Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Практическое содействие гармонизации межнациональных отношений: сборник материалов (220,00 руб.)

0   0
Первый авторТамицкий Александр Михайлович
АвторыМелкая Лия Александровна, Якимов А. Н., Зарубина Любовь Альбертовна, Попкова Светлана Валерьевна, Шиман Екатерина Михайловна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц80
ID818298
АннотацияВ сборнике даны практические рекомендации по профилактике экстремизма, конфликтов на межнациональной и межкультурной почве, организации межнационального и межкультурного диалога, обобщив имеющийся в Архангельской области и других регионах Российской Федерации опыт, в том числе работы с академическими мигрантами.
Кому рекомендованоИздание адресовано сотрудникам государственных и негосударственных организаций, органов власти и местного самоуправления, преподава- телям и учащимся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, а также всем, кто интересуется данной темой
ISBN978-5-261-01623-6
Тамицкий, А.М. Практическое содействие гармонизации межнациональных отношений: сборник материалов / Л.А. Мелкая, А.Н. Якимов, Л.А. Зарубина, С.В. Попкова, Е.М. Шиман; А.М. Тамицкий .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2022 .— 80 с. — ISBN 978-5-261-01623-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/818298 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Практическое_содействие_гармонизации_межнациональных_отношений_сборник_материалов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.33
Стр.34
Стр.35
Стр.36
Стр.37
Стр.38
Стр.39
Практическое_содействие_гармонизации_межнациональных_отношений_сборник_материалов.pdf
ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Сборник материалов по профилактике экстремизма, конфликтов на межнациональной и межкультурной почве, организации межнационального и межкультурного диалога Архангельск 2022 1
Стр.1
УДК 323.11(470.1/.2)(075) ББК 66.3(2Рос),54я73 П 693 Коллектив авторов: Тамицкий А.М., Мелкая Л.А. (Раздел 1, тема 1.1; Раздел 4; Раздел 5; Заключение) Якимов А.Н., Зарубина Л.А., Попкова С.В., Шиман Е.М. (Введение, Раздел 1, тема 1.2; Раздел 2; Раздел 3) Практическое содействие гармонизации межнациональных П 693 отношений: сборник материалов / А.М. Тамицкий, Л.А. Мелкая, А.Н. Якимов, Л.А. Зарубина, С.В. Попкова, Е.М. Шиман; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2022. – 80 с. ISBN 978-5-261-01623-6 В сборнике даны практические рекомендации по профилактике экстремизма, конфликтов на межнациональной и межкультурной почве, организации межнационального и межкультурного диалога, обобщив имеющийся в Архангельской области и других регионах Российской Федерации опыт, в том числе работы с академическими мигрантами. Издание адресовано сотрудникам государственных и негосударственных организаций, органов власти и местного самоуправления, преподавателям и учащимся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, а также всем, кто интересуется данной темой. УДК 323.11(470.1/.2)(075) ББК 66.3(2Рос),54я73 Сборник издан в рамках проекта «Ориентация – Север» (победитель конкурса грантов АНО «Губернаторский центр «Вместе мы сильнее») ISBN 978-5-261-01623-6 2  Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................... Раздел 1. Принципы профилактической работы, организации межкультурного и межнационального взаимодействия с иностранными гражданами ................................................... 1.1. Общие принципы профилактической работы с иностранными гражданами ....................................................... 1.2. Принципы межнационального взаимодействия с иностранными гражданами ................................................. Раздел 2. Рекомендации по противодействию деструктивной деятельности в контексте межнациональных отношений .............................................................................................. 2.1. Противодействие ксенофобии и дискриминации ...... 2.2. Противодействие распространению негативных стереотипов ............................................................................... 2.3. Противодействие экстремизму и терроризму ............ 2.4. Профилактика межэтнических конфликтов ............... Раздел 3. Форматы мероприятий. Успешные практики профилактической работы по межнациональной тематике ........ Раздел 4. Нормативно-правовое обеспечение профилактической работы с иностранными гражданами .......................... Раздел 5. Полезные ссылки ...................................................... Заключение ............................................................................... Сведения об авторах ............................................................... 4 6 6 18 23 23 28 33 39 44 65 70 76 79 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Архангельская область – важнейший научный, экономический и культурный центр Русского Севера – все более привлекательна для мигрантов: сюда приезжают трудовые мигранты и члены их семей, иностранные студенты, участники государственной программы добровольного переселения соотечественников. Регион становится перекрестком культур: русское население, составляющее подавляющее большинство местных жителей, в особенности молодежь, все чаще вступает в активное межкультурное взаимодействие. Гармонизация межнациональных отношений – «это процесс, который нацелен на обеспечение и поддержание мирного взаимодействия между представителями разных национальностей, основанного на взаимоуважении и признании ценностей других культур»1. Учитывая непростые внешние и внутренние условия современности, а также актуальные задачи государственной национальной и миграционной политики, необходимость на ранних этапах выстраивать систему гармонизации межнациональных отношений, профилактики экстремизма и конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, становится все более важным условием обеспечения общественного согласия в регионе. Приток иностранных граждан в регион должен сопровождаться эффективными адаптационными, информационными и просветительскими мерами, адресованными как мигрантам, так и местному населению. Такая деятельность является необходимой мерой профилактики социальной напряженности и конфликтов на межнациональной и межкультурной почве. Профилактике подлежат не только открытые конфликты между местным населением 1 Ефимова О.Б., Якимов А.Н. Организация мероприятий в сфере гармонизации межнациональных отношений. Методики и практики. БФ «ПСП-фонд», КРОО «Калина», СПб, 2020. С. 16–17. URL: http://migrussia.ru/images/ Karelia_matodic_A5_04.pdf, свободный (Дата обращения: 12.07.22). 4
Стр.4
и мигрантами, но и их скрытая стадия – формирование негативного отношения к иностранным гражданам, часто основанного на ложных стереотипах. Цель предлагаемого сборника – дать практические рекомендации по профилактике экстремизма, конфликтов на межнациональной и межкультурной почве, организации межнационального и межкультурного диалога, обобщив имеющийся в Архангельской области и других регионах Российской Федерации опыт, в том числе работы с академическими мигрантами. Сборник материалов подготовлен командой экспертов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд», Архангельской региональной общественной благотворительной организации «РАССВЕТ» в рамках проекта «Ориентация – Север» при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. 5
Стр.5
2.3. Противодействие экстремизму и терроризму Экстремизм – приверженность крайним взглядам и методам.23 Экстремистская идеология – это система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов. Крайняя и наиболее опасная форма осуществления экстремистских идей – терроризм. Наиболее распространенные виды экстремистских идеологий: – националистические, включающие в себя пропаганду межэтнической, межнациональной и расовой вражды (национализм, нацизм, фашизм); – религиозные, включающие в себя пропаганду религиозной исключительности и межконфессиональной вражды, необходимости силового подавления и подчинения иноверцев либо неверующих; – сепаратистские, включающие в себя пропаганду насильственного отделения какой-либо части государства, разрушения государственной целостности. Внутренними экстремистскими угрозами являются попытки осуществления националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, отдельными лицами экстремистской деятельности для реализации своих целей, распространение идеологии насилия, склонение, вербовка или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранных граждан в деятельность экстремистских сообществ и иную противоправную деятельность, а также формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов. К внутренним угрозам также относятся межнациональные (межэтнические) и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации, обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями и приводящие к сепаратистским проявлениям, заключающимся в попытках нарушения территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отделения части ее территории) или дезинтеграции государства, а также в организации и подготовке таких действий, 23 Там же. 33
Стр.33
пособничестве в их совершении, подстрекательстве к их осуществлению. Уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистского и террористического характера предусмотрена следующими статьями Уголовного Кодекса РФ24: – Статья 205 Террористический акт; – Статья 205.1 Содействие террористической деятельности; – Статья 205.2 Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; – Статья 205.3 Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; – Статья 205.4 Организация террористического сообщества и участие в нем; – Статья 205.5 Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации; – Статья 208 Заведомо ложное сообщение об акте терроризма; – Статья 280 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; – Статья 280.1 Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации; – Статья 282 Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; – Статья 282.1 Организация экстремистского сообщества; – Статья 282.2 Организация деятельности экстремистской организации. Административная ответственность (КоАП РФ)25: – Статья 20.3 Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами; 24 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/, свободный (Дата обращения: 12.07.2022) 25 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/, свободный (Дата обращения: 12.07.2022) 34
Стр.34
– Статья 20.3.1 Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. В непосредственной работе необходимо учитывать основные направления противодействия экстремизму в области государственной национальной политики, утвержденные Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) (ред. от 29.05.2020): – проведение мониторинга межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социальнополитической ситуации в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий, в том числе с использованием государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; – реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического и религиозного факторов в избирательном процессе и в предвыборных программах; – обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан России; – разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по профилактике экстремизма и противодействию экстремизму; – проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности деятельности субъектов противодействия экстремизму по профилактике экстремизма; – своевременное реагирование субъектов противодействия экстремизму и институтов гражданского общества на возникновение конфликтных ситуаций и факторов, способствующих этому; – мотивирование граждан к информированию субъектов противодействия экстремизму о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий; 35
Стр.35
– предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой, политической, идеологической или религиозной принадлежности; – формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии, ксенофобии, национальной или религиозной исключительности26. Методы профилактики: «Как распознать человека, вовлеченного в экстремистскую или террористическую деятельность?»27 Следует понимать, что единого обобщенного портрета человека, вовлеченного в экстремистскую или террористическую деятельность, не существует, что связано, во-первых, с многообразием указанных радикальных форм, имеющих тенденции к быстрой трансформации и смешению. Во-вторых, специалисты не могут выработать такого портрета, есть только общие подходы на его составление по отдельным направлениям, например, по идеологии ИГИЛ. В-третьих, четко определить такие признаки в принципе нереально, поскольку они будут разными, например, в зависимости от временного периода вовлеченности в человека в экстремистскую деятельность. Потенциальным жертвам вербовки террористов либо экстремистов психологически, как правило, присущи: замкнутость, низкая степень социализации, большое количество механизмов психологической защиты, недостаток общения, проблемы с эмпатией, болезненное честолюбие, агрессивность, низкая самооценка при высокой конфликтности и навязчивым желанием подчеркнуть собственную значимость, особенно в среде единомышленников во имя идеи. Основные признаки личности, уязвимой для вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность – фанатизм, готовность к самопожертвованию, идеологизированность вплоть до нетерпимости к альтернативным точкам зрения, мироощущению, представлениям, вероисповеданиям и т.д. 26 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/, свободный (Дата обращения: 12.07.2022). 27 Как распознать человека, вовлеченного в экстремистскую или террористическую деятельность? Методы профилактики URL: https://78.xn-b1aew.xn--p1ai/document/19139194, свободный (Дата обращения: 12.07.2022). 36
Стр.36
О вовлечении человека в террористическое либо экстремистское формирование может свидетельствовать также повышенный интерес к террористическим методам политической борьбы, организациям, идеям, соответствующей литературе. Такие люди также зачастую открыто одобряют экстремистскую деятельность и ее проявления, враждебно высказываются о существующем конституционном строе и подчеркивают намерения бороться с ним, интересуются опасными, взрывчатыми веществами и разнообразным оружием, обучаются обращению с ними, открыто или завуалированно высказывают намерения о совершении террористических действий. Профилактику дальнейшего вовлечения в экстремистскую деятельность рекомендуется проводить в завуалированной форме, посредством нарративов, разъясняющих опасность и ошибочность экстремистских идей и методов, примеров последствий такой деятельности, а также через ведение постоянного диалога с целью постепенного изменения мнения. В процессе профилактики необходимо уважительно относиться к профилактируемым, использовать различные методы убеждения, дискредитировать идеологию терроризма и экстремистские методы, разоблачать приемы вовлечения в экстремистскую деятельность, подчеркивать их деструктивный характер, постепенно и методично дискредитировать главарей и идеологов террористических течений, содействовать снижению их авторитета, способствовать адекватному и конструктивному восприятию общественно-политической ситуации, формировать навыки критического мышления и неприятия террористических идей и методов. Необходимо вести профилактические беседы с родственниками, коллегами, сверстниками и товарищами профилактируемых, собирать у них информацию о религиозных или мировоззренческих взглядах, высказываниях, намерениях и действиях террористического и экстремистского характера. В первую очередь необходимо получить информацию о вербовщиках и лидерах экстремистской группировки, об источниках деструктивного воздействия. Вполне возможно, что такие лица уже воспринимаются фигурантом как друзья и значимые авторитеты, он или она могут скрывать их данные. Такая профилактическая деятельность тесно пересекается с оперативно-розыскной, поэтому необходимо привлечь соответствующие службы и подразделения. 37
Стр.37
Для профилактики экстремизма и терроризма в соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы28 (утв. Президентом Российской Федерации от 28.12.2018 № Пр-2665) используется широкий набор практик: форумы, встречи, конференции, фестивали, кинопоказы, семинары, выставки, тренинги, лекции, вебинары, конкурсы, флешмобы, акции памяти, учебные сборы, мероприятия по повышению квалификации, круглые столы, опросы, анкетирование с целью мониторинга. В Архангельской области действует Координационный центр по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма.29 Центр создан в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова как структурное подразделение приказом ректора № 617 от 14 сентября 2021 г. Фактическая деятельность центра началась с 18 октября 2021 года с момента назначения директором Координационного центра А.М. Тамицкого. Задачи координационного центра заключаются в:  создании информационно-методической базы по основным направлениям деятельности;  организация и проведение курсов повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих, представителей образовательных и иных организаций и объединений;  взаимодействие со средствами массовой информации в части информационно-пропагандистской работы;  создание, распространение и продвижение позитивного контента;  организация взаимодействия с контрольно-надзорными органами по ограничению доступа к противоправному контенту в случае его выявления; 28 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402397/, свободный (Дата обращения: 12.07.2022) 29 URL: https://narfu.ru/life/safety/antiterror/koordinatsionnyy-tsentr/, свободный (Дата обращения: 12.07.2022) 38
Стр.38
 организация и проведение мероприятий с применением различных интерактивных форм и форматов;  поддержка студенческих инициатив по организации студенческих объединений;  оказание экспертно-консультационных услуг по основным направлениям деятельности. Таким образом, Координационный центр по противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма является еще одним субъектом профилактики деструктивных проявлений в Архангельской области, деятельность которого имеет разнонаправленный характер. 2.4. Профилактика межэтнических конфликтов Межэтнический (этнический, межнациональный, этнополитический) конфликт – форма межгруппового конфликта, в котором группы различаются по этническому признаку. Согласно одному из наиболее известных в российской науке определений, этническим конфликтом можно считать «… любую форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий»30. Одним из возможных следствий ксенофобии и дискриминации является возникновение конфликтов на межнациональной и межкультурной почве. При анализе конфликтов, организации работы по их профилактике или разрешению, важно различать бытовые и межнациональные конфликты. В российских СМИ и обыденной речи распространена практика приписывания межэтнической составляющей всем конфликтам, в которых участвуют представители разных национальностей. Однако вовлеченность в конфликт представителей разных национальностей сама по себе не делает его межнациональным. Определяющим фактором является суть конфликта, или что является предметом оспаривания, притязаний сторон. Например, межнациональным конфликт является тогда, когда речь 30 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 480. 39
Стр.39

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.