Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Возрастная анатомия, физиология и гигиена (826,00 руб.)

0   0
Первый авторГуровец Г. В.
АвторыСеливерстов В. И.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц434
ID818851
АннотацияУчебник включает основные понятия деятельности органов и тканей всего человеческого организма. Особое внимание отведено рассмотрению структур организма при различных отклонениях или патологиях опорно- двигательного аппарата, систем органов пищеварения, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, половой, иммунной и нервной систем, органов чувств и сенсорного восприятия. Отдельная глава посвящена медико-профилактическому и здоровьесберегающему направлениям в педагогическом образовании.
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов высших и средних педагогических образовательных организаций дефектологического направления, а также для педагогов, специалистов и воспитателей специализированных и общеобразовательных организаций.
ISBN978-5-907433-59-5
УДК611-053.2+612-053.2(075.8)
ББК57.31я73
Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для вузов (бакалавриат) / ред. В.И. Селиверстов; Г.В. Гуровец .— Москва : ВЛАДОС, 2021 .— 434 с. : ил. — (Коррекционная педагогика) (Бакалавриат) .— ISBN 978-5-907433-59-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/818851 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Возрастная_анатомия,_физиология_и_гигиена_.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Возрастная_анатомия,_физиология_и_гигиена_.pdf
УДК 611-053.2+612-053.2 ББК 57.31 Г95 Рецензенты: Т.М. Уманская, канд. мед. наук, доц., зав. кафедрой анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии И.Н. Татарова, канд. мед. наук, ведущий научн. сотрудник ФГУ МНИИ Кафедра дошкольной дефектологии Гуровец Г.В. Г95 Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для вузов (бакалавриат) / Под ред. В.И. Селиверстова. — М. : Издательский Центр ВЛАДОС, 2021. — 431 с. ил. — (Бакалавриат). ISBN 978-5-907433-59-5 Учебник включает основные понятия деятельности органов и тканей всего человеческого организма. Особое внимание отведено рассмотрению структур организма при различных отклонениях или патологиях опорнодвигательного аппарата, систем органов пищеварения, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, половой, иммунной и нервной систем, органов чувств и сенсорного восприятия. Отдельная глава посвящена медико-профилактическому и здоровьесберегающему направлениям в педагогическом образовании. Учебник предназначен для студентов высших и средних педагогических образовательных организаций дефектологического направления, а также для педагогов, специалистов и воспитателей специализированных и общеобразовательных организаций. УДК 611-053.2+612-053.2 ББК 57.31 © Гуровец Г.В., 2021 © ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2021 © Художественное оформление. © Оригинал-макет. ISBN 978-5-907433-59-5 ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2021 ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2021
Стр.3
Оглавление Введение ......................................................................................9 Цели и задачи курса ..................................................9 Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания .............................................................11 Глава 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ .................14 1.1. Понятие о клетках, тканях, органах и системах организма ...............................................................14 1.2. Основные этапы развития человека .............................15 Особенности эмбрионального развития ......................15 Общие закономерности роста и развития детей и подростков ...........................................................17 Анатомо-физиологические особенности роста и развития организма ..............................................20 Вопросы для самостоятельной работы .......................24 Глава 2. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА .........................................25 2.1. Клетка ....................................................................25 Деление клетки .......................................................27 2.2. Ткани .....................................................................29 Эпителиальная ткань .............................................30 Соединительные ткани ............................................32 Собственно соединительная ткань ............................32 Скелетные ткани ....................................................34 Мышечные ткани ....................................................37 Нервная ткань ........................................................39 2.3. Органы и системы ....................................................42 Вопросы для самостоятельной работы .......................43 Глава 3. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ...........................44 3.1. Костная система. Скелет ...........................................44 Общие сведения о скелете .........................................44 Рост и развитие костей ..........................................46 Анатомическое соединение костей .............................47 Классификация суставов ..........................................49 Возрастные и функциональные изменения соединения костей ...................................................50 Строение скелета ....................................................50 Скелет включает пояс верхних и нижних конечностей ............................................................54 Патология костного аппарата .................................58 Вопросы для самостоятельной работы .......................61 3.2. Мышечная система ...................................................62 Общие сведения о мышцах ........................................62 3
Стр.4
Оглавление Сократимость как основное свойство мышц ...............65 Значение физической культуры в развитии двигательного аппарата у детей ..............................67 Вопросы для самостоятельной работы .......................68 Глава 4. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ ............................70 4.1. Верхние отделы пищеварительного тракта ...................70 Полость рта ...........................................................70 Язык ......................................................................74 Зубы .......................................................................76 Железы полости рта ................................................78 Глотка (ротоглотка) ..............................................80 4.2. Патология ротовой полости .......................................80 Структурные нарушения .........................................80 Воспалительные процессы ........................................83 Вопросы для самостоятельной работы .......................85 4.3. Желудочно-кишечный тракт (анатомо-физиологические структуры) ........................85 Пищевод .................................................................88 Желудок .................................................................88 Кишечник ...............................................................91 Печень и желчный пузырь .........................................96 Поджелудочная железа .............................................97 Физиология пищеварительной системы ......................98 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 102 4.4. Патология функции желудочно-кишечного тракта ..... 103 Структурные и функциональные нарушения ЖКТ .... 103 Воспалительные процессы в ЖКТ ........................... 105 Хронические расстройства питания и пищеварения ... 108 Клиническая картина гипотрофии и ее влияние на нервно-психическое состояние ребенка ...................... 109 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 110 Глава 5. СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ .................................. 112 5.1. Верхние дыхательные пути ...................................... 113 Полость носа ........................................................ 113 Придаточные пазухи носа ...................................... 115 Глотка ................................................................. 116 Гортань ................................................................ 117 Теории голосообразования ....................................... 122 5.2. Патология верхних дыхательных путей .................... 124 Органические нарушения ........................................ 124 Воспалительные процессы в полости носа ................ 125 Воспалительные процессы в зеве ............................. 126 Воспалительные процессы в глотки и гортани ......... 129 Патология голосообразования ................................. 130 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 131 5.3. Нижние дыхательные пути ...................................... 132 Трахея и бронхи .................................................... 132 4
Стр.5
Оглавление Легкие и плевра ..................................................... 133 5.4. Дыхание и речь ..................................................... 136 5.5. Патология нижних дыхательных путей ..................... 143 Воспалительные процессы в трахее и в бронхах ....... 143 Воспалительные процессы в легких и в плевре ......... 146 Профилактика заболеваний органов дыхания ........... 150 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 150 Глава 6. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА ............................ 152 6.1. Анатомо-физиологические структуры сердечно-сосудистой системы ................................... 152 Кровеносные сосуды ................................................ 152 Строение сосудистой стенки .................................. 158 Возрастные особенности кровеносных сосудов ........... 159 ВОПРОСЫ для самостоятельной работы ..................... 160 Сердце .................................................................. 160 Возрастные особенности сердца и перикарда ............ 165 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 167 6.2. Работа сердца ........................................................ 167 6.3. Патология сердца ................................................... 170 Органические нарушения (врожденные пороки сердца) ................................... 170 Незаращение боталлова протока ............................ 171 Воспалительные процессы в сердечно-сосудистой системе ................................................................ 173 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 174 Глава 7. ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ И ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ... 175 7.1. Органы кроветворения ............................................ 175 Кровь и ее значение ................................................ 175 Состав крови ......................................................... 176 Форменные элементы крови .................................... 179 Группы крови. Переливание крови ............................ 184 7.2. Болезни крови ....................................................... 187 Болезни красной крови ............................................ 187 Болезни белой крови ............................................... 189 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 191 7.3. Иммунная система ................................................. 191 Центральные органы иммунной системы ................. 192 Периферические органы иммунной системы .............. 194 7.4. Иммунитет ............................................................ 200 Специфический иммунитет .................................... 200 Неспецифический иммунитет (формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка) ...... 202 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 203 Глава 8. ОРГАНЫ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОИ СИСТЕМЫ .............. 204 8.1. Анатомо-физиологические структуры мочевыделительной системы ................................... 204 5
Стр.6
Оглавление Почка ................................................................... 204 Мочеточник .......................................................... 207 Мочевой пузырь ..................................................... 207 8.2. Механизм образования и выделения мочи .................. 209 Физические и химические свойства мочи .................. 209 8.3. Патология мочеотделения ....................................... 211 Вопросы для самостоятельной работы: .................... 211 Глава 9. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ ............................ 213 9.1. Классификация и строение желез внутренней секреции ............................................................... 214 9.2. Гормоны ............................................................... 216 9.3. Гипофиз ................................................................ 219 9.4. Щитовидная железа ............................................... 224 9.5. Паращитовидные железы ........................................ 226 Возрастные особенности ........................................ 226 9.6. Надпочечники ....................................................... 227 9.7. Поджелудочная железа ........................................... 230 9.8. Шишковидное тело (эпифиз) .................................... 232 9.9. Вилочковая железа ................................................. 232 9.10. Половые железы .................................................... 233 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 235 Глава 10. ПОЛОВАЯ СИСТЕМА .................................................. 236 10.1. Мужские половые органы ...................................... 236 Внутренние мужские половые органы ...................... 236 Наружные половые мужские органы ......................... 238 10.2. Женские половые органы ....................................... 241 Наружные женские половые органы ......................... 245 10.3. Сперматогенез и овогенез ...................................... 246 Сперматогенез ...................................................... 247 Овогенез ................................................................ 248 10.4. Половое созревание ............................................... 250 Вопросы для самостоятельной работы ..................... 252 Глава 11. НЕРВНАЯ СИСТЕМА ................................................. 253 11.1. Общие сведения .................................................. 253 Развитие нервной системы ................................. 253 Анатомо-физиологические особенности структуры и функции нервной системы ............... 255 Классификация нервной системы ......................... 256 Вопросы для самостоятельной работы ................. 257 11.2. Центральная нервная система .............................. 257 Спинной мозг ..................................................... 257 Головной мозг .................................................... 261 Базальные ядра (подкорковые образования) ........... 268 Возрастные особенности головного мозга .............. 271 Глубинные структуры мозга ............................... 272 Задний мозг ....................................................... 277 6
Стр.7
Оглавление Проводящие пути головного и спинного мозга ........ 283 Локализация функций в коре больших полушарий мозга ................................................ 285 Вопросы для самостоятельной работы ................. 288 11.3. Периферическая нервная система ......................... 289 Черепно-мозговые нервы ...................................... 289 Спинномозговые нервы ........................................ 293 11.4. Автономная (вегетативная) нервная система .......... 295 11.5. Патология нервной системы ................................. 299 Вопросы для самостоятельной работы ................. 303 11.6. Высшая нервная деятельность ................................ 304 Значение работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.И. Красногорского, их коллег и учеников в изучении высшей нервной деятельности ............. 304 Типы высшей нервной деятельности .................... 305 Возрастные особенности функционирования мозга ребенка ............................................................. 306 Динамический стереотип ................................... 310 Вопросы для самостоятельной работы ................. 312 Глава 12. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА .................. 314 12.1. Орган зрения ...................................................... 315 Анатомо-физиологические основы органа зрения .... 315 Оптические системы зрительного анализатора .... 319 Проводящие пути зрительного анализатора ......... 321 Патология органа зрения .................................... 322 Вопросы для самостоятельной работы ................. 329 12.2. Орган слуха ....................................................... 329 Анатомо-физиологические структуры органа слуха ...................................................... 329 Акустические системы слухового анализатора ..... 337 Проводящие пути слухового анализатора ............. 340 Патология органа слуха и равновесия .................. 343 Вопросы для самостоятельной работы ................. 346 12.3. Органы вкуса и орган обоняния ............................ 347 Орган вкуса ....................................................... 347 Орган обоняния .................................................. 349 Вопросы для самостоятельной работы ................. 351 12.4. Кожа и ее производные ....................................... 351 Кожа ................................................................ 351 Волосы и ногти ................................................. 355 Патология кожного анализатора ........................ 357 Вопросы для самостоятельной работы ................. 360 Глава 13. МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ....................... 361 13.1. Что должен знать педагог об охране здоровья детей ... 361 Гигиена нервной системы .................................... 361 7
Стр.8
Оглавление Гигиена зрения ................................................... 364 Гигиена органов дыхания и голоса ........................ 366 Гигиена кожи ..................................................... 367 Гигиена органов пищеварения и мочевыделения ..... 368 Гигиена органов мочевыделения ............................ 369 Вопросы для самостоятельной работы ................. 370 13.2. Здоровьесберегающие мероприятия по физическому воспитанию и трудовой деятельности ...................................................... 370 Физическая подготовка детей к школе ................. 370 Закаливание ...................................................... 374 Гигиенические условия трудовой деятельности ..... 379 Вопросы для самостоятельной работы ................. 381 Приложения ............................................................................. 383 Приложение 1. Детские болезни .................................................. 383 Приложение 2. Оказание первой помощи ребенку при несчастных случаях и травмах ........................ 397 Приложение 3. Программа вузовской подготовки студентов по возрастной анатомии и физиологии .................... 409 Рекомендованная литература ..................................................... 430
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ