Санкт-Петербургские Ведомости No 33(2423), 20 февраля 2001
Бессмертный заяц
Самая маленькая трагедия в русской литературе Среди литературных юбилеев нынешнего года
есть один, ни в каких календарях не отмеченный, но по-своему знаменательный и занятный: исполняется
150 лет самому известному русскому стихотворению! <...> Легко представить себе, как
заинтригованные читатели начинают перебирать в уме строки классиков, сопоставлять даты. <...> Речь, однако, идет о стихотворении, опережающем по части популярности лучшие классические
образцы. <...> И далее:
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет. <...> Помнится, в детстве, впервые услышав от соседки историю
несчастного зайчика, я никак не мог примириться с печальным финалом. <...> Если хороший охотник - тогда умирает, если плохой - тогда убегает", объяснила соседка, имея в виду, так сказать, профессиональную квалификацию охотника. <...> А для детского
ума возникла непосильная дилемма: как же так - если убил, то - хороший? <...> Тогда, конечно (и долго еще потом), не приходило в голову, что у стишка о зайчике есть автор. <...> А
он есть: русский поэт немецкого происхождения Федор Богданович Миллер. <...> Жил он в Москве и бывал в
нашем городе, издавал в течение многих лет журнальчик под непритязательным названием
"Развлечение", стихи писал малооригинальные, зато чувствительные. <...> Разве не сгладило время далекое
Раны последней любви? <...> А однажды, в 1851 году, сочинил подписи под картинки для детей. <...> Почему
безжалостное время, сталкивающее в бездну забвения тысячи куда более искусных строк вместе с их
авторами, остановило свой выбор на "зайчике", сказав: "Этому жить? <...> Ведь при желании тут можно обнаружить редкое
сочетание качеств: сжатость, динамичность, запоминаемость. <...> Не
утвердилась замена "умирает" на "убегает" - придумали продолжение: "Принесли его домой, оказался он
живой". <...> Поэт Юрий Левитанский сочинил в свое
время целую книгу пародий на своих коллег: как бы написал <...>
Бессмертный_заяц.pdf
Санкт-Петербургские Ведомости No 33(2423), 20 февраля 2001
Бессмертный заяц
Самая маленькая трагедия в русской литературе Среди литературных юбилеев нынешнего года
есть один, ни в каких календарях не отмеченный, но по-своему знаменательный и занятный: исполняется
150 лет самому известному русскому стихотворению! Какому же именно? Легко представить себе, как
заинтригованные читатели начинают перебирать в уме строки классиков, сопоставлять даты. Пушкин?
Увы, его к тому времени уже не было. Может быть, молодой Некрасов?
Речь, однако, идет о стихотворении, опережающем по части популярности лучшие классические
образцы. Сейчас убедитесь: "Раз, два, три, четыре, пять..." - как дальше? Совершенно верно: "Вышел
зайчик погулять". И далее:
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой,
Умирает зайчик мой.
Маленькая трагедия в шести строчках. Помнится, в детстве, впервые услышав от соседки историю
несчастного зайчика, я никак не мог примириться с печальным финалом. Думалось: может, ослышался -
не "умирает", а "убегает"? "Если хороший охотник - тогда умирает, если плохой - тогда убегает", -
объяснила соседка, имея в виду, так сказать, профессиональную квалификацию охотника. А для детского
ума возникла непосильная дилемма: как же так - если убил, то - хороший? Первое прикосновение к
диалектике добра и зла!
Тогда, конечно (и долго еще потом), не приходило в голову, что у стишка о зайчике есть автор. А
он есть: русский поэт немецкого происхождения Федор Богданович Миллер.Жил он в Москве и бывал в
нашем городе, издавал в течение многих лет журнальчик под непритязательным названием
"Развлечение", стихи писал малооригинальные, зато чувствительные. Такие, например:
Полно, зачем ты, слеза одинокая,
Взоры туманишь мои?
Разве не сгладило время далекое
Раны последней любви?
А однажды, в 1851 году, сочинил подписи под картинки для детей.
Те самые. Про зайчика. И сам, наверное, не заметил, что пережил свой звездный час. Почему
безжалостное время, сталкивающее в бездну забвения тысячи куда более искусных строк вместе с их
авторами, остановило свой выбор на "зайчике", сказав: "Этому жить?". Случайность, каприз?
Или сверхчеловеческая точность оценки? Ведь при желании тут можно обнаружить редкое
сочетание качеств: сжатость, динамичность, запоминаемость.
Так или иначе, "зайчика" приняли и полюбили. Дети продолжали бороться за его жизнь. Не
утвердилась замена "умирает" на "убегает" - придумали продолжение: "Принесли его домой, оказался он
живой". Судьба зайчика получила развитие и в мире взрослых. Поэт Юрий Левитанский сочинил в свое
время целую книгу пародий на своих коллег: как бы написал о зайце каждый из них. "Со скоростью
звука" несся по лесу заяц Леонида Мартынова. "По угорью, по заречью..." скакал он у Александра
Прокофьева. Охотник "с кулацким обрезом в руке" преграждал ему путь в стихах Ярослава Смелякова.
"Долой Рафаэля! Да здравствует заяц!" - восклицал якобы Андрей Вознесенский. И заяц здравствует.
Никакой охотник убить его не в силах.
Илья ФОНЯКОВ
Стр.1