Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

«Духовная провинция» – миф или реальность (80,00 руб.)

0   0
Первый авторОтставнова И. В.
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID81884
АннотацияРассматривается русская провинция как историко-культурный феномен. Автор приходит к выводу, что духовность и провинция являют собой «духовную провинцию», объединяющую два начала: одухотворенность, ауру, которая создает человека, и его дух в определенной провинциальной среде.
Кому рекомендованоДля историков, теоретиков культуры, философов.
УДК130.2:316
Отставнова, И.В. «Духовная провинция» – миф или реальность / И.В. Отставнова .— : [Б.и.], 2005 .— 6 с. — Библиогр. - с.5-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/81884 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Духовная провинция» – миф или реальность Отставнова И. В., Директор научной библиотеки, Мордовский государственный университет им. <...> г. Саранск Провинция – не географическое понятие, а конкретный показатель состояния и уровня развития не только отдельного города, но и целого региона, некая среда одухотворенного обитания. <...> Русская провинция как историко-культурный феномен в последние годы вызывает большой интерес у исследователей. <...> Ее часто рассматривают как замкнутое пространство с застывшими формами, обреченными на прозябание. <...> Она характеризовалась как символ инертности, остановившегося времени и самодостаточности. <...> Характерным является высказывание И. С. Аксакова об отсутствии самостоятельной, творческой, мыслительной деятельности в провинции: «Вглядитесь ближе, и вам сделается страшно от этого отсутствия всякой умственной деятельности, и вы убедитесь, что в деле мысли и просвещения, в понятиях и вопросах общечеловеческих провинция отстала от столицы, в особенности от Москвы, по крайней мере лет на 50! <...> Однако несмотря на это И. С. Аксаков верил в духовную самобытность русского народа. <...> В повседневной реальной жизни он видел столкновение двух начал: духовного и формального. <...> Духовное определяло не только веру, характер и поведение народа, но и сам быт, который понимался предельно широко – как естественный образ жизни, как природная склонность. <...> «Но пусть же ведает каждый, как опасна среда, в которой он живет, пусть сторожит свою душу, пусть найдет в себе опору в труде, в просвещении, в чтении, в союзе честных людей...», – писал И. <...> Провинцию часто воспринимали как хранительницу духовных национальных, самобытных традиций. <...> В общественном историческом сознании она ассоциировалась с высоким духом общественного, национального служения, патриотизмом, специфическим менталитетом, развитием промыслов <...>
«Духовная_провинция»_–_миф_или_реальность_.pdf
«Духовная провинция» – миф или реальность Отставнова И. В., Директор научной библиотеки, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева г. Саранск Провинция – не географическое понятие, а конкретный показатель состояния и уровня развития не только отдельного города, но и целого региона, некая среда одухотворенного обитания. Россия всегда была страной провинций. Русская провинция как историко-культурный феномен в последние годы вызывает большой интерес у исследователей. Ее часто рассматривают как замкнутое пространство с застывшими формами, обреченными на прозябание. Она характеризовалась как символ инертности, остановившегося времени и самодостаточности. Ее было принято изображать духовно дремлющей. Характерным является высказывание И. С. Аксакова об отсутствии самостоятельной, творческой, мыслительной деятельности в провинции: «Вглядитесь ближе, и вам сделается страшно от этого отсутствия всякой умственной деятельности, и вы убедитесь, что в деле мысли и просвещения, в понятиях и вопросах общечеловеческих провинция отстала от столицы, в особенности от Москвы, по крайней мере лет на 50!»1. Однако несмотря на это И. С. Аксаков верил в духовную самобытность русского народа. В повседневной реальной жизни он видел столкновение двух начал: духовного и формального. Духовное определяло не только веру, характер и поведение народа, но и сам быт, который понимался предельно широко – как естественный образ жизни, как природная склонность. Быт включал в себя и труд, и развлечения, и молитву. «Но пусть же ведает каждый, как опасна среда, в которой он живет, пусть сторожит свою душу, пусть найдет в себе опору в труде, в просвещении, в чтении, в союзе честных людей...», – писал И. С. Аксаков2.
Стр.1