Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Полный православный богословский энциклопедический словарь : ...содержит в себе объяснение всех касающихся Св. Православной Церкви, ея учения и жизни понятий по вопросам богословскаго, философскаго, литургическаго, церковно-практическаго и историческаго характера и составлен на основании лучших изследований специалистов по этим отраслям богословскаго знания Т. 1 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц577
ID82026
Полный православный богословский энциклопедический словарь : ...содержит в себе объяснение всех касающихся Св. Православной Церкви, ея учения и жизни понятий по вопросам богословскаго, философскаго, литургическаго, церковно-практическаго и историческаго характера и составлен на основании лучших изследований специалистов по этим отраслям богословскаго знания Т. 1 .— : [Б.и.], 1913 .— 577 с. — URL: https://rucont.ru/efd/82026 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Полный_православный_богословский_энциклопедический_словарь__...содержит_в_себе_объяснение_всех_касающихся_Св._Православной_Церкви,_ея_учения_и_жизни_понятий_по_вопросам_богословскаго,_философскаго,_литургическаго,_церковно-практическаго_и_историческаго_характера_и_составлен_на_основании_лучших_изследований_специалистов_по_этим_отраслям_богословскаго_знания_Т._1.pdf
1
Стр.1
П О Л Н Ы Й /«V SSI. ПРАВОСЛАБНЫИ БОГОСЛОВСКІИ ШМР b ' БОГОСЛОВСКІЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКІЙ СЛОВАРЬ («БОГОСЛОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДІЯ») СОДЕРЖИТЪ ВЪ СЕВІІ ОБЪЯСНЕНІЕ ВСВХЪ КАСАЮЩИХСЯ СВ. ПРаВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ЕЯ уЧЕНІЯ И ЖИЗНИ ПОНЯТІЙ ПО ВОПРОСАМЪ БОГОСЛОВСКАГО, ФИЛОСОФСКАГО, ЛИТУРГИЧЕСКАГО, ЦЕРКОВНО-'ПРАКТИЧЕСКАГО И ИСТОРИЧЕСКАГО ХАРАКТЕРА И СОСТАВЛЕНЪ НА ОСНОВАНІИ ЛУЧШИХЪ ИЗСЛ-ВДОВАНІЙ СПЕЦІАЛИСТОВЪ ПО ЭТИМЪ ОТРАСЛЯМЪ БОГОСЛОВСКАГО ЗНАНІЯ. М~Чі %. f? ^ ТОМЪ I. yj ч ^НАА^З^ щ Издательство Щ®1? П.П. Сойкима Типографія Спб. Отремяиная, 12, собств. д.
Стр.2
in o ZE ьз: ы £3: ПРАБООЛАВНЫЙ БОГООЛОБОКІЙ ЭНЦЙКЛОПЕДИЧЕСКІЙ СЛОВАРЬ.
Стр.3
Стр.4
A. А_начальная буква вс хъ европейскихъ алфавитовъ, кром руническаго. Въ алфавит финикійскомъ А называлась «алефъ», что значитъ телецъ, такъ какъ іероглифическій рисунокъ, которымъ изображалась эта буква, представлялъ собою голову быка. Сходное названіе носитъ она и въ греческомъ алфавит —«алфа», въ славянской же азбук называется «азъ», отъ м стоим нія азъ (я). Какъ самостоятельное слово, а употребляется въ значеніи междометія, выражающаго удивленіе, а также въ значеніи разд лительнаго союза. Въ качеств символическаго знака буквой А обозначается н что первое, опред ленное, изв стное. Альфа (А) и омега (Q) греческаго алфавита обозначаютъ начало и конецъ и указываютъ на всеобщность, в чность. Отсюда въ Св. Писаніи наименованія Алфа , и Омега по отошенію къ Богу употребляются (Апок. 1, 8; 21, 6; 22, 13) для обозначенія в чности, того, что Онъ «начало и конецъ», первый и посл дній. Древніе христіане буквы А и Q ставили вм ст съ крестомъ на гробницахъ, въ церквахъ, на изображеніяхъ религіознаго характера, a также выгравировывали ихъ на печатяхъ, перстняхъ, кольцахъ и т. п., выражая этими символами в ру въ Божественность Господа Спасителя. Въ греческомъ и славянскомъ языкахъ а употребляется въ качеств цифрового обозначенія единицы. Ааларъ,—упоминаемый во 2-й кн. Ездры (5, 36), начальникъ группы вышедшихъ изъ пл на Вавилонскаго евреевъ, которые не могли указать своихъ родоначальниковъ и т мъ установить свое происхожденіе изъ народа израильскаго. Аароновщина — раскольническій безпоповщинскій толкъ, выд лившійся въ XVIII в. изъ филипповскаго и существующій въ Архангельской губ. Основателемъ его былъ м щанинъ Жуковъ, по прозванію Аароновъ, отъ коего получилъ названіе и толкъ; самъ І! Ьф же основатель называлъ его «согласіемъ благочестивыхъ». Вопреки филипповщин , А. признаетъ бракъ, пов нчанный міряниномъ, и не считаетъ необходимымъ отреченія и удаленія отъ жизни въ обществ . Ааронъ - первый ветхозав тный первосвященникъ, старшій братъ Моисея. Онъ помогалъ посл днему въ освобожденіи народа еврейскаго изъ египетскаго рабства, являясь передъ Фараономъ для косноязычнаго брата «пророкомъ», участвовалъ, зат мъ, въ 40-л тнемъ странствованіи евреевъ по пустын , гд и былъ, по повел нію Божію, поставленъ въ первосвященники. Скончался А. 123 л тъ отъ роду, въ1445 г. до Р. X., на гор Оръ въ пустын , лишенный вм ст съ Мо сеемъ счастія войти въ землю об тованную, въ наказаніе за ропотъ на Бога (Числ. 20, 10). Весь родъ А. избранъ былъ Богомъ для первосвященническаго и священническаго служенія въ ветхозав тной церкви, и званіе первосвященника сохранялось за его потомками до пришествія на землю • Спасителя, преемственно переходя къ старшему въ род . Потомки А. въ Библіи называются вообще «сынами Аарона» и «домомъ Аарона». Какъ первый первосвященникъ Ветхаго Зав та, A., по ученію св. ап. Павла (Евр. 5, 4—6), былъ прообразомъ Іисуса Христа, Первосвященника Новаго Зав та. Въ лик святыхъ А. чествуе.тся православною церковію въ нед лю св. праотецъ, предъ праздникомъ • Рождества Христоіа. Ааронъ (Нарциссовъ), еп. Архангельскій и Холмогорскій (1826—1830), обладавшій прекраснымъ знаніемъ древнихъ и новыхъ языковъ и сд лавшій рядъ переводовъ съ англійскаго и н мецкаго языковъ. -J-1842 г. на поко . Ааронъ, архим. яросл. Спасск., потомъ Чудова монастыря, члень Св. С нода (съ 1734 г.), архіепископъ Архангелогородскій съ 1735 г. 11738 г.
Стр.5
Полный_православный_богословский_энциклопедический_словарь__...содержит_в_себе_объяснение_всех_касающихся_Св._Православной_Церкви,_ея_учения_и_жизни_понятий_по_вопросам_богословскаго,_философскаго,_литургическаго,_церковно-практическаго_и_историческаго_характера_и_составлен_на_основании_лучших_изследований_специалистов_по_этим_отраслям_богословскаго_знания_Т._1_(1).pdf
585 ность можетъ и должна быть предметомъ любви. Сл д., в ра касается вс хъ силъ души, она проистекаетъ изъ глубины нашего существа, приводитъ въ движеніе умъ, волю и чувство, и не есть только холодное признаніе или даже лишь в роятное предположеніе, а есть энергическое, горячее и полное, не требующее искуственныхъ логическихъ доказательствъ, уб - жденіе въ истинности Того, въ комъ мы живемъ и движемся и есмы. Откуда проистекаетъ в ра? Гд основаніе непосредственной ув ренности въ бытіи Бога и въ истинности всего открытаго намъ Богомъ? Основаніе в ры въ н коей таинственной связи нашей души съ Богомъ и вообще съ истиною. По слову ап. Іоанна, самъ Духъ Божій свид тельствуетъ въ насъ объ истин . (Іоан., 5,6). Въ силу этой таинственной связи души челов ческой съ Богомъ и язычники невольно стремятся къ Богу, какъ къ своему первоисточнику. Въ силу этой же связи души съ истиною вообще мы при научныхъ изсл дованіяхъ своихъ нер дко какъ бы предчувствуемъ и предугадываемъ истину, не проходя длинныхъ рядовъ разсужденій. Но это предчувствіе существующаго и живущаго среди насъ Бога въ начал бываетъ, естественно, неяснымъ и нетвердымъ. Выясняется и укр лляется оно—въ сред языческаго міра разсматриваніемъ видимаго творенія (посвид. ап. Павла въ посланіи къ римлянамъ, Гл. 1,19,20), а въ сред христіанскаго міра—изученіемъ откровеннаго Слова. Слово это ,охотно воспринимается челов комъ правдивымъ, т. е. внемлющимъ первобытному голосу въ глубин души своей. Потому Господь Іисусъ Христосъ говоритъ фарисеямъ: «иже есть отъ Бога, глаголовъ Божіихъ послушаетъ»; (Іоан., 8, 47) и Пилату: «всякъ, иже есть отъ истины, послушаетъ гласа моего». (Гл. 18,37). Для очищенія и укр пленія в ры необходимо и научное изсл дованіе истинъ в ры. Апостолы въ своихъ посланіяхъ ув щеваютъ христіанъ быть здравыми въ в р , (Тит. 1,13), не увлекаться всякимъ в тромъ ученія, испытывать духовъ, отъ Бога ли они, всегда быть готовыми дать отчетъ въ своемъ упованіи всякому вопрошающему. Самъ Господь Іисусъ Христосъ отнюдь не требовалъ сл пой, безотчетной в ры въ Себя; Онъ постоянно ссылался для доказательства истинности Своего ученія на благотворность и высоту ученія Своего, на 586 чудесныя д ла Свои, на святур жизнь Свою, на свид тельство Бога-Отца о Своемъ небесномъ посланничеств , на пророчества Ветхаго Зав та. (Іоан. 5,39,46). Необходимо также для укр пленія в ры пережить различныя, какъ печальныя, такъ и радостныя, судьбы, • научающія челов ка сознавать и чувствовать на себ руку невидимаго Владыки и Промыслителя челов ческой жизни. Но ч мъ бол е христіанинъ укр пляется въ нравственной жизни, ч мъ бол е онъ освобождаетъ душу свою отъ оковъ сего міра и очищаетъ свое сердце, и, сл д., ч мъ достойн е д лается онъ таинственнаго единенія съ Богомъ, т мъ бол е становятся для него- лишними вс стороннія подкр пленія в ры его, и т мъ кр пче онъ в ритъ, не взирая на вс сопротивленія міра и на вс кажущіяся противор чія разсудка. Чистые сердцемъ уже въ сей жизни видятъ Бога духовнымъ окомъ. Тогда в ра становится кр пче познанія. Подъ угрозою пытокъ и смерти люди отрекались отъ своихъ познаній, между т мъ христіанскихъ мучениковъ никакія угрозы и пытки не могли заставить отказаться отъ своей в ры. Если въ в р челов къ д йствуетъ заодно со всемогущимъ Богомъ, если онъ даже д йствуетъ силою всемогущаго Бога, то отсюда понятно, почему ГосподьІисусъХристосъусвоялъ в р такую силу, что считалъ возможнымъ все для в рующаго: «аще имате в ру, яко зерно горушно, речете гор сей, прейди отсюду тамо, и прейдетъ: и ничтоже невозможно будетъ вамъ». (Мат . 17,20). Необычайныя д йствія в ры изображаетъ ап. Павелъ въ 11 глав посланія къ евреямъ. Древніе праведники, говоритъ онъ, в рою поб диша царствія, сод яша правду, получиша об тованія, заградиша уста львовъ, угасиша силу огненную, изб гоша острея меча, возмогоша отъ немощи, бьшіа кр пцы въ бранехъ, обратиша въ б гство полки чуждихъ. И ап. Іоаннъ пишетъ: «сія есть поб да, поб дившая міръ, в ра ваша». (Іоан. 5,4). А если в ра есть настолько живое и кр пкое соединеніе челов ческой души съ Богомъ, что она становится исходнымъ и неизм нньшъ пунктомъ, опред ляющимъ вс мыели и вс д йствія челов ческія и направляющимъ ихъ на Бога и божественные предметы, то отсюда понятно, почему Господь Іисусъ Христосъ и Его апостолы усвояли в р
Стр.1
587 такое важное значеніе, что поставляли въ зависимость отъ нея всю судьбу и все спасеніе челов ка. На вопросъ народа: «ч.то сотворимъ, да д лаемъ д ла Божія», Господь отв чалъ: «се есть д ло Божіе, да в руете въ Того, Его же посла Онъ; в руяй въ Сына имать животъ в чный». На вопросъ темничнаго стража: что ми подобаетъ творити, да спасуся, ап. Павелъ и Сила отв - чали: в руй въ Господа Іисуса Христа, и спасешися ты и весь домъ твой. «В рующимъ во имя Іисуса дадеся область чадомъ Божіимъ быти». В ра и Разумъ—богословско-философскій журналъ, издающійся въ Харьков съ 1884 года; основанъ архіепископомъ Амвросіемъ. Первымъ редакторомъ былъ о. Кратировъ. Н которые вопросы получили на страницахъ этого журнала особенно подробную и обстоятельную разработку. Таковы вопросы: изъ области ветхозав тной и новозав тной исторіи, изъ русской церковной исторіи, изъ исторіи западной церкви и др., а также многіе вопросы религіозно-философскаго знанія. На первыхъ порахъ изданія, журналъ произвелъ необычайное оживленіе въ сред духовной журналистики, напрмнившее въ этомъ отношеніи шестидесятые годы, когда появлялись первыя духовныя публицистическія изданія, вызывавшія много различныхъ надеждъ и ожиданій. В ра и Церковь—духовный богословскоапологетическій журналъ, издававшійся въ Москв съ 1899 года и обязанный своимъ возникновеніемъ законоучителю императорскаго лицея въ память цесаревича Николая въ Москв , священнику Іоанну Ильичу Соловыву, который и былъ редакторомъиздателемъ журнала. Задачей новаго журнала было объявлено апологетическое раскрытіе благодатной истины православной церкви для искреннр ищущихъ ее, но обольщаемыхъ раціонализмомъ. Съ первыхъ же шаговъ, «В. и Ц.» привлекла на свои страницы лучшія богословскія силы Москвы. Но журналъ просуществовалъ не долго и въ 1900-хъ годахъ прекратилъ свое существованіе. В ра св. мученица—дочь знаменитой христіанки - римлянки Софіи; 12 л тъ отъ роду пострадала за в ру во Христа вм ст со своими сестрами: Надеждой и Любовью въ царствованіе императора Адріана во II в к no Р. Хр. Въ VIII стол тіи мощи 588 ихъ были перенесены изъ РимавъЭльзасъ, гд и досел показываютъ ихъ гробъ. В ра Александровна, д вица-молчальница. Кто она и откуда—не изв стно. Въ 1834 г. странницей явилась она въ г. Тихвинъ. Въ 1852 г. ушла въ Валдай, но по дорог по безпаспортности была арестована и заключена въ острогъ. Черезъ полтора года была опред лена въ Сырковъ монастырь, гд и скончалась 6 мая 1861 г., проведя въ молчаніи около 8 л тъ. В роотступничество. Уклоненія отъ христіанской в ры выражаются въ формахъ суев рія, холодности и равнодушія къ в р (индиферентизма), сомн нія (или скептицизма), богоотступничества и нев рія (или атеизма). В ра христіанина должна быть разумная, т. е. она должна им ть достаточное основаніе. Она можетъ быть выше разума, но она не должна быть въ противор чіи съ разумомъ. Въ противномъ случа , когда челов къ, по выраженію апостола, осуетился въ помышленіяхъ своихъ и объюрод лъ (Іоан. 6,28,29), в ра становится суев ріемъ, т. е. тщетною, неразумною в рою. Суев ріе возникаетъ тогда, когда или обыкновеннымъ земнымъ вещамъ усвояютъ такія силы и ожидаютъ отъ нихъ такихъ д йствій, какія можно усвоить и какихъ можно ожидать только отъ Бога, или же Богу усвояютъ и ожидаютъ отъ Hero того, чего не сл дуетъ ожидать и что унижаетъ имя Божіе. Первый родъ суев рія выражается въ сл дующихъ видахъ: а) идолопоклонства, когда челов къ, по выраженію апостола, изм няетъ славу нетл ннаго Бога въ подобіе образа тл нна челов ка и птицъ и четвероногъ и гадъ, (Римл. 1,25), б) гаданья или ворожбы, когда вм сто того, чтобы ' предоставить себя и свою жизнь божественному провид нію, пытаются проникнуть въ сокрытое отъ челов ка будущее, чтобы, сообразно открытію, располагать свои д ла, г) волшебства или магіи, когда призываютъ къ тому на помощь злого духа, д) в ры въ .привид нія и спиритизмъ, когда думаютъ, что умершіе и вообще какія-то таинственныя силы могутъ по желанію челов ка являться и вступать въ общеніе съ нимъ, или женезависимо отъ его воли безц льно тревожить его, быть какимъ-то пугалищемъ для него. Вс эти виды суев рія оказываютъ очень вредное вліяніе на нравственную жизнь, безпорядочно см шивая высокія истины и
Стр.2
589 правила христіанской жизни съ вымыслами и постановленіями челов ческими и нер дко вызывая религіозную ненависть и фанатизмъ. В роотступничество въ собственномъ счіысл — есть особый видъ нев рія; именно такое нев ріе, которому предшествовала в ра, и, можетъ быть, даже искренняя и живая; но она не оказалась постоянною и неизм нною. Вм ст съ т мъ возможно и такое нев ріе, которое всегда было чуждо в ры, или которому предшествовалъ лишь индиферентизмъ или скептицизмъ. Сл довательно, богоотступничество есть изм на в р . Для прим ра можно указать на Юліана Богоотступника и на т хъ христіанъ, которые во времена гоненій отрекались отъ Христа— изъ страха ли мученій, или ради мірскихъ выгодъ Но бываютъ прим ры отступленія отъ в ры и въ мирныя времена, Тяжесть этого гр ха изображаетъ апостолъ Павелъ, когда говоритъ въ посланіи къ евреямъ: «невозможно просв щенныхъ единою, и вкусившихъ дара небеснаго, и причастниковъ бывшихъ Духа святаго, и добраго вкусившихъ Божія глагола, и силы грядущаго в ка, и отпавшихъ, паки обновляти въ покаяніе, второе распинающихъ Сына Божія себ , и обличающихъ» (т. е. посм ивающихся надъ Нимъ) (Гл. 6,4-6). Тотъ же апостолъ предостерегаетъ отъ гр ха богоотступленія когда говоритъ: «бодрствуйте, стойте въ в р , мужайтеся, укр пляйтеся». (I Кор. 16,13). Буди в ренъ до смерти, и дамъ ти в нецъ жизни—говоритъ Самъ Господь въ книг Апокалипсисъ (Гл. 2,10). В стникъ военнаго духовенства — оффиціальный органъ военнаго духовенства, издающійся въ Петербург съ 1890 г., В. в.' д., обязанъ своимъ возникновеніемъ покойному протопресвитеру Александру Алекс евичу Желобовскому. Программа журнала распадается на дв части, оффиціальную и неоффиціальную. Въ первой пом щаются высочайшія повел нія, постановленія и распоряженія св. с нода и распоряженія военнаго начальства, относящіяся къ войсковому духовенству, равно какъ и отчеты по в домству протопресвитера. Неоффиціальная часть заключаетъ въ себ слова и р чи войскового духовенства и г.татьи п.о богословскимъ, каноническимъ и церковно-историческимъ вопросамъ. В стникъ благотворительности—журналъ, посвященный вс мъ вопросамъ, отно590 сящимся до благотворительности и общественнаго призр нія, является оффиціальнымъ органомъ в домства д тскихъ пріютовъ по в домству учрежденій императрицы Маріи. Выходилъ въ Петербург съ 1897 года. Вопросамъ церковной благотворительности отводится вънемъкрайненичтожное м сто. В сы въ Библіи. Единицей библейскаго в са считался сикль, шекель—«в съ»: сикль на наши деньги какъ монета стоитъ около 80 коп., подразд лялся на, дв беки или полусикля. Въ бек считалось десять геръ, такъ что двадцать геръ составляли полный, такъ называемый священный, сикль. Это мелкія единицы в са, но были въ употребленіи и высшія единицы в са. Это, такъ называемая, мина, состоявшая изъ шестидесяти сиклей; шестьдесятъ минъ составляли талантъ. — высшую единицу в са. С.=3 зол. 34 дол.; М.—2 ф. 9 зол. 48 дол.; Т.=3 п. 5 ф. 90 зол. В тринскій, Иродіонъ Яковлевичъ, родиЛся въ 1787 году въЯрославл , обучался сначала въ духовной семинаріи, а зат мъ въ СПБ. духовной академіи—въ 1-мъ по преобразованіи ея курс и окончилъ въ 1814 году 6-мъ магистромъ; по окончаніи оставленъ при академіи баккалавромъ по исторіи философіи. Скончался 7 іюля 1849 года. Б. издалъ капитальный трудъ по церковной археологіи, ,не потерявшій до сихъ поръ своего значенія: «Памятники древней христіанской церкви или христіанскія древности съ описаніемъ таинствъ, богослуженія, храмовъ, праздниковъ и пр.»—• въ 5 книгахъ. В чная память возглашается, кром отп ванія и панихидъ, и на торжественныхъ молебнахъ, напр., на молебн въ день Рождества Христова возглашается «в. п.» Императору Александру I; на молебнахъ по случаю усп ховъ русскаго оружія—воинамъ, за Царя, В ру и Отечество животъ свой на брани положившимъ. В чность. Различаютъ два пониманія В.: 1) подъ нею разум ютъ безконечнопродолжающееся время, безконечную сумму моментовъ, изъ которыхъ слагалось прошедшее, слагается настоящее и будетъ слагаться будущее. 2) Подъ В. разум ютъ н что противоположное времени, то, что не допускаетъ въ себ никакихъ изм неній. В чный жидъ—легендарная личность, преданіе о которой возникло въ Палестнн среди многихъ другихъ преданій, вызван
Стр.3
591 ныхъ разсказами евангелистовъ о страданіяхъ Христовыхъ. Первое упоминаніе о В. ж. принадлежитъ н коему Гвиди Бонати, итальянскому астрологу, жившему въ XIII в к , который' опов стилъ міру, что въ 1267 году въ одинъ монастырь пришелъ на поклоненіе современникъСпасителя—Іоаннъ Буттодей, названный такъ за то, что ударилъ Спасителя во время Его шествія на страданія (buttare—бить; Deus—Богъ). Спаситель тогда будто бы сказалъ этому Іоанну: «ты дождешься моего возвращенія» и посл дній въ силу этого странствуетъ и будетъ странствовать- до второго пришествія. Эта легенда послужила сюжетомъ для многихъ произведеній Гёте, Шлегеля, Ленау и др., a у насъ на эту тему писалъ Жуковскій. Вяземскій Предтечіевъ монастырь, мужской, необщежительный, въ г. Вязьм , Смоленской губ. Основанъ въ 1534. г. Монастырь 2 класса, управляется игуменомъ. Вяземскій Аркадіевскій женскіймонастырь, нештатный, общежительный, находящійся въ гор. Вязьм . Основанъ подъ именемъ общины въ 1780 году на м ст подвижническаго житія преп. Аркадія. Въ 1832 году обращенъ въ моиастырь. Вязниковскій Благов щенскій мужской заштатный необщежительный монастырь, находится во Владимірской губ., въ г. Вязникахъ, на берегу р. Клязьмы. Основанъ въ 1643 г. Им етъ одинъ каменный храмъ. Населеніеего состоитъ изъ 7 монаховъ, 2 послушниковъ, а во глав ихъ игуменъ. л Вязниковская Казан ская икона Божіей Матери, находящаяся въ гор. Вязникахъ, Владим. губ., въ соборномъ храм Прославленіе произошло въ 1624 году, на глазахъ молящихся совершились чудеса исц - леній. Празднованіе совершается 8 іюля. Вятская епархія. Область нын шней вятской епархіи съ XIII в ка начала заселяться русскими колонистами изъ новгородцевъ, за• несшими такимъ образомъ христіанство въ отдаленную область. Съ нашествіемъ татаръ, южная часть ея перешла въ ихъ подданство. Съ покореніемъ Вятки московскому князю ^ ъ 1489 г.) В. область въ церковномъ отношеніи подчинена была московскому митрополиту, войдя въ составъ его митрополіи; пространство же къ югу Вятской области осталось за казанскими татарами. Съ паденіемъ Казани пространство 592 нын шней В. ёпархіи было подчинено власти московскаго великаго князя и въ церковномъ отношеніи вошло въ составъ казанской епархіи, образованной въ 1555 году соборнымъ опред леніемъ по указу царя Іоанна Грознаго при митрополит московCFfOMb Макаріи. Отд ленная отъ Казани непроходимыми л сами и поселеніями хищныхъ въ то время племенъ татаръ и черемисъ, Вятка и посл 1555 года со вс ми церковными нуждами обращается въ Москву. По соборному опред ленію 1657 г. волею царя и благословеніемъ патріарха Никона была открыта самостоятельная В. епархія. Въ составъ Вятской епархіи вошла В. страна, составлявшая до сихъ поръ одну изъ патріаршихъ десятинъ, и заключавшая въ себ пять В. городовъ: Хлыновъ (нын Вятка), Слободской, Орловъ, Котельничъ и Шестаковъ. Сверхъ того въ в д ніе В. епископа отошла изъ новгородской четверти Пермь Великая, состоявшая изъ чердынскаго и соликамскаго у здовъ. Епископу вновь открываемой епархіи былъ данъ титулъ В. и великопермскаго. Въ то время В. епархія заключала въ себ •138 церквей. Первымъ В. епископомъ былъ Алексаидръ, уроженецъ Сольвычегодскій, переведенный 5 декабря 1657 г. изъ коломенской епархіи. Преемниками Александра были въ XVII в.: 2) Іона, съ 12 марта 1682 г.—архіепископъ; скончался 8 октября 1699 г. въ XVIII в.: 3) Діонисій, хиротонисанъ 4 авг. 1700 г. изъ игуменовъ московскаго данилова монастыря, 7 февр. 1718 г. уволенъ на покой. 4) Алекс й Тнтовъ, съ 15 февр. 1731 г. архіепископъ, 26 сент. 1733 г. переведенъ въ Рязань. Онъ первый обратилъ вниманіе на обращеніе во тяковъ въ христіанство и испросилъ себ инструкцію на этотъ предметъ у св. с - нода. 5) Лаврентій Горка, 26 сент., 1733 г. переведенъ изъ Рязани, скончался 9 апр., .1737 г. 6) Кипріанъ Скрипицынъ, въ Вятку совс мъ не прі зжалъ, управляя д лами В. епархіи заочно. 7) Веніаминъ Сахновскій. 8) Варлаамъ Скомницкій, хиротоносанъ 27 февр. 1743 г. 9) Антоній Илляшевичъ, хиротон. 25 мая 1748 года, изъ архимандритовъ новоспасскаго монастыря, скончался 16 ноября 1755 г. 10) Вар оломей Любарскій, хиротон. 19 іюня 1758 г., скончался 5 іюня 1774 г. 11) Лаврентій Барановичъ, хиротонисанъ 6 авг. 1774 г., скончался 13 маота 1796 года. При этомъ
Стр.4
593 епископ В. епархія н сколько изм нилась въ своихъ границахъ. Изъ нея выд лены области Пермской губерніи и часть Уфимской губ., взам нъ того къ Вятк присоединились полностью нын шніе у зды елабужскій, яранскій, малмыжскій, уржумскій и сарапульскій. Въ конц XVIII в. и XIX в.: 12) Амвросій Яковлевъ-Орлинъ, хиротон. 1 іюня 1796 г., 29 янв. 1804 г. переведенъ въ Рязань. 13) Серафимъ Глаголевскій, уроженецъ Москвы, въ Вятку переведенъ 29 янв. 1804 г. изъ викаріевъ московскихъ, 7 іюля 1806 г. переведенъ въ Смоленскъ. 14) Гедеонъ Ильинъ, скончалсяЗмая1817 г. 15) Амвросій II В щезеревъ, переведенъ въ Тобольскъ 28 окт. 1822 г. 16) Павелъ Павловъ, 19 марта 1827 г. перевед. въ Могилевъ. 17) Кириллъ Богословскій-Платоновъ, 26 марта 1827 г. переведенъ изъ викаріевъ московскихъ, 24 янв. 1832 переведенъ въ Каменецъ-Подольскъ архіепископомъ. 18) Іоанникій Образцовъ, 16 ноября 1835 г. переведенъ въ Оренбургъ. 19) Нилъ Исаковичъ, хирот. 8 декабря 1835 г. изъ ректоровъ ярославской семинаріи, 23 апр. 1838 г. переведенъ въ Иркутскъ. 20) Неофитъ Сосникъ, 29 марта 1851 г. переведенъ въ Пермь. 21) Елпидифоръ Бенедиктовъ, 29 марта 1851 г. переведенъ изъ Каменецъ-Подольска, 7 янв. 1860 г. назначенъ архіепископомъ таврическимъ и симферопольскимъ. 22) Ага ангелъ Соловьевъ, 17 іюня 1866 г. переведенъ на Волынь. 23) Христофоръ Еммаусскій, 17 іюня 1866 г. переведенъ изъ Вологды, a 6 окт. того же года уволенъ по прошенію еъ Спасосумаринскій монастырь, съ управленіемъ имъ. 24) Аполлосъ Б ляевъ, 12 дек. 1866 г.— 7 іюня 1885 г.; переведенъ изъ епископовъ ладожскихъ, викаріевъ с.-петербургской епархіи. 25) Макарій, 7 іюня 1885 г. переведе.нъ изъ Нижняго-Новгорода. 26) Сергій Серафимовъ, 5 дек. 1887 г. переведенъ въ Вятку изъ епископовъ ладожскихъ, 27) Алексій Опоцкій, 10 ноября 1901г. впосл дствіи экзархъ Грузіи, нын пребывающій на поко , и въ XX в.: 28) Никонъ Софійскій, съ декабря 1901 г. епископъ вятскій и слободскій, и нын шній—Филаретъ. Викаріатства. Опред леніями св. с нода въ 1868 г. было учреждено въ В. епархіи сарапульское викаріатство. Епископу сарапульскому былъ назначенъ м стопребываніемъ вятскій успенскій трифоновъ монастырь. Въ 1889 г., было утверждено второе викаріат594 ство (глазовское). Сарапульскій епископъ былъ сд ланъ первымъ викаріемъ В. епархіи и въ его в д ніе перешли приходы, причты и монастыри городовъ и у здовъ сарапульскаго, елабужскаго и малмыжскаго, атакже и духовныя училища, находящіяся въ Сарапул и Елабуг . Взаимныя отношенія епархіальнаго, архіерея и сарапульскаго епископа, равно какъ и пред лы власти посл дняго опред ляются особою инструкціею, изданною св. с нодомъ. Вятская епархія занимаетъ пространство въ 134.537 кв. верстъ. Въ 1909 г. было церквей; соборныхъ 20, монастырскихъ 28, приходскихъ и ружныхъ 659, домовыхъ и при казенныхъ заведеніяхъ 38, единов рческихъ 16, кладбищенских-ъ 52, приписныхъ и упраздненныхъ 53. Кром того часовенъ и молитвенныхъ домовъ 705. Монастырей 7 мужскихъ и 7 женскихъ. Епархіальное управленіе составляютъ—духовная консисторія въ Вятк и духовное правленіе въ Сарапул . Благочинныхъ въ епархіи 54. Въ Вятк находится духовная семинарія, основанная преосвященнымъ Лаврентіемъ Горкою въ 1735 году. Сначала преподавателями въ этой семинаріи были студенты, выписанные изъ Кіева, и существовала она на средства, получаемыя съ хл бнаго сбора, который взимался съ монастырей. Въ 1752 г., посл пожара, ученіе въ семинаріи совс мъ прекратилось и было возобновлено лишь черезъ 6 л тъ при епископ Вар оломе Любарскомъ. Онъ выписалъ въ семинарскую библіотеку лучшія произведенія церковныхъ писателей. При немъ семинарія пом щалась въ успенскомъ трифоновомъ монастыр , а въ 1795 г. была переведена въ собственное зданіе, спеціально для нея выстроенное за городомъ и пом щается тамъ до сихъ поръ. Духовныхъ мужскихъ училищъ въ епархіи шесть: вятское, глазовское (основ. въ 1846 г.), елабужское, нолинское, сарапульское и яранское. Епархіальныхъ женскихъ училищъ два: въ Вятк и Елабуг . Вятское епархіальное училище открыто въ 1863 году. Улучшенію этого училища сод йствовалъ В. купецъ Я. А. Прозоровъ пожертвовавшій въ 1881 году домъ стоимостью въ 80.000 рублей. Елабужское епархіальное училище открыто въ Т898 году. на средства пот. поч. гражд. Г. . Стах - евой, пожертвовавшей на устройство училища 200.000 рубл. и на первое обзаведе
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ