.с Wil/.'^'^ '
'
.г .
0Б1ЦАЯ ГИСТОЛОГИЯ
I. '
ЦИТОЛОГИЯ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
ЦИТОЛОГИЯ.
ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве
учебно-методического пособия для обучающихся
по специальности 31.05.01 Лечебное дело
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2022
Стр.3
УДК 611.018.1(075.8) Утверждено к печати
ББК 52.6я73
Ц 747
редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Рецензенты
Э. А. Алексеева, кандидат медицинских наук, доцент,
заведующая кафедрой анатомии и физиологии человека
Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
В. Б. Хобракова, доктор биологических наук, доцент,
заведующая лабораторией экспериментальной фармакологии
ФГБУН «Институт общей и экспериментальной биологии»
СО РАН
Ц 747 Цитология. Общая гистология: учебно-методическое пособие
/ составители Я. Г. Разуваева, А. С. Фомина, Д. Р. Балданова,
А. П. Цыбденова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского
университета, 2022. — 210 с.
ISBN 978-5-9793-1784-7
Учебно-методическое пособие состоит из разделов: Микроскопическая
техника и методы микроскопирования, Цитология, Общая
гистология. В каждой теме разделов изложены цели, задачи, содержатся
современные теоретические сведения, методика изучения гистологических
структур под световым микроскопом, контрольные
вопросы, ситуационные задачи, литература.
Пособие предназначено студентам Медицинского института
университета, также будет полезно для преподавателей и специалистов
медицинского профиля.
УДК 611.018.1(075.8)
ББК 52.6я73
ISBN 978-5-9793-1784-7
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2022
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие разработано на основе федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования
— специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело,
утвержденного в 2020 г., и рабочей программы дисциплины «Гистология,
эмбриология, цитология», разработанной на кафедре анатомии
и физиологии человека Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у
выпускника общепрофессиональных компетенций:
ОПК-5.1 — представляет основные закономерности жизнедеятельности
организма в норме.
ОПК-5.2 — оценивает морфофункциональные и физиологические
состояния и процессы в организме человека для решения профессиональных
задач.
ОПК-10.4 — пользуется информационными, библиографическими
ресурсами, медико-биологической терминологией в практической
деятельности.
Для формирования у студентов данных общепрофессиональных
компетенций предлагается следующий алгоритм организации учебного
процесса по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология»:
1)
ознакомление с темой и целью занятия;
2) различные формы самостоятельной работы при подготовке к
занятию (тематический конспект по контрольным вопросам, прохождение
обучающих тестов в электронном курсе);
3) чтение и разбор учебного материала:
- по ориентировочной основе действий в данном пособии;
3
Стр.5
- конспектам лекций, мультимедийным лекциям в Личном кабинете;
-
списку рекомендованной литературы;
4) самостоятельное выполнение лабораторных работ на занятии;
5) самоконтроль усвоения знаний по ситуационным задачам;
6) подготовка к итоговому собеседованию по данному разделу;
7) оценка сформированных компетенций согласно критериям
оценивания.
Самоподготовка студентов по данной программе гарантирует
прочные знания, хорошую успеваемость, высокий рейтинг в БРС и
успешную сдачу экзамена.
4
Стр.6
перпендикулярно к оси осязательного тельца. Снаружи тельце
Мейснера покрыто тонкой соединительнотканной оболочкой.
Зарисовать тельце Мейснера и обозначить: 1 — отросток нервной
клетки; 2 — видоизмененные леммоциты; 3 — соединительнотканную
капсулу.
2. Инкапсулированное рецепторное нервное окончание — пластинчатое
тельце Фатер-Пачини в коже пальца человека. Окраска
гематоксилином и эозином. В сетчатом слое дермы (на границе с
гиподермой) найти крупные тельца со слоистой структурой. На
продольном разрезе они имеют овальную форму, а на поперечном
— округлую. В центре тельца видно бледно окрашенное нервное
волокно, окруженное светлой внутренней колбой из глиальных клеток.
Внутренняя колба снаружи окружена капсулой, построенной из
пластинок коллагеновых волокон и фибробластов.
Зарисовать тельце Фатер-Пачини и обозначить: 1) отросток
нервного волокна; 2) внутреннюю (глиальную) колбу; 3) коллагеновые
волокна; 4) ядра фибробластов.
3. Зарисовать схемы организации соматической и вегетативной
рефлекторных дуг (Быков В. Л., Юшканцева С. И. Гистология, цитология
и эмбриология: атлас: учебное пособие для студентов
Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 294 с.).
Электронные микрофотографии и схемы
Гистология, эмбриология, цитология: учебник для студентов
учреждений высшего профессионального образования, обучающихся
по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 32.05.01 «Медикопрофилактическое
дело», 31.05.02 «Педиатрия по дисциплине
"Гистология, эмбриология, цитология"» / под редакцией Ю. И.
Афанасьева, Н. А. Юриной. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 798 с.
1. Строение синапсов (электронная микрофотография и схема)
(с. 281, рис. 10.16).
2. Двигательные нервные окончания в гладкой мышечной
ткани (с. 285, рис. 10.19).
3. Строение нейромышечного веретена (схема) (с. 290, рис.
10.23).
4. Простая рефлекторная дуга (схема по В. Г. Елисееву,
Ю. И. Афанасьеву, Е. Ф. Котовскому) (с. 291, рис. 10.24).
207
Стр.209