Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Новый энциклопедический словарь / [под общ. ред. К. К. Арсеньева] Александр Ягеллон - Антидор. Т. 2 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБрокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823)
Издательство[Б.и.]
Страниц520
ID81564
Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823). Новый энциклопедический словарь / [под общ. ред. К. К. Арсеньева] Александр Ягеллон - Антидор. Т. 2 / Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823) .— : [Б.и.], 1910 .— 520 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/81564 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Посл смертп отца (1817) лсплъ въ Россін н служплъ п которое вромя въ русской арміи. <...> 18G6 in Задумапному браку противплпсь Мпланъ и Иата- Westdeutschland» (Дармттадтъ н Лпц., 1867). <...> Кром общпхъ чпсло политпческпхъ процессовъ; напбол о впдные сочппопій по псторіп Болгаріп, CM. <...> Чпслясь въ англійскомъ гарипзои , въ Капской колоніи, предіірпнялъ путешегтвіе па 7 АЛЕКСИНАЦЪ АЛЕКСИСЪ 8 С отъ р. <...> Illustrated by remarkable acti 130/о вс хъ кростьянскихъ дворовъ не им ли ло0 ons and incidents of the Maori War» (Л., 1873). шадей, 100/о—круппаго рогатаго скота, 9 /о—во0 А л е к с п п а ц ъ , городъ въ Сербін, прп впа- обще землед льческаго инвентаря. <...> 78 /о дворовъ над лы самп, остальвы прпііаобрабатывалп своп дсвіи р. ІІоравицы въ Мораву, на жел.-дор. лпніп Б лградъ-Нпшъ, жпт. <...> Блпзъ ного—камен- нимали работнпковъ плп сдавалп обработку землп ноугольныя копи іі плантаціп табака. <...> От- щія способностью убпвать мпкробовъ (такъ назыв. пускъ хл ба по жел зиоіі дорог п водою. <...> А. въ среднев ковоі поэзіп часто обрааттпческоіі комодіи, родомъ изъ г. уріп. <...> Древ- 1891); «Опытъ протіівоштундіістскаго катихизисаі н йшая редакція его жптія—сіірская (Т—Y1 в.), (Екатерпнославъ, 1899); «Южно-русскій необаппзданная въ подлппнпіс u французскомъ перевод тпзмъ, изв стныіі подъ пмснемъ штупды» (Ставроцерковны мист <...>
Новый_энциклопедический_словарь__[под_общ._ред._К._К._Арсеньева]_Александр_Ягеллон_-_Антидор._Т._2.pdf
Стр.1
Ш: новыи ІШО •1 U Второй томъ. Александръ Ягелдонъ—Днтидоръ. ЕШІ Oi l D ИЗДАТЕЛИ: : Ф. А. БРОКГАУЗЪ (Лейіщигъ). И. А. ЕФРОНЪ (С.-Петербургъ). -;lH-.*fcС.-ПЕТЕРВУРГЪ. Типографія Акціонернаго Общества «Брокгаузъ-Ефронъэ. Прачешный, 0 і
Стр.2
ІЦИЩІ U 1° 4 у новый I о ц D Ь.
Стр.3
Второи томъ. Александръ Ягеллонъ—Антидоръ. ИЗДАТЕЛИ: ] ( Ф. А. БРОКГАУЗЪ (Лейпцигъ). [ И. А. ЕФРОНЪ (С.-Петербургъ). -чійМ>І 1« У л С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Ткпографія Днціонернаго ОСщества "Броигаузі-Ефрові". ПрачешныИ, 6.
Стр.4
2007042576
Стр.5
Новый_энциклопедический_словарь__[под_общ._ред._К._К._Арсеньева]_Александр_Ягеллон_-_Антидор._Т._2_(1).pdf
467 АНЛДШ'Ь АиАКОНДА занимаетъ с веро-восточную чаеть азіатскаго ыаторпка; прплегастъ съ С къ С вериомуЛедовитомуокеаиу u Берингову проливу, съ В—къБерпнгову морю, съ 3—граыичптъ съ Якутсиой обл. Площадь—458 477 кв. всрстъ. Большая частьу зда—холмистая туидра;древеспал растительность встр чается только въ заиадной частп, въ ворхнемъ и среднемъ течоніц р. Анадырп; л сарастутъ по склонамъ горъ у этойжер ки, выше села Маркова. Клпматъ суровъ, хотя и не такь, какъ въ сос дноіі Якутской области; короткое л то, холодно пдождлпвое;всл дствіев чноймерзлоты почвы зсмлед льческая культура н возможна. Жнтелей (1897) 12084 (5941 мужч. и 6143 ж шд.); на 1 кв. версту приходіітйя мен е 0,03 жит.; А. у здъ пр"надлежптъ къ самьшъ пустыниымъ частямъ Сцбпрп. Л іітели—почтп псключптельно чукчи; русскпхъ но бол е 600 д. (казакн u адмпнпстрація); другпхъпнородцовъ (дамуты, корякп, тупгузы)—до 200 чел. Главныя занятія аштелей—олспеводство, охота (п - сецъ, лпспца, б лка, заяцъ, горностай) u рыболовство; ц ннымъ домашнпмъ животныыъ является здовая собака. Іорговля ы новая. Ежегодно правптельствоыъ доставляются на пароход къ Ыог.оМаріиискоыу казачьему посту (у устья Анадырв) предметы первой необходпмости—ыука, крупа, соль, свпнецъ н порохъ,—для продажп какъ м стноіму русскому населенію, такъ u пнородцамъ. Администратявный дентръ у зда—с е л о М a р к о в о, на среднемъ теченіп р іш Анадырп (311 жит., 41 домъ,школа); основано въ половпн ХІл. в. на м ст упраздненнаго віі 1770 г. Анадырскаго острога(устроеннагоказакОіМъ Дежпевымъ въ 1647 г.); служптъ сборнымъ пуыктомъ для м иовой торговліі съ ииородцами. А. край былъ пзсл дованъ Бпллпш-сомъ (1790), Врангелемъ и Анжу (1820—24), Лптке (1828), Майдолемъ (1868— 69),Норденшельдомъ (1880) п Рябушпнскпмъ (1909).— Ср. «Зап. Амур. Отд. Рус. Географ. Общ,» — 1896); А. Олсуфь въ, «Очеркъ А. округа».— См. также Кашчатская область. области, вдадаетъ въ Анадырскій залнвть Берингова моря. Беретъ начало подъ полярпымъ кругомъ, течстъ сначала на 103, зат ыъ поворачпваетъ къ В. Длпна свыше 1000 верстъ. Въ верховьяхъ р кп вдоль ея береговъ высокія горы, въ нижнемъ теченіп ы стность ровпал, тундрпстая. Изъ прнтоковъ главный Мапнъ. Берега пустынны, вдоль ппхъ кочуютъ чукчн. Въ А. много рыбы. Въ среднемъ теченіп А. село Марково, при устьяхъ А.—Ново-Маріпнскііі казачій постъ. J Ападырь (Погыча), р ка въ Камчатской древной Персіп, Мпдіп, Арменін и Каппадокін богпіія плодородія; грекаыи отожествлялась съ ефесской Артемпдой плн Афродптоп. Кульи. ея въ н которыхъ м стахъ сопровождался простптуціой я жрпцъ. Ср. Ed. Meyer въ «Lexikon der Mythologie» Рошера. Апазотурія, патологпческое явл ніе прп ыочепспусканіи, состоящее въ томъ, что мочевішы выд ляется меньше, ч ыъ сл дуетъ, идн вовсе далсе вс выд ляется. Апаііхпсъ (греч. : родовоо назвапіе (отъ греч. іш—въ род , на подобіе, п »ор8іа — ссрдце, по форм плода) древесныхъ растспііі пзъ семеАства апакардіевыхъ (Апаcardiaceae R. Br., no свстем Роберта Брауиа) плн торпоытпнпыхъ (Terebinthaceae DC, no до Кандоллю), растущпхъ въ троішческихъ странахъ. Дсровья эти сііаижены круішыып кожпстыыя, ц льнокраЛнпми лпстьямп. Цв ты двудомные, съ 5-долыіоіі чашечкой, 5-ю узкіши лопосткамп; 8— 10 тычинкаыи я однішъ пестпкошъ. Плодъ—коАпакардісвая кааіедь, см. Акажу-гуымп. Аиакардіумъ (Anacardium Rottb.), акал;у, 468 стянка, сидящая на разросшейся сочно-ыясистой, съ добной ножк , прішимающей форму сердца или грушц; собствешю плодъ, вн др иный въ оконечпость такой ІІОЛІІШ, • содерлшгь одно почковидное с мя. Въ Вестъ-Иидіп u въ Южной Алернк растетъ Anacardium occidentale L., дающііі пзъ полостей межплоднпка весьма дкую, воспаляющую кожу, масляппстую смолу, им ющую врачебное прпм неніе для приготовленія нарывной тафты (Semina s. nuces Aaacardii occideutalis). Кром того, деревья A. содерлсатъ зиачительныя колнчества такъ пазываемыхъ акаліу-гумміі, а древеспна ихъ изв стна въ торговд подъ именеаіъ б лаго махагоноваго или лаковаго дсрева, также акаліу. Avatxts, wejocud. Anahita), въ однако, псторичность его доказыва тся занесеніеыъ его въ самые древніе, незавпспмые одпнъ отъ другого, какъ гречоскіе, такъ и латпнскіе сппскп. Открытымъ остается лпшь вопросъ, сл довалъ ли онъ аа Линоыъ плц за Клпментомъ. По проіісхожденііо онъ грекъ, пзъ А инъ. Сомннтельнб, чтобы онъ умеръ мученическою смертью, такъ какъ св д нія о тоыъ пдутъ изъ довольно поздпихъ псточниковъ, а древніе объ этоыъ умалчпваютъ. Память его празднуется 13 іюля.—Ср. Duchesne, «Le liber pontificalis» (П., 1886, т. I); Volkmar, въ «Theologische JahrbUcber v. Baur u. Zeller» (1857, стр. 151); Langen, «Geschichte i. rOm. Kirche bis Leo I» (Боннъ, 1881);Lightfoot, «The apostolic Fathers» (Л., 1890).—2) A. II., антішапа, изъ разбогат вшаго еврейскаго рода Pierleoni, учплся въ Парпж , еостоялъ при двор Людовика YI, но вскор поступплъ въ лшнастырь; назначенъ въ 1116 г. кардпналомъ; былъ папскпыъ легатомъ въ Англіц и Франціи; въ 1130 г. нзбранъ одновременно съ Иннокентіемъ II на папскій прсстолъ и принялъ иыя А. II. Рнмъ сталъ па его сторону, но, когда А. даровалъ Роліеру Спцплійскому короловскій тптулъ, протпвникомъ его явился пмператоръ Лотарь II, котораго поддержгівалъ Бернардъ Клервоскій.Въ 1133 г. появленіс Лотаря заставило А. покинуть Римъ; когда А., несмотря на приглашепіе, не явплся на судъ Лотаря, онъ былъ отлученъ отъ церкви. Когда Лотарь удалплся, А. вернулся въ Римъ. Посл второго похода Лотаря въ Италію А. былъ снова отлученъ и проклятъ, но все асе оставался въ иапскоыъ дворц до самой сшерти, въ 113S г.— Ср. Zoepffel, «Die Doppelwahl des Jahres 1130» (Геттішгенъ, 1871); Langen, «Geschichte der r(im. Kirche von Gregor YII bis Innocenz III» "(Боннъ, 1893); Gregorovius, «Geschichte d. Stadt Rom» (т. IV). одинъ нзъ первыхъ рпмскихъ еппскоповъ, no оффлціальному, печатаемому ежегодпо въ «Gerarchia catolica» сппску папъ, четвертый преемнпкъ апостола Петра (100—112). По древнішъ спискамъ онъ 2-й или 3-й преемнпкъ Петра. Въ впду такого разногласія вознпкло сомн ні въ существованіп А., что какъ бы подтверлсдается еще разной передачей го пмени: Anacletus, КЦто;, 'АЧІТ^^ОІ; пзъ с моііства удавовъ (Boidae). Самая крупная пзъ вс хъ зм й, достигаетъ въ длпну 10 метровъ. Сверху она черновато-зеленаго цв та съ двуля рядамп бурыхъ сшшныхъ пятенъ; снизу—матоваго св тло-жолтаго цв та съ черішмп пятпаып; по бокаыъ лселтыя пятна съ томноіі каііыой. Жпветъ по берегаыъ р къ п въ болотахъ трошхческой части ІОлшоіі Америкп. Ппщу ея составляють рыбы, зомноводныя п мелкія ылскопптающія. Рождастъ жпвыхъ д тенышей. Туземцы пресл дуютъ ее изъ-за мяса. Кожа А. слулштъ для пзд лій. Апакопда (Eunectes- murinus Wagl.), зм я Апаіглехъ—имя папы и антипапы.—1) A. I—
Стр.1
469 . лпваго сопсрнпка («омерзптельный» Артемонъ) и родствепнпковъ возлюблснпой. Въ эту теосско-абдерскую эпоху своей жизнп А. является, подобно Архилоху, ямбическимъ поэтомъ. Наыъ не изв стпы прпчппы, заставпвшія А. около трпдцатыхъ годовъ ТІ в. покпнуть Абдеру п пореселпться въ Самосъ, гд въ это время тпранъ Поликрйтъ былъ въ расцв т своего могущества. А. сд - лался его прпдворнымъ поэтоыъ. Въ этотъ второй псріодъ своей д ятельности А. является уже т ыъ, какимъ онъ остался во мн ніп потомства: вдохновеннымъ мелпческимъ поэтомъ, прославляюідпмъ любовь, вино п вообще ут хп жпзни. Правда, любовь сл дуетъ понимать въ дух арпстократическаго общества того вреыони: вдохновителямп А. были прекрасные отрокп, пажп изъ свиты Полпкрата— Спмалъ, Пп омандръ, Смердіи, в роятно, п Батиллъ (Ва пллъ), съ которымъ онъ нсразрывно связанъ въ памяти потомства, хотя въ сохранивпгахся отрывкахъ имя посл дняго не встр чается. Вообще «вся поэзія А.» того времени, по свпд тельству Страбона, «полна Полпкратомъ»; онъ былъ его пов реннымъ даже въ полптпческихъ д лах^. Трагпческая кончпка Полпкрата была ударолъ грома для А. Съ го преемнпкомъ Силосонтомъ, ставленникомъ персовъ, А. пм ть д яа не желалъ; опять ему пришлось псрем нпть сво м столштельство. Его слава усп ла распрострапиться по Эллад ; а инскій тпранъ Гпппархъ, знавшій его лично (благодаря союзу своего отца Ппспстрата съ Полпкратомъ), съ честыо прпгласплъ его къ своему двору, отправивъ за нпмъ пятпдесятпвесольный корабль. Прп двор Гпппарха начался для А. третій періодъ его жнзни, тоже оставпвшій сл ды въ памяти потомства, особенно въ А пнахъ. Онъ былъ уже пожплымъ челов комъ, еъ с дыми волосамп п бородою, по охотно отдавался любвп къ молодымъ красавицамъ (Каллпкрпт , Астернд , Мстст ), хотя эти посл днія подчасъ п непочтптельно относплпсь къ его с дин (въ род той лезбіяшш, которой посвяпі,ено одно изъ нсыногпхъ сохранпвшпхся его стпхотвореній). Къ тому же врсменп относптся п его знакомство съ Ксан пппомъ, отцомъ Псрпкла — тогда очень молодымъ чолов комъ, — а равно u съ Крптіемъ, в роятно д домъ зпаменптаго тпрана, за что онъ былъ поздн е восп тъ этпмъ посл дипмъ. Въ А пнахъ память объ А. была ув ков чена статуеіі на акропол : она представляла его поющпмъ подъ вліянісмъ вакхпчсскаго возбужденія. Этой блестящей л;іізнп въ Аепнахъ пололиіло прсд лъ убійство Гнппарха Гармодіемъ и Арпстогптономъ, въ 514 г. Опять настала для А. необходпмость пріискать себ уб жище. Онъ отправился въ ессацу зскаго, А н а к р е о н ъ), древне-греческій лирнческій поэтъ. Род. около 570 г'., въ іонійскомъ город Теос (отсюда его прозвище «тсосскій», илп—у Дерл;авпна и др., ио византійскому произношепію—«тіійскііЬ, изъ 'і'т)То?). Когда въ 545 г. перспдскій полководецъ Гарпагъ, по поручешю Кира, подчниилъ Т осъ персидской властіі, большинство гражданъ оставило свою родпну п осповало на ракіііскомъ поборежь колонпо Абдеру. Есть много основаній предполагать, что среди этпхъ свободолюбивыхъ гражданъ паходплся и А. Его жпзнь среди теосскихъ колонпстовъ въ Абдер мнопшъ напомпнаотъ жпзнь Архплоха на асос ; подъ влшиіоиП) Архплоха паходплся u поэтъ А. въ этотъ равній пе]эіодъ своей д ятельпостп. Т же битвы съ ракійскими туземцаші, то же б гство съ оставленіемъ щита на пол бравп, то жо неудачиое сватовство (имя возлюбенной—«рус&ял Еврііпила), то же желчное пресл дованіе счастАпакрсопхг ь ('А а-лреш^іу пасъчасто,съфраііАНАКРЕОНТЪ 4 70 лію, ко двору Алевадовъ въ Ларисс . Зд сь его сл ды теряются. Вернулся ли онъ па старости л тъ въ Теосъ—не пзв стно. Теосцы сохраннли благодарную память о своемъ знаменитомъ земляк и пзобралгали его, какъ свою м стную святыню, на свопхъ мопетахъ. Умеръ онъ въ глубокой старостп— 85 л тъ; была ли соору:квнпая для него т, Теос могила его настоящой мопілой, плп же кснотафіемъ — р шить трудно. Намъ сохранонъ бюсть А. (съ надписью), на основаніи котораго къ нему можно пріурочпть п статую въ вилл Боргсзе; въ обоихъ пзображеніяхъ онъ предетавленъ со слегка кудрявыми волосами и бородой, съ тонкіши, умш.іми чертаын лица и полуоткрытыми, чувственпыми губами—дрекрасная иллюстрація къ его поэзіп. Изъ этой посл дней намъ сохраншгось лпшь н сколько неболыпихъ стихотвореній, очень пзящныхъ, и масса отрывковъ. Она ве отличается глубиной страсти, но привлекаетъ своей жпзнерадостностью и своимъ добродушпымъ юморомъ. Языкъ очень плавенъ и богатъ, стпхп необыкновснно лопси и благозвучны. А. предпочпталъ маленькія трохаическія и ямбическія строфы, въ род употребляемыхъ п нын , и еще гликонпческія епстемы («мячъ бросая пурпурный мн —Эросъ къ играмъ мепя зовстъ—съ этой р звой малюткою—въ развоцв тпыхъ сандальяхъ»). Изданы отрывки А. въ сборнпк : «Poetae lyrici Graeci», Th. Berg;k'a, т. 1ІІ: позди е въ «Anthologia lyrica» (пзд. ІШІег-Crusius, Лпц., 1897).—Своей славой въ|новыя времена, особсшю въ псевдо-классическую эпоху, А. былъ обязанъ ііе отрывкамъ свопхъ подлшшыхъ пропзведеній, а уц - л вшему сборнику анакрернтіическихъ стихотвореній (всего 60), кбторый, по странному недоразум нію, ему припнсывалп, хотя этотъ сборникъ нпгд не выдаетъ собя за подлпнное пропзведепіе теосскаго п вца, и въ номъ даже иногда говорптся объ А. въ третьемъ лпц , а го заглавіе «'AwxpEovTEias означаётъ (какъ доказываютъ многочпсленныя аналогіи) только істихотворенія въ аиакреонтическомъ дух ». Этотъ сборникъ, повндныому,—студенческій п сенникъ (встр чаются иамеки на трудностъ изученія юрнспрудевціи и риторнкп) изъ ранней визаптіііской эпохи; въ его составъ прпняты н бол е древпія п сни, начниая съ ковца I в ка до Р. Хр. Преобладаютъ два разш ра: такъ называемый геміямбъ («Хочу восп ть Атрндовъ—хочу и Кадма славнть» и т. д.) п такъ называомый а н акреонтпческій стнхъ (тотъ же гсміямбъ, но съ анапэстоыъ въ первой стоп : «Тяжело н быть влюбленньшъ—тяяг ло и быть влюбленнымъ» и т. д.). Какъ вн шняя отд лка стпхотвореній, такъ и поэтпческо ихъ достоинство весьма разлнчпы: встр чаются довольно мплыя вещпцы, но есть и очень манерныя, и нел пыя. Чтобы правпльно оц - нпті. сборвикъ, сл дуетъ помнпть, что анакрсонтизмъ сталъ моднымъ направлепіомъ въ лирик александрійской эпохи и съ т хъ поръ удеря^ался въ лптератур какъ греческой, такъ п рпмской, особенно въ первой. Онъ перегаолъ п въ хрпстіанскую эпоху; ц лый рядъ впзантійскпхі, поэтовъ ппсалъ стпхотворевія въ формахъ п на тсмы этого анакреонтизма (любовь, впно, весна), сплетая пхъ подчасъ съ хрпстіанскиміі темамп (особснно съ прославленісмъ Богородицы). Этотъ византіііскій анакроонтпзмъ пм лъ вліяніе и иа среднсв ісовую поэзію Западной Европы. Но много спльн е было вліяиіе вышсназваннаго п ссннпка особснно въ XYII н ХТІІІ вв., такъ какъ его прпнпмали тогда за п сспвпкъ самого А. Когда ошпбка была обпаружсиа (отчасти уж благодаря Фридриху-Августу Вольф , въ конц ХУІІІ в.), его значеніе пало, т мъ п
Стр.2
471 АНЛКРОТШ- -АНЛКСАГОРЪ бол е, что это совпмо съ крушсні мъ псевдо-классицпзма вообще. Изданъ анакреонтическііі п сенникъ въ т хъ ж изданіяхъ, какъ и подліінный А. Русскіо переводы: отд льныхъ одъ—Ломоносова, Х раскова, Державпна, Гн дпча, Пушкина и мн. др.; полные плп почтп полные—Кант мира (повторепо въ пзданіп Глазунова), Мартынова (1801); Баженова (1861): Водовозова (1888). . 3. логпческоо состояніе пульса, легко узнаваемое прн графпчсскомъ ого пзображеніп нзъ того, что крпвая пульса вм сто того, чтобы круто подшшаться вверхъ, образуетъ многочисленные зубцы. Апакротія плп анакротизмъ, патопзъ Клазоменъ въ ІОІІІИ, творецъ фплософской спстсиы, которая должна быть отнессна къ чпслу попытокъ примпрпть ученіе элейцевъ съ воззр ніямп Гераклпта. Годомъ его рожденія можно счптать 500 г. до Р. Хр. По свпд тельству Діогена Лаэртскаго, около 463 г. опъ переселплся въ А пны и, являясь первымъ насадптелемъ фплософіп въ этомъ город , .сд лалъ его центромъ научнаго двнжеіпя того времени. Занпмаясь фплософскимп, математпческпмп п астрономпческимп пзысканіямп, онъ счпталъ «небо своимъ от чествомъ и созсрцаніо зв здъ задачей своей жпзнпі. Дружба Порпкла навлекла на него въ 434 г. недовольство толпы: обвппенпыіі въ непочптаніп боговъ, онъ оказалея зам шаннымъ въ политпческій процессъ, начатый протпвъ Перпкла, всл дствіе чего ему прпшлось б жать пзъ А пнъ въ Лампсакъ, гд онъ п умеръ около 428 г. до Р. Хр. Въ своей фплософіп А., который «по возрасту старше, по трудаыъ ж перв е Эмпедокла» (Arist. Met. I, 3, 984а, 11), подобно посл днему псходптъ пзъ основного положенія элеііца Парменпда о невозможностп вознпкновенія п уничтоженія бытія и задается ц лью объясппть протпвор чащую этому множественность и пзм нчивость быв а н і я, выставленную еще Гераклитомъ. Неправпльно гсворить о вознпкновеніп и уипчтоженіп,— объявля тъ А. Вещп н возникаютъ п не унпчтожаются, но составляются пзъ уже существугощпхъ частеи п нанпхъж разлагаются. Поэтоыу возппкновеніе сл дуетъ называть соедпненіемъ, а уннчтоженіе—разд леніемъ. Всяко изм неніе—только механпческо перераспред леніе. Совокупность пстинносущаго н можетъ ни увелпчпться, ни уменьшпться; она н можетъ стать меньше ІІЛИ больше себя самои: все равно себ самому. Истпнно сущимъ, соотв тствуіощпыъ бытію Парменпда, является у А. множество п рвпчныхъ веществъ, качествснно неизм нныхъ п в чныхъ; вознпкновеніе быванія изъ бытія объясняется пространственпымъ соединенісмъ и разд леніемъ этпхъ первоначальныхъ вещоствъ, которыя А. называетъ у_р-гцихта Апаксагоръ ('А а^орсч), гр ческіи фплософъ ИЛП с-ёрр.ота, Т.-е. ВСЩи ПЛН с мена. ЭіП /рГ)[Аата разлпчпы по впду, окраск и вкусу и д лпмы до безконечностп, причемъ всегда распадаются на однородныя частп, всл дстві чего Арпстотель называетъ ихъ «подобночастными (та o|j.oio|j.Ep^) элементамп вещей», а поздн йшіе ппсателп—прямо «гомеомсріямп». Въ протпвоположность первпчнымъ веществамъ, вс воспрннпмаомыя вещп сложны и состоятъ пзъ разнообразныхъ гомеомерііі, т сно слптыхъ и см шанпыхъ въ нпхъ. Каждое т ло содержитъ въ себ части другого, пбо какъ могло бы одно образоваться пзъ другого, еслп бы уже не заключалось въ немъ, п.какъ объяснялся бы пероходъ вс хъ, даже самыхъ протнвоположныхъ вещей другь въ друга, если бы вс н было во - ' 472 в с м ъ? Поэтому, ослп намъ кажотся, что продметъ обладаетъ каішмъ-нибудь однпмъ качоствомъ, псключающпмі» друтія, то это происходпгь оттого, что даннаго вощсства въ немъ болыпо, ч мъ другпхъ; въ д йствптельности ж каждый предмегь облада тъ вещоствамп всевозмолшаго порядка, хотя п носптъ имя того, которо въ немъ преобладаетъ. Псрвпчпыя подобпочастныя вещества могли образовать міръ лишь тогда, когда къ нпмъ прпсосдинилась епла, которал внесла въ нпхъ порядокъ и движепіе. Такпмъ образомъ, побуждаемый необходпмостью объяснпть изъ матеріи начало двпжонія п гармопич ски стройпый р зультатъ го—вселепную, А. вводитъ въ свою фплософію понятіе vooj, т.- . духа пли разума. Возникшее по апалогііі съ чолов чсскпмъ умомъ понятіе ои« не всегда свободно у А. отъ матеріальной прпм сп п пошшаотся пыъ скор всего какъ мыслящее вещество, двпжимое самимъ собою, напбол е легкое, тонкое ІІ чпсто пзо вс хъ остальныхъ. Его сл дуетъ мысліпь едпнымъ, такъ какъ порожденныГі нмъ шіръ образуетъ единое ц лое. Его д ятельность—мышлеиіе; отъ остальныхъ вещой опо отлпчается простотой сущности, мощью п знапі мъ. Въ то время какъ въ вещахъ вс сложно и см шано, разумъ отд леиъ отъ всего; онъ простъ, однороденъ и н пм етъ разлпчныхъ составпыхъ частеіі. Оиъ повсюду равенъ самому себ , такъ что живыя сущ - ства могутъ разлпчаться только по степенп, а но по качеству находящагося въ нихъ духа; посл дній подобенъ себ п въ маломъ, п въ велпкоыъ. Разуму должна прпнадлел;ать абсолютная влаеть надъ веществомъ, двіпкопіе котораго можетъ порождаться только пмъ. Ему же прпсущ неограниченное знаніе, пбо лпшь при помощи такого знанія онъ молссть внести въ міръ гармонію и быть vouj 5tay.ocj|j.o)V та т.а та—«умОМЪ, ВС ПрПВОДЯщпмъ въ порядокъ». Д ятельность voSt, какъ міроустроптельнаго припцппа, особенно важна А. для объяспепія механпзма ыірозданія. Міръ, по прпзнанію А., пм етъ начало во врем ни. Для возішкновенія его изъ первоначальпаго хаоса разумъ (voOt) возбудплъ въ опред ленномъ пупкт кругово вращательноо двпженіе, которое, расширяясь, захватывало все бблыпі круги. Благодаря своей н - обычайной быстрот , это вихрсвое двилісні вызвало разд леіні вещества. Сперва отд лшшсь дв болыпія протпвоположныя массы: св тлое, тепло , легкое, сухое, съ одной сторсшы, и темное, холодно , тяжелое, сырое—съ другой. Первую пзъ этихъ массъ А. называегь э иромъ (ccl^p), вторую—воздухомъ (а^р). Воздухъ, какъ бол е тяжелый, былъ отт сиенъ въ ссредпну и сгустплся въ воду, землю и камнп. Оторванны сплой кругового двпженія камнп, раскалпвшись въ э пр , образовали солнц , и другія небссныя св тнла п носятся вокругъ .землп; сначала онп двигались въ горпзонтальномъ направленіи, но теперь, всл дствіе наіиіоненія з мвоіі осп, двпжутья подъ угломъ къ нсй. Солпц высушпло зсмлю, которая первоіг.чально находнлась ВЪ ІІЛООбраЗНОМЪ СОСТОЯНІП, И ИЗЪ С МЯНЪ (а-Ер[Шта), наполняющпхъ воздухъ и э пръ, па пей развилпсь жпвыя сущоства, одушсвляюідій прппцппъ которыхъ—разумъ ( оо?). Земля—плоскііі цилпндръ, пом щающіііся въ центр ыіровой спстемы; солнд и луна всого блпжо отстоятъ отъ нея. Заігатересоваішыіі, какъ п болыпішство ученыхъ древняго ыіра, вопросомъ о затменіяхъ, А. ул;е объясияегь затменіо солпца временпымъ нахожденіемъ луны меліду землей и солпцемъ, затмспі луны—т ныо, бросаомой зсмлею, а также прохождепіемъ посто
Стр.3
473 АНАК.СІІМАНДРЪ—АНАКСИЫЕНЬ роинихъ, невидпмыхъ иамъ т лъ между землей u лупой. Луну А. считаетъ обптаемой, св тъ жс ся объясняетъ отраженіемъ солнца. Сущсствуетъ только одпа міроваи спстема; за пред ламп ея простираотся бсзконечпое вещество, отд льныя частп котораго постоянно вс снова и снова вовлекаются въ пепрорывно расширяющесся круговое лвіізкеніе. Такпмъ образомъ, при построеніи своей снстемы А. прсдпочптаетъ пользоваться мехапіічесішмп законами п прпб гаеть къ разумулишь тамъ, гд эти заісопы оказываются безсильными. Разуыу прпшісывается возбулсденіе перваго толчка; дальн йшее двил;сіііо развивается зат мъ механпческп, въ паправлеиіп, жолательномъ для разума, причемъ о бол е активномъ вм шатсльств посл дняго, о его ц лесообразной д ятсльностп А. не упомпнаегь. Занятый, главнымъ образомъ, вопросами фіізшш, А. не выводптъ вс хъ сл дствій, вытекающпхъ изъ понятія всев дущаго зодчаго міра, п сп шптъ поіпгауть телеологическін путь, на который его наталкпваетъ «созерцапіс зв здъ», чтобы переіітп къ ыехашіческпмъ объясненіямъ. Въ ученіп о чувственномъ воспріятіи А., вопреіш шп нііо, распространенному въ его время, утверждаетъ, что подобно не ыожстъ быть воспршшто подобнымъ, такъ какъ прн этомъ не происходптъ нпкакой перем ны. Чтобы быть воспрпнятымъ, воспршишаемое должно отличаться отъ воспріпіпмающаго; сл доватсльно, мы воспрпнимаемъ только протпвоположпое. Яо въ такомъ случа этпмъ путемъ, нсточно п іш етъ лншь относптельное значеіііе; чувства не въ сплахъ познаті. истішу, которая доступна только разуму, свободному отъ всего чувствешіаго. Ученикъ А., А р х е л а й, оставался в ренъ, главнымъ образомъ, физпчесшшъ теоріямъ учіітеля, въ остальпыхъ же пупктахъ, двпжішый л{еланіемъ смягчпть его дуализмъ, снова сильпо приблизнлся къ іоніііскому гилозопзму.— Отрывкп, повпдиыому, едішствеішаго оставленнаго А. сочпненія, озаглавленнаго «Пері tpucssio;» (о прпрод ), собраны у Schaubach'a (Лпц., 1827) и Schorn'a. (Боннъ, 1829).—Ср. P. W. A. М u 11 a с h, cFrag. philos. graecx» (П., 1861—81); Panzerbietor, «De fragmcntorum A. ordine» (Мсіінингенъ, 1836); Breier, «Die Philosophie des A. nach Aristoteles» (Берлпнъ, 1840); Zevort, «Dissertation sur la vie et la doctrine d'A.» (TI., 1843); Alexi, «A. und seine Pliilosophie» _(Неи-Руппинъ 1867); M. Heinze, «Deber den vou« des A.» («Ber. d. Siicbs. Ges. d. W.», 1890); C. H. T p y б e ц к o fi, «Метафпзпка въ древней Греціиг (М., 1910, стр. 343 и сл.); П. Г. Р дкпнъ, «Іізъ лекцій по исторіп фплософіп права» (т. II, СПБ., 1889, стр. 251 п сл.). познаніе, пріобр таемое намп Н. Апакспяіапдръ ('AvaSijAavSpo?), грсческііі натуръ-философъ изъМплета,жіівшііі молгду 610 п 547 гг. до Р. Хр., былъ вторымъ изъ представителой іоніііской гплозопстпчсской школы, учившсй о едпнств лиівой первоматеріп, образовавшей міръ. Его сочиненіе, паппсапное прозоіі u озаглавленпое «Пері <ризеш«» (о природ ), было пзв стно поздп іішпмъ в камъ антпчнаго міра, но пропало очепь рано. Запятый, какъ и вс остальны мплетскіе иатуръ-фплософы, вопросомъ о первооснов вс хъ вещей, А. можетъ быть назвапъ порвымъ мстафпзпкомъ, такъ какъ въ поискахъ псрвоосновы онъ переходитъ отъ конкретнаго къ абсграктноыу u, по сравнепію съ алесомъ, д лаетъ шагъ впередъ, пбо но нщетъ этой порвоиричины ъъ одпоыъ изъ данныхъ въ опыт всщсствъ, а мыслптъ ое какъ вещсство вообще. По его мн нію, псрвоматерія долясна быть безконечной, чтобы не исчерпаться прн пороладсніп вс хъ суіц - ствующпхъ веідей. Поэтому А. говорпгь: п е р в о474 пачало (архі) есть Безпред льное(то сіпеіро ). Везпред льное безконечно во времспп п пространств п неопред лпмо качсствснно; оно всо объеылетъ п вс мъ управляетъ. Несмотря на неопред лпмость Бозпрсд льнаго, А. все же пониыаетъ его какъ вещоственную субстаицію, качества и потенціи которой, однако, остаются невыясненнымп какъ имъ, такъ u поздн йшимя его пстолковатслями. Отд льныя вещи выд лплнсь изъ Безпред лі.нахо путем-ь обособленія противоположностей. Прежде всего выд лплась противоположность т е п л a u холода; изъ см шенія пхъ получплась влага, ісоторая является с менемъ міра, его основной стпхіей. Изъ влагп осажпвает&я земля, зат мъ, воздухъ и всеохватывающая раскаленная огнепная сфера. Эта огненная сфера, разорвавшись, образовала кольцсобразиыя, наполиенныя огнсмъ трубки, которыя прпводятся въ двплгеніе точеніеыъ воздуха и вращаются вокругь землп въ ваклопномъ горизонтальномъ направленіи. Пзъ отверстііі этихъ трубокъ видснъ, находящіііся въ пихъ, оговь, являющійся намъ, такиыъ образомъ, солнцемъ, луной и зв здамн. Такова была псрвпчпая форма теоріи сферъ, возникшая въ космологія древняго міра. А. дрсвніе прпппсываютъ іі составленіе первой географпческой карты. Земля, по его мн иію, пы етъ форму цплвндра. Благодаря вя одинаковому разстоянію отъ гранпцъ міра, она остается въ состояніи равнов сія. Первоначально з мля была покрыта водой п лпшь постепенио высохла; людп u вс жпвотпыя былп сначала рыбообразнымп u жнли въ вод , u только постепспно прпспособплпсь ісъ жизнп на суш . Бсзпред льной матерін прпсущ в чпое двпженіе; она двііжется, поролсдая безконечныіі рядъ ліровъ, каждый пзъ которыхъ, разрушаясь, снова возвращается въ первоначалышй хаосъ. И вс отд льныя, качсственно оиред лснныя вещи, которыа вознпклп пзъ Безпред льнаго, въ пего ж u возвращаются, осуществляя в чный кругообразный жпзнснныц процоссъ. Понимая этотъ обратный переходъ какъ актъ искупленія п возлсздія за сд - ланную несправедлнвость, А., въ единств нномъ, дословно дошедшемъ до насъ отрывк (Simpl. Phys., 6 ч. 24, 13), поэтичио говоритъ: «изъ чего пропзошлн вс вещп, въ это он , погіібая, и обращаются, по тробованію правды, ибо пмъ прпходіітся въ опрод ленномъ порядк временп претерп вать за неправду кару в возмездіе». — Ср. Aristote, «Physique» (пер. Barthelemy Saint-Hilaire, П., 1802, 2 тт., I, 1, с. IVj I, III, IY п УІі); Simplicius, «Commentarii ausculationis libros» (Вспеція, 1526); Themistius, «Paraphrasis in Aristotelis physicam» (Beиеція, 1670); Hitter , «Geschichte der ionischen Philosophie» (Борлннъ, 1821); Seydel, «Der Fortschritt der Metaphysik unter den ilitesten ionischen Philosopheu» (Лпц., 1861); P. Tannery, «Pour I'histoire de la science hellfene», I (IL, 1887); Schleiermacber. «tJber die Lehre des Anaximandros» (Б., 1815); Btls^en, «Ueber das azeipov des A.» (Впсбаденъ, 1867); Neuhuuser, «A. Milesius» (Бопнъ, 1883); M. Карпнскій, «Безконечное A.» («Журн. M. Н. Пр.», 1890, №№ 4 u 5); С. Н. Трубецкой, «Метафизпка древнсй Греціп» («Собр. соч.з>, т. Ш, стр. 142 сл. М., 1910); П. Г. Р дкпнъ, «Лекціп по исторіп философіи права» (т. III, стр. 29—42). in octo Aristotelis pbysicae В. Нев: нпкъ Анакспмандра, жнвшій прнблизительно между 588—524гг.до Р. Хр., третііі патуръ-философъ іонійской школы гнлозонстовъ, которая хот ла вывести все многообразіс міра пзъ едпнаго начала,—изъ Аиаксимепть ('Ача^іцёч )?), изъ Милста, уче
Стр.4
475 АНАЛАВЪ АНАЛИЗЪ первоматеріи, прнчемъ попішала эту п рвоматерію какъ истинпое бытіе п жпвой, одушевленпый прппципъ веякаго двпженія и изм пепія. Сист ыа А. являетм попыткоіі объедпненія метафпзпческаго представлопія о первопачал Анаксимандра съ конкретнымъ, чувствепнымъ понпманіемъ алеса. Подобво иеаіду качсствепно опред леннымп вещами, но въ то ж врсмя счптаетъ обязательнымъ требовать, всл дъ за Анаксимандрошъ, чтобы это міровоо вещество было безпрсд льно. Такииъ требоваиіямъ, цо его мн нію, удовлотворяетъ в о з д у х ъ, и А. объявляетъ его безпред льнымъ п рвон а ч а л о м ъ. Воздухъ кажется сму самьшъ жпвымъ п в чно-подвижнымъ эломсптомъ, способнымъ лучше вссго объяснпть основы жпзші п двіілсенія; кром того, онъ полагаетъ, что п челов ческая душа состоптт. пзъ воздуха, о чемъ свпд тольствуетъ доіЕодшее до насъ положеніе его фплософіп, гласящес: «Какъ душа наша, будучи воздухомъ, содержитъ насъ во-вдпно, такъ дыханіе п воздухъ охватываетъ всю вселепную» (Plut. plac. I, 3. Dox. 278). Всо существующсе пропзошло изъ воздуха, благодаря прпсущему ому в чпому двпженію, путемъ сгущенія п разр женія. Разр женіе толсественно съ нагр ваніемъ, сгущеніе—съ охлажденіемъ. Путемъ разр женія изъ воздуха образовался огопъ, путемъ сгущенія сначала в теръ, потомъ облака, вода, земля п кашіп. Воды землп, пспаряясь, обратплись въ огонь, который зажегъ солнце, луну п вс небесныя св тпла. Небо представлялось А. неподвпжнымъ КІПОЛОМЪ съ прпкр плеипыып къ пему зв здамп, вращающпмся вокругъ земли «какъ шашса вокругъ головы»; внутрп купола, охвачепныо воздушнымъ теченіеыъ, двпжутся солнца, луна п другія небеспьш т ла, а въ центр паходпт&я земля, нм ющая форму плоскаго дпска. — См. лпт. объ Анаксимандр .—Ср. Schmidt, «De Anaximenes philos.» (Іена, 1869). алесу, А. снова ищетъ первоначало B. Bee. отсутствіе болевого ощущепія; бываеть плп частичнымъ явленіемъ полной анэстезіп, при которой, кром способностп болсвого ощуідепія, утрачивается также осязаніе п вообщо способность къ воспрпнятію какнхъ бы то нп было ощущеній, пли ліе является въ форы частпчной анэстезіп, прпчемъ чувство осязанія остается вполн плп лпшьчастыо. Посл днее наблюдается временно прп хлороформпрованіп, а такясе постоянно при пзв стішхъ бол зняхъ сппнного мозга, прн тяжелой пстеріп и нныхъ нервных-ь бол зняхъ. Апалаві», см. Парамандъ. Апалгсзія: плп аналгія, безчувственность, кпхъ стнхотворепій илп статеекъ, пли избраниыхъ м стъ п пзреченій, препмущественно изъ сочпненій поэтовъ. Аиалекты {греч. а аХехта), сборппкп мелЭтимъ пменомъ называлп также солнечные часы,. па которыхъ означалпсь зодіакъ ц продолжптельность дня для разныхъ параллелей. Апалетіиа, особый впдъ астролябіи (см.).— медпцпп т возбуждающія п укр пляющія средства, которыя въ небольшпхъ колпчествахъ въ состояніп быстро поднять п поддержать угасающую жпзпед ятельность оргапизма. Он очень быстро всасываются въ кровь u д йствуютъ возбуждающимъ образомъ на нервпые центры. Къ этпмъ средствамъ принадлелсатъ э пры, мускусъ, алміакъ, камфора, эепрпыя масла, вино и алкоголь, рпзведепный настосмъ ароматпческихъ, бальзампческихъ и горькпхъ травъ. Посл дпія назыоаются тавзве средствамп. возбуждающпми д ятельность Апалсптіта, греч., такъ называются въ 476 сердца (Cardiaca). А. употробляются пронмущоствоішо при разлпчныхъ нервпыхъ страдаиіяхъ, при общемъ ослаблсніп организма и въ особенностн прп такъ называсмомъ коллапс . лрпбора, прп помощп которои пзсл дуется, анализпруетея полярпзовапный св тъ, получопный другой частыо прпбора—полярпзаторомъ. Въ «поляризаціонныхъ мпкроскопахъ», употребляемыхъ прп мппералогнческпхъ пзсл доваиіяхъ, въ качсств А. и полярпзатора служатъ такъ называемыя Николевы прпзмы (см.). Апалнзахоръ, та часть полярпзаціонпаго ніп этого словаесть душевнаяд ятельность, разлагающая ц луюмысль па ея составныя частп, въ протпвоположность сиптозу—д ятельностп, созпдающей ц лое изъ частей. Такъ какъ всякая д ятольность мышлепія состоптъ пзъ такого разлагапія (а аХбеі ) п слагаиія (ои^тіО-^л), то А., какъ п протпцоположпыіі- ему спвтезъ—не научпыіі методъ, а одно пзъ двухъ необходішых7> направленій мышлспія, такъ т сно связапныхъ мел;ду собою, что разд лить ихъ можно только въ отвлечспш. Однако, какъ паучный хермпнъ, слово А. п пропсходящее отъ него — аналптпка употребляются не всегда въ этомъ самомъ общемъ своеыъ значепіп; пмп обозначаюп, пногда изв стные методы пзсл довапія п протпвопоставляютъ ихъ н толысо спптезу, но также демопстраціи п діалектпк . А., какъ протпвоположность демонстраціп, есть самое дрсвнсс употребленіе этого термина, встр чающееся въ Греціп задолго до Арнстотеля. Въ математпк оно сохраіінлось и до спхъ поръ въ томъ ж здачоніп. Въ этоыъ смысл А. есть мстодъ пзсл дованія, восходящій отъ непзв стнаго къ пзв стному, тогда какъ демонстрація (называемая, впрочеыъ, также синтстпчесішмъ методомъ), д йствуетъ обратнымъ путемъ, нпсходя отъ изв стнаго къ неизв стному. Аналитнческій методъ употребляется, главнымъобразомъ,для р шеній задачъ п геометрпческпхъ теоремъ u состоптъ вътомъ, что нензв стное предполагаотся найдевнымъ, u выводятся вс сл дствія, вытекающія изъ этого предпололгенія. Изсл дованіо ведотся до т хъ поръ, пока оно не натолкнется на положепіе ужс доказанное, которое п подтверл;даетъ плп опровергаотъ прпнлтое предположеніе. Такпмъ образомъ, А. въ данномъ случа является спноппмомъ пзсл дованія, исканія по частямъ попзв стной пстігаы, въ протпвоположность демопстрированію плп доказательству, котороо есть выведеніе сл дствій пзъ пстпны, достов рпо пзв стной. Въ фплософію этоть тсрмпнъ проипкъ благодаря Арпстотелю. Посл дній назвалъ аналитпкой ту часть свооіілогикп, которая занпмается пзсл дованіомъ спллогпзма. Аиалптика Аристотеля пзсл дуетъ т условія, которымъ должно подчипяті.ся разсуждоніе, чтобы выводъ явился обязательнымъ п необходимьшъ. Тутъ зам тна аналогія съ пріемамн математпческаго А.,. откуда Арпстотель запмствовалъ этотъ термпвъ. Однако, Арпстотель протпвополагаотъ аналіітпк по демопстрацію, которая, напротпвъ, входптъ въ оя составъ, а діалектпку; посл дняя н занпмастся пзсл - довапіемъ достов рпости условій, которымъ должно подчпняться доказательство, а псходптъ изъ положеній не достов рпыхъ, но в роятныхъ, п развпваотъ ихъ, выводя пзъ нихъ сл дствія логпчсскпмъ путемъ. Такпмъ образомъ, Аристотоль понішаотъ діалсктику въ обычномъ тогдашпемъ смысл этого торыииа, т.-е. какъ искусство вестп разговоръ п подбирать доказатсльства, аналішіку же—какъ крптішу условій достов риости. Въ поздп ншеіі фплософіп до Канта термпны А. п спнтезъ употребллются въ двухт. Аиализъ Cj6iMocog5J, въсамомъобщомъзначе
Стр.5
Новый_энциклопедический_словарь__[под_общ._ред._К._К._Арсеньева]_Александр_Ягеллон_-_Антидор._Т._2_(2).pdf
Зам ченныя опечатки и погр шности. 1 томъ. Cm. 852 Cm. 405 778 779 878 Строка: 6 св. Строка: 25 сн. 26 > 27 св. 14 сн. Напечатано. бобовыхъ растеній II томъ. достроить для соединенія занішала Falluti Шапечатано. Созомела Сл дуетл: маковъ (ігш ница) построить оть Коканда для соединенія запималъ Fallati Смьдуетъ: Созомона Въ объясн ніп таблицы II «Австраліііскія д океанійскія плем на>: взтсто: 8. Островптянка съ Гервейскихъ острововъ сліьдуешъ: 8. Островитянішъ еъ Гервойскпхъ острововъ.
Стр.1