бабы, наги п боси, и власы отрастпвъ и распустя, трясутся, а сказываютъ, u то имъ является святая Пятница й святая Настасія, п заиов даютъ хрпстіяномъ каноны, п св щи засв щивати, п онп же заиов даютъ христіяномъ въ среду п въ пятокъ ручнаго д ла не д латп, п женамъ не прястп, п платья не мытп, п каменія не разжпгатп, п ішые запов даютъ богомерская д ла творпти, кром божественыхъ ппсанііі. — Отв тъ. ^лагочестпвому царю въ царствующемъ град Москв , п по вс мъ градомъ, и по волостемъ, по погостомъ, и по селомъ своя царская запов дь учпнпти, п гд таковые прелестнпки, нарпцаемыя лживые пророки, обрящутся, u учнутъ смущати православныхъ хрпстіянъ всякпмп свопміі богомерзскимп прелыценмп, отъ сновъ смущаеми и отъ б совъ прелыцаеми, учатъ и запов даютт. въ среду п въ пятокъ ручнаго д ла не д лати, и женамъ не ткатіі и не прястп, п каменія не разжигатн, п цные запов - даютъ богомерзская д ла творитп, отъ б совъ прелыцаеми, и та
Стр.2
38 АРХПВЪ. ^І П кпхъ бы прелестнпкоііъ православиые хріісііяие не слушалп, п изъ домовъ отъ себе изгонялп п отъ нпхъ удалялися, понежо святіа апосхоли п СВЯХІІІ отцы предаша намъ вс мъ православныиъ христіяномъ о дііій д латп ('), а въ суботу и въ нод лго на молптву упражнятися u ираздноватп, такоже запов даша вс лъ православыыъ хрпстіішомъ чрозъ весь годъ въ сроду п въ пятокъ не хокмо поститися, no п тружатнся во всякихъ подвпзсхъ, п д латц своими рукамп п запов дь учішіітп по свящешшмъ правиломъ. іщо кііі спііскопъ пліі презвіітеръ іші діяконъ и всякъ причеіНІІКЪ, плц мірскій челов къ въ чотыредосятшщу п чрсзъ весь годъ въ среду п въ пятокъ не постптся, таковыіі да пзвержется, ыірскій же да отлучптся; того ради православные хрпстіян предестнпковъ бы не слушалп, а ъъ срсду и въ пятокъ не токыо бы постішіся п чпсто жплп, но и всякпми д лы тружалііся въ славу Божію, по своей спл . SO вопросъ {-). Злые ерссіі кто знаетъ ихъ п держптся раФлій, шестокрылъ, вороііограй, острономіп, зад п, а(ль)монахъ, зв здочтыіі Аристотедь, арпстотелевы врата и пны составы u мудростп еретическія, составы и коби б совскія, которые прелести отъ Бога отлучаютъ, и въ т пролести в руючи многпхъ людеіі отъ Бога отлучаютъ. — Отв тъ. HQ ТОКМО благочсстнвому царю въ царствующемъ град Москв , но п по вс мъ градомъ царскую грозную запов дь учшшти, да п вс мъ святптолемъ комуждо во своемъ пред л по вс мъ градомъ запов датп и заітретитн съ великимъ запрещеиіомъ духовиымъ, чтобы православные хрпстіяне такихъбы отреченыхъ, святыми отцы седмыо соборы отверженыхъ, т хъ еретііческнхъ кнпгъ у себе не держали u не чли, а которыо людц будутъ по ся м ста т еретическія отречснныя КНІІГІІ у себе держатъ, илп чтутъ, пли иныхъ учили и прелыцалн, и т ми отъ б совъ прелыцалііся, п онп бм о томъ каялися отцемъ свопмъ духовнымъ, ц впрсдъ бы у себе ; |1 Црямо и яоно оказаио въ закон Господиеыъ: „Шесть дисй д лай и сотворцши въ иихъ вся д ла твоя, въ дснь седмыіі суббота Гоеподу Богу твоему . Въ церкви хриотіанской не праздцуется суббота, хотя въ память сотворенія міра п отличастея она отъ прочцхъ дней облсгченіемъ поста. Праздиуется ж чрез7> і;ашдые шесть дией седмый, только не посл дній изъ семи днеіі, или субботиш, а первый дспь каждой седшщы, или воскресный, въ честь и память преслаБпагоВосЕросеиіяХристова.—^Въподл. Co боісу приписано: 0 злыхъ ересехъ.
Стр.3
ПРАВИЛЛ, ПОСТАНОВЛЕННЫЯ HA СОБОР 15S1 Г. 23 ФЕВРАЛЯ. 39 таковыхъ еретші скихъ кнпгъ не держалп и не чли. А которые людп отнын и впредъ учиутъ таковые еретическія книгп у себе держатп п честіі, ІІЛП начнутъ ин хъ прелщати п учити, и потомъ обличеіш будутъ, и т мъ быти отъ благочостиваго царя въ великой опал , а отъ святителеы, по священнымъ правиломъ, въконечномъ отлученіп. і?У вопросъ. Въ троіщкую суботу по селомъ п по погостомъ сходятся мужп и ікены на жалнпкахъ, ІІ плачются по гробомъ съ велимх кріічаніемъ: егда начнутх пгратп скоыорохп и гудцы и прегудницы, онп ягепреставше отъ плача, u начнутъ скокати и плесати, и въ лодони бнтп, п п сни сатаипнскія п тп, на т хъ яіалникахъ оманшпкп и ліошеіінтш. — Отв тъ. ВсЪжъ священнымъ по вс мъ градомъ и по селомъ, чтобы д тей свопхъ наказовали и поучалп: въ коя времена родптели своя поминаютъ, и они бы нищпхъ кормплп и поплп по своей спл , а скуморохомъ и глумцомъ запрещалп и возбранялп, чтобы въ т времена, коли родптелп помпиаютъ, православныхъ хрпстіянъ не смущали т ма б совскпмп пграмп. 22 вопросъ. 0 Іоая дни и въ навечеріе Рожества Хрпстова и Крещ нія сходятся мужи и ягены п д вицы на всенощное плесканіе, и на безчпнный говоръ, пна б совскія п сни, и на богомерскія д ла, и бываетъ отрокомъ осквернені и д впцамъ разстл ніе, и егда нощь мшюходитъ, тогда отходятъ къ р ц съ великимъ кричаніемъ, акп б сни, умываются водою, п егда начнутъ къ заутренп ЗВОНІІТІІ, тогда отходятъ въ домы своя u падаютъ аки мертви отъ велпкаго клопоктанія. — Отв тъ. По царскои запов ди, вс мъ святптелемъ коемуждо во своемъ пред л , по вс мъ градомъ ы по селомъ розослатіі къ попомъ свои грамоты, съ поучвніемъ п ведикимъ запрещеніемъ, чтобы о Іоан дни іі въ навечеріа Рожества Христова и Крещенія Господня, муяпі и ягены п д віщы, на нощное плесканіе, п на безчинный говоръ, п на б совскія п снп, п на шесаніе, u на богомерзская д ла не сходплпся п таковыхъ бо древнихъ б сованііі еллиискихъ не творили, и въ конецъ престалп, занеяі святыми отцы вс т еллиньскія прелестп по священнымъ правиломъ отречено . бысть, и православнымъ хрестіяномъ не подо
Стр.4
40 АРХІІВЪ. басті) таковая творпти на божественыя ііразншт u иа святыхъ велпкихъ, почптатп ихъ п празповати въ славу Божію. 53 вопросъ. І/о Велцц дии клпчки на радуішцы творятъ н веякпми б совскішп р чьмп упрекаются. — Отвіыт. Утобы no Велпц дип клпчькп на радушщы пе •гворилп п сквериыми р яыии но упрекалися, ц о томъ свящошшкомъ д тей свопхъ духовиыхъ поучати u запрещати, чтобы виредъ таковая не творилп. 54 вопросъ. Въ велнкш четііе(р)кт>, пораиу салому палятъ, и кличютъ ыертвыхъ; н которііі же нев гласи, иопы, въ велшші четвертокъ соль подъ престолъ кдадутъ, до седмаго четвертка по Велпц днц тамо держатъ, п ту соль даютъ на врачеваніс, людемъ u скотоиъ. — Отвіыпъ. Запов дата, въ ведцкііі че(тверто)къ иорану соломы не палили бы, и мертвыхъ не клпкалп, ц до седмаго чотвортка солп но доржалп бы, поноже таковая прелесть сллпнская п орстпчсская, а которой таковая сотворптъ. и тому быти по свяіцеинымъ правпломъ во отлученіи и въ коиочномъ пзверженіп. %5 вопросо. Въ псрвый понед лникъ Петрова поста въ рощи ходятъ п въ налпвіш б совскія пот хи творятъ. — Отв тъ. Утобы въ ионед лнпкъ Петрова поста православные хрпстілце въ рощи не ХОДІІЛІІ, и въ налпвкахъ бы б совскпхъ іігоръ не творили, п огь того бы въ коиецъ престали, понеясе то все еллинское б сованіо п прелесть б совская, п того ради не подобаетъ ііравославньшъ хрестіяиомъ таковая творити. 26 вопросъ. Достоптъ о семъ разсудитп, что во устав приппсано на Ус ішовеыіо честныя главы воздержатися въ той день отъ мясъ п рыбы повел ваотъ, и всю ту седмпцу поститііся иедов де откол взято. Въ томъ же устав писано въ Савиныхъ главахъ, глава 2 4: празнпкц Предтечевы и святыхъ апостолъ Петра п Павла, и возлюбленаго Богослова, ащ случнтся въ срсду п въ иятокъ, ямы рыбу; да глава 31: въ велпкія же празнпкіі, спр чь Хрпстовы, и Богороличны и Проточевы Рожсство и Ус кновоніо, й святыхъ апостолъ Петра п Павла, въ каковъ день любо ирплучнтся, въ понед ляикъ, п въ среду, u въ пятокъ, сицс подобаотъ творитп, яко въ день иед лиый, а на Ус ішовсиіе въ святц хъ въ устав шішетъ на конц : на тра
Стр.5