Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Новый энциклопедический словарь / [под общ. ред. К. К. Арсеньева] Головнин - Гривица. Т. 14 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБрокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823)
Издательство[Б.и.]
Страниц604
ID81552
Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823). Новый энциклопедический словарь / [под общ. ред. К. К. Арсеньева] Головнин - Гривица. Т. 14 / Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823) .— : [Б.и.], 1910 .— 604 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/81552 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бол е значителыш no объему статьи XIV томаь ГОЛОВНОЙ МОЗГЪ . " Іт, гтг Головные н рвы Головоногія Голодані Голодъ _ Голотуріп Голубинскій, Евг ній Евсигн впчъ Гольбахъ (философъ) Гольб йнъ (с мья н м. художннковъ) Гом ръ Гомстэдъ Гон ні хрпстіанъ • Гонораръ Гончаровъ . <...> Г о л о в н о й МОЗГЪ НОЗВОПОЧПЬІХЪ (къ которымътолько, строгоговоря, н можегь быть приНоішн ОИЦТІКЛ оподцчссиііі Оловаіи., т. <...> Прочая часть передняго пузыря образуетъ промежуточный мозгъ (diencephalon s. thalamencephalon), вн три коего заключенъ третій жел 1 3 Головіюіі МО;ІГЪ ]І(І;ІЦОН(ІЧІІЫХЪ 4 дочекъ. <...> Задній пузырь зачатокъ новаго обонятельнаго центра—hippocam (rhombencephalon) д лится на дв частн: п ред- pus) всл дствіо того, что въ ст нк полушарііі иаиюю—заднііі мозгъ (metencephalon), нли мозжечекъ чшіаетъ развиваться и достигаетъ нанболыпаго вы(cerebellum), и заднюю—посл дній (myelencephalon) раженія у млотсошітаюіцнхъ новыіі pallium (neopal или продолговатый мозгъ (medulla oblongata), прн lium), пм ющііі ужеиныя фушсцін. <...> Между полушаріями можетъ устаст нку, образуя такъ назыв. pallium (s. episphae- • иавливаться связь ирп помощи н сколькпхъ коммнсrium). <...> Мы вид ли, что въ углубившейся между полуnia, у Amuiota эта ст нка образуетъ богатыіі гангліозныып кл тками п достигающій у млекопптаю- шаріями иер дней ст <...>
Новый_энциклопедический_словарь__[под_общ._ред._К._К._Арсеньева]_Головнин_-_Гривица._Т._14.pdf
Стр.1
31 ІІІІ/І I новыи W I о Четырнадцатый томъ. Головнинъ—Гривица. - D1 ь. ИЗДАТЕЛИ: Ф. А. БРОКГАУЗЪ (ЛеГшцига)И. А. ЕФРОНЪ (С.-Петербургь). <\Ші> С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Тіпдграфія (тіііиернагі Общеспа "Бріікгатзі-Ефрлііі'- ПрачешішІ, б.
Стр.2
новый ЩІЖРШІШМ
Стр.3
\ 'Sh 2007042587
Стр.4
овы щііірші ит\ Четырнадцатый томъ. Головнинъ—Гривица. ИЗДАТЕЛИ: Ф. А. БРОКГАУЗЪ (Л йпцигь). И. А. ЕФРОНЪ (С.-П т рбургъ). D. С.-ПЕТЕРВУРГЪ. Гшгцфііі Диціівериіго Обідеша •Вровгауіі-Еф>о«ъ.. ПмчіШіиІ, I.
Стр.5
Новый_энциклопедический_словарь__[под_общ._ред._К._К._Арсеньева]_Головнин_-_Гривица._Т._14_(1).pdf
509 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВ ТЪ образованій, которыя зат мъ обсуждались въ Г. сов т . Посл вс хъ этихъ пзм непій организація Г. сов та (по Учрежд нію Г. сов та въ 1901 г.) опред лялась сл дующимъ образомъ: «Въ порядк государственныхъ установленій Г. сов тъ составляетъ сословш, въ коемъ вс части управленія въ главныхъ ихъ отношеніяхъ къ законодат льству соображаются п ч резъ него восходятъ къ Верховноіі Имп раторскон власти (ст. 1). Заключенія Г. сов та пріемлютъ силу лишь д йствіемъ Саиодержавной Власти» (ст. 2). Пр дварительному обсужденію Г. сов та подл жалн законопроекты, отм на, нзм нені п дополнеыі закоиовъ и пзъясненіе ихъ смысла саынмъ законодателемъ (аутентическо толковані законовъ). Въ порядк государственныхъ д лъ должпы были поступать предварительно на уваженіе Г. сов та: м ры u распоряж - нія общія, пріемлемыя къ усп шн іішему исполяепію законовъ, общія внутреннія н ры, въ чрезвычайныхъ случаяхъ прі млемыя: объявлепіо воины, заключеніе мира u другія важныя военныя м ры, когда по усмотр нію обстоятельствъ, ыогутъ он подлежать предварительному общ му соображенію, росппсь доходовъ и расходовъ и см ты министерствъ п главныхъ управленій, д ла о деиежныхъ изъ казпы асснгнованіяхъ, н которыя другія указанныя закономъ фішапсовыя д ла, вс вообще штаты, отч ты государствепнаго контроля по нсполненію росппси, кассовые отч ты министра финансовъ, годовые отчеты банковъ: государственнаго, дворянскаго н крестьянскаго, государственныхъ сберегательныхъ кассъ п ссудныхъ кассъ, д ла о слоліеиіп недонмокъ а казенныхъ взысканііі; д ла объ отчужденін государственныхъ доходовъ и имуществъ, требующія Высочайшаго соизволевія, u д ла о вознагражд ніп частыыхъ лицъ за отчуждаемыя нмущества, д ла объ учр жденіи запов дныхъ іш нііі, объ утвержденіи въ почетныхъ достоішствахъ u передач дворянамп фамилій; см ты и расходы земскихъ повпішостен въ ы стностяхъ, въ коихъ не введены земскія учр жденія; объ отм н постановленій з мскпхъ собраній ІІ городскихъ дуиъ по ихъ нец лесообразности, если такая отм на вызыва тъ повышені обложенія протіівъ опред леннаго этіши общественныыи установленіямп; д ла объ отв тственности за нарушені долга службы членовъ Г. сов та, мішіістровъ, главноуправляющпхъ отд льными частями, г нералъ-губернаторовъ и главноначальствующаго на Кавказ , u о преданіи суду за преступл шя должностныхъ лицъ, заннмающихъ должности порвыхъ тр хъ классовъ, и высшихъ военачальствуюпціхъ лицъ; д ла изъ общихъ собраній сената, на основаніи его учр жд нія поступаюідія, а тавжо д ла по разномысліямъ сената п адмнралт йствъ сов та; д ла объ учрежденіп акціонерныхъ коыпаній, когда посл днимъ псирашиваются особыя привил гіи. Въ оов тъ вносплпсь п другія д ла иа основаніи особенныхъ узаконеній, а такж по особымъ Высочайшнмъ пов л ніямъ. Кром того, закоыъ опред лялъ, что сов тъ мож тъ получить и чр звычайныя полномочія; въ случа продоляштельнаго н дальняго отсутствія Императорскаго Велячества, Г. сов гь уполномачивается д йствовать съ той властыо, какая на сей случай прцсвоена му буд тъ. Степень и пред лы сей влаоти опред ляются каждый разъ особымъ Высочаіігаимъ повел ніемъ. На основанія учрежденія 1901 г. разсмотр нію Г. сов та подл жали такж «про кты законовъ, кои д йствуютъ на вс мъ пространств Имперіи со включ ніемъ Велнкаго Княжества Фннляндскаго, равио законовъ, прим няемыхъ въ пр - д лахъ Велпиаго Кияжества, если они насаются 510 ваемыхъ», которыя ыогли занимать, вм ст съ т мъ, государственныя должности. Миннстры былп членами Г. сов та по самому ихъ званію. Г. сов тъ состоялъ изъ общаго собранія и 4 департаментовъ: 1) закоповъ, 2) д лъ граікданскихъ u духовныхъ, 3) государственной экоиоміи и 4) промышл нности, наукъ и торговли. Пр дс дателемъ Г. сов та (въ его общеыъ собраніп) счптался Императоръ, но на случай его н пріібытія (государп р дко прпсутствовали въ сов т ) жегодно монархомъ назначался предс дателемъ общаго собраыія Г. сов та одннъ изъ членовъ Г. сов та. Каждый департаментъ Г. сов та составлялся изъ назначаемыхъ ежегодно Высочайшей властыо предс дателя и членовъ д партамента не мен е трехъ, но въ зас даніяхъ департаментовъ могли принимать участіе, по приглашевію предс дателей, ичлены другихъ департаментовъ. Въ департаменты (но н въ общее собраніе) могли быть прцглашаемы ихъ предс дателями и другія лица, «отъ копхъ по свойству д ла можно ожпдать полезныхъ объясненій», но безъ права голоса. Общее собрані соетояло пзъ вс хъ членовъ сов та, какъ зас дающпхъ въ департамент , такъ и не присутствующпхъ въ инхъ. Мпніістры должны были присутствовать въ общемъ собраніп, но моглп зам нять себя своими товарпідамп. Прп обеужденіи законопроектовъ, касающихея Финляндіп, должны были присутствовать такж u финляндскій генералъ-губернаторъ, министры, статсъ-секр тарь Великаго Княжества Фпнляндскаго, й особо назнач нны монархошъ къ приеутствію въ сов т , прп обсужденіи этихъ д лъ сенаторы Имп раторскаго финляндскаго сената. Какъ u въ настоящее вреыя, д лопропзводство возлагалось на состоящую при сов т государственную канцелярію, разд ленную на н сколько отд леній, на которую возлагалась (по отд ленію свода Законовъ) такж огромноіі важностп задача— разработка ІІ изданіе свода законовъ u м стныхъ узаконеній Росеійскоіі Имперіи н полнаго собраніязаконовъ. Во глав государственнон канцеляріи былъ поставленъ. какъ и нын , государственный' с кретарь. При Г. сов т состояло,существующе итеперь, особое присутствіе для предварительнагоразсмотр - нія Вс подданн йшпхъ жалобъ на опред ленія департаыентовъ общегосударственныхъ потребностей или находятся въ связи съ законодательствомъ Имперіи». Д йствіе этого постановленія было пріостановлено манпфестомъ 22 октября 1905 г. «о м рахъ къ возстановленію законом рнаго порядка» въ фннляндскомъ кра . Г. сов тъ состоялъ изъ сособъ Высочаіішей дов ренностью въ сослові дризына разр шені монарха мимо сов та. Разсмотр нныя Г. сов томъ д ла представлялись на Высочайшсе усмотр ніе государственнымъ секретаремъ н въ журналахъ, подппсанныхъ вс ми члепами, а въ краткихъ по особой форм пзвлеченіяхъ изъ нихъ— меморіяхъ. Монархъ могъ утвердить любо изъ высказанныхъ мн ній, или же постановить свою еобств нную резолюцію. Утвержденныя государемъ днногласныя мн нія и мн нія болыпинства сов та назывались «Высочайше утверждевнымп ын ніяші Г. сов та». Собственноручное Высочайшее подписаніе, которое выражалось въ подписи «Быть по сему», требовалось лишь при утвержденіи: 1) всякаго новаго закона, устава или учрежденія (не ствуіощаго сената. Заключенія этого прпсутствія шли непосредственно на усмотр ніе монарха. Д ла въ Г. сов тъ ветупали или отъ минпстровъ, плн по особымъ Высочайшішъ повел ніямъ. Никакое д ло, подлежащее по учрежденію сов та го предварительному разсмотр нію, н могло идти правитель
Стр.1
511 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВ ТЪ | ственности. Государственвыіі же секретарь выставлялъ время п м сто утвержденія. По прочпмъже д - ламъ утвержденіе совершалось путемъ ІВысочайшііхъ иовел ній, объявляемыхъ предс дателемъ Г. сов та, при чемъ если такое д ло р шено было въ сов т диногласно, илп государь утверждалъ мп ніе большивства голосовъ, то за подписью предс дателя п скр пой государственнаго секр таря д лалась отм тка объ утверждевіи государешъ и повел ніи исполнить «воспосл довавшаго мн нія въ общемъ собраніи (нли цъ департамент ) Г. сов та по такому-то предмету». Во вс хъ ж т хъ, весьма нер дкихъ, случаяхъ, когда Императоръ принпмалъ мн ніе меньшпнства Г. сов та или постановлялъ особенную резолюцію, го, согласно утвержденію Г. сов та изд. 1901 г. ст. 129, такая резолюція исходила не въ форм Высочайше утвержденнаго мн - нія Г, сов та, во по д ламъ законодательнымъ въ впд Именного Высочайшаго указа, a no д ламъ частныыъ въ впд Бысочайшаго повел нія. Словесныя Высочайшія повел нія ооъявлялись Г. сов ту го предс дателемъ. исноввая ц ль учрежденія Г. сов та заключалась въ усовершенствованіи п оформленіи законодательнаго процесса лутемъ проведенія заі:онопроектовъ черезъ спеціально оргаицзованное законосов щателііное учрежденіе. Во Всеподдавн йшемъ отчет Г. сов та 1810 г. Сперанскій пвсалъ, что ссов тъ учрежденъ, чтобы властп законодательноп дать первыи видъ, первое очертавіе правнльвости, постоянства, твердостп ІІ разнообразія. Въ семъ отношенін онъ исполвилъ сво предначертавіе... Однпмъ симъ учр жденіемъ сд лаыъ уже безм рный шагъ отъ самовластія къ пстипнымъ формамъ ыовархическимъ»'. Благодаря существованію Г. сов та, законодательная д ятельноеть получила д йствительно н сколько бол е опред ленныя формы, и заковопроекты могли получать бол е шпрокое осв щеніе. Сов тъ до изв стной степеви служнлъ п коррективомъ къ крайвему развитію личнаго начала въ нашемъ высшемъ государственномъ управлевіи. Многіе изъ важвыхъ преобразовательныхъ актовъ второй половнны XIX в. нашли въ Г. сов т спльную поддержку. Полезна была u д ятельность Г. сов та (особенно его департамента экономіи) въ области финавсовон. Но, съ другой стороны, д йствительная опр д ленность заководательной формы, ясное отграничевіе законовъ отъ актовъ управлевія u надлежащая свобода законодательнаго обсуждевія не могли быть достигвуты учрежденіемъ Г. сов та. Законы издавались іі помимо обсужденія ихъ въ Сов т . Кром того, Сов тъ не обладалъ правомъ ішіціативы^ a авторитетъ его мв вій далеко не всегда могъ усп шно конкурировать съ бол е сильныши вліяпіями. Главвый ж недостатокъ заключался въ крайне одностороннемъ состав его членовъ, назначаемыхъ и принадлежащихъ исключнтельно къ в рхамъ бюрократическаго міра. Даже коренная роформа сов та въ закоиодательную палату въ 1906 г. въ значит льной м р за нимъ этотъ арпстократическій в чивовный характеръ въ вазначенной части его членовъ; въ выборвой же части на первын планъ выдвинуто представптельство крупнаго землевлад нія в дворянскаго сословія. Съ. учрежденіемъ законосов щательной гос. думы 6 августа 1905 г. ни въ чемъ ве изм нилось устройство и положеніе Г. сов та, какъ высшаго сов щательнаго учреаідевія j сохранила разум я подъ этішъ поясненія пли пополненія существующихъ законовъ); 2) установленія въ пользу казны налоговъ л отм ны оныхъ; 3) штатовъ; 4) росписп доходовъ и расходовъ; 5) отчуждені частной соб512 Имперіи. Установлепо лишь было, что законопроекты, разсматрпваемые думою, должпы были вноснться съ ся заключепісмъ въ Г. сов тъ и по обсулзденіи въ н мъ представляться наВысочайшее благовоззр ніе вм ст съ положеніями сов та. Законопроекты же, отклонснпые болышінствомъ двухъ третей въ дум u сов т , должны былн возвращать&я ыііипотрамъ н могли вноснться вновь лншь съ Высочайшаго соизволенія. Есліі Г. сов тъ затруднялся прннять заключеиіе думы, то по постановленію общаго собранія сов та д ло перодавалось для согласованія мн ній этнхъ учреждепііі въ коыцссію изъ равнаго числа членовъ думы и Г. сов та, при чемъ въ ІСОМІІССІІІ должепъ былъ предс дательствовать предс дат ль Г. сов та нли одпнъ изъ предс дателей департаментовъ сов та. Зат мъ согласптельноо заключеніо этоГі ІІОЫПССІП впоснлосьвъобщее собравіе думы, а зат мъ сов та, а еслн соглашеніе не было выработано, то д ло возвращалось въ сов тъ. Но первенство Г. Сов та, какъ законосов щательпаго учреждепія по сравнепію съ думоіі, ярко выражалось въ томъ, что законопроекты могли постувать къ государю черезъ сов тъибозъ заключенія думы въ томъ случа , если въ течеиіе двухъ н д ль посл ' несостоявшагося по неприбытію заковваго чнсла членовь зас давія думы закоиопроектъ не будетъ вновь иазначенъ къ слушаыію, плн если зас даніе дуыы вновь не состонтся по неприбытію закоинаго чпсла членовъ. Дал е, еслп государь обратнтъ внимаыіе на медлевность разсмотр иія думою внесеннаго въ nee д ла, Г. сов тъ должепъ былъ назна,чить срокъ для заключонія дуиы и, въ случа несообщенія посл дняго къ ііазначешюму сроку, сов тъ разсматриваегь д ло безъ заключепія думы. Манифестъ 17 октября, возв ідавшій объ уставовленіи везыблемаго правила, «чтобы ннкакой законъ не могъ воспріять силу безъ одобренія гос. думы», оставилъ совершенно открытымъ вопросъ о роли Г. сов та. Но въ Высочаіішсмъ манифест 20 февраля вм ст съ возв щеиіемъ о пересмотр н изданіп учрежденія Г. думы было изв щево u объ изм неяіи учреждепія Г. сов та. Г. еов тъ привлекался къучастію въ законодательной д ятельностн на равиыхъ Сті гос. думою правахъ. Въ указ еенату 20 февраля 1906 г. были опред лены изм ненія, которыя, соотв тствоішо кореппому преобразовавію сов та, вносились въ его учреждепіе. При пзданііі новыхъ основныхъ закоповъ 23апр ля 1906 г. были закр плены въ этнхъ законахъ н которыя изъ основныхъ положенііі, отпосящихся къ Г. сов ту. Въ соотв тствіп съ аропзведеннымъ преобразсвавіемъ Г. сов та было издано 24 апр ля 1906 г. вовое «Учреждевіе Г. сов та», которо зат мъ ц ліікомъ введено было въ т. I ч. II кв. I Свода Закововъ (изд. 1906 г.). Въ этомъ д йствующемъ нын «Учрежденіи Г. сов та» Г. сов тъ опр д ляется какъ государственноо установленіе, въ коемъ обсуждаются законодательныя предположевія, восходявця къ верховной самодержаввой власти по спл основныхъ государствеыныхъ законовъ и въ порядк , установл нвомъ въ семъ «Учреждеиіи» п въ учреждепіи гос. думы. Въ основвыхъ JKG законахъ опред леыо, что государь императоръ осущсствляетъ законодательную власть въ едивоыш съ Г. сов трмъ и гос. дуыою, а «заковопроекты, отклоненны Г. сов томъ или гос. думою, прлзваются отклопеиньшн». Ипкакой новый законъ н можетъ посл довать безъ одобренія Г. сов та и гос. думы п воспріять снлы безъ утвержденія Государя Императора. Г. сов тъ и гос. дума иользуются равпыми въ д лахъ законодательства нравамн; но закоподателышя предположе1 нія, за нсішочеяіемъ т хъ, кои предначертаны по
Стр.2
513 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВ ТЪ почпну Г. сов та, сперва разсматрпваются въ гос. дум (ст. 110). Одіпіаковы съ думой по содержанію п ограаиченному объему полномочія Г. сов та въ отношеніи вопросовъ и запросовъ правительетву, а равпо полномочія фннансовыя и бюджетныя, и вообще вся ісомп тенція Г. сов та (см. Гос. дума). Современный нашъ Г. сов тъ, какъ государствеиное установленіе, «въ коемъ обеуждаются законодательныя предположенія», является верхней законодат льной палатоіі. Но, вм ст съ т мъ, изъ дальн іішаго опред ленія организаціи Г. сов та оказывается, что Г. сов тъ является совокупностыо разнородныхъ учрежденій, такъ какъ въ состав Г. сов та состоятъ еще и другія учрежденія: «въ Г. сов т образуются также департаменты п особыя прпсутствія для разсмотр нія д лъ, къ ^ д нію опыхъ отпесенныхъг. Эти перелшпси дореформеннаго строя им ютъ совершенно ипую оргапизацію, іі пвляются лнть сов щательныыи учрежденіями при монарх по н котороіі категоріи д лъ верховпаго управлеиія. Г. сов тъ, какъ занояодательная палата, состоитъ изъ членовъ по Высочаіішему назначенію н членовъ по выборамъ. Предс датель и внде-предс датель Г. сов та назначаютоя елсегодио монархомъ изъ чпсла назначеішыхъ членовъ сов та. Предс датель Г. сов та ежегодно повергаетъ на воззр ніе Всеподданн йшій отчетъ о д ятельности сов та за истектую сессію, и законопроекты, одобренны сов томъ и думою, представляются государю предс дателемъ Г. сов та. Сокретарская часть Г. сов та паходнтся въ зав дывапіп назпач ннаго монархомъ государственнаго секретаря ІІ подв домственныхъ еиу чішовъ государственпоіі канцеляріи. Законоположенія скр пляются государственнымъ секретаремъ. Г. сов тъ состонтъ изъ назначеняыхъ монархомъ членовъ п избранныхъ отъ опред ленныхъ разрядовъ населенія u учреищенін. Ыішистры прпсутствуютъ въ зас даніяхъ сов та какъ законодательной палаты, но голосовать іш - ютъ право, лишь если состоятъ членами сов та. Г. сов тъ является лпшь полупредставительнымъ учрежденіемъ. Въ закон опред лено, что «общее чнсло членовъ Г. сов та, прпзываемыхъ Высочайшею властью къ прнсутствоваиііо въ сов т пзъ среды его членовъ по Высочаіішему назпаченію, пе должно превышать общаго числа членовъ сов та по выбораыъ. Составъ присутствующихъ въ сов т членовъ no Высочаіішему Базначепію можетъ быть пополпяомъ пзъ чпсла чл новъ, какъ непрпсутствующпхъ въ сов т , такъ и внові, назначаемыхъ. Ілены по Высочаіішему назначенію увольняются только по ихъ о томъ лросьбамъ». Составъ прпсутствующихъ въ сов т членовъ по Высочайшему назначенію, а также членовъ по выборамъ ежегодно вублпкуется во всеобще св д ніе. Правптольствеиная практнка, им я въ виду это постановлевіе о еліегодномъ опублнкованіи состава членовъ, прпсутствующпхъ въ сов т , н толкуя слово закона, что «члены по Высочайшему назначенію увольняются только по пхъ о томъ просьбамъ», въ тоігь смысл , что увольненіе назначенныхъ члевовъ по прош нію трсбу тся лишь для ихъ полной отставки, признаетъ допустимымъ по пстеченіи года устраненіе по усмотр нію монарха т хъ или другнхъ назначепныхъ къ присутствованію въ сов т , какъ ворхн й палат , членовъ и зам ну нхъ новымл. Такая практика, весьма сомнителі.ная въ отиошепіи соотв тствія ея смыслу закона, устрапяетъ,. копечно, независпмость назначенныхъ члеыовъ верхней палаты. Что касается выборнаго состава членовъ сов та, то онъ и до нстечеіііл срока его полпомочій можетъ быть обновленъ путемъ т Новыіі Энпиклоподическій Слопарь, т. XIV. 514 назначенія по указу монарха новыхъ выборовъ. Члены государственнаго сов та по выборамъ избііраются: 1) отъ духовенства — православной россійской церкви; 2) отъ губернскпхъ земскихъ собраній; 3) отъ дворянскихъ обществъ; 4) отъ Императорской академіи наукъ и Императорскихъ россійскихъ унпверситетовъ и 5) отъ сов та торговли и мануфактуръ, ыосковскаго его отд ленія, м стныхъ комитетовъ торговли и мануфактуръ, биржевыхъ комнтетовъ и купеческихъ управъ. He могутъ быть избпраемы лпца, которыя пе им ютъ права участвовать въ выборахъ въ гос. думу, и лица, не достигшія сорокал тняго возраста, и нс окончіівшія курса въ одномъ изъ среднихъ учебныхъ заведевіГг пли не выдержавшія соотв тствсннаго испытанія. Но не устраняются отъ выборовъ военные чины арміи и флота, состоящі на д йствптельной военноіі служб . Активное избпрательное право обусловлено состояніемъ въ состав т хъ органпзаціГі и учрежденій, которыя пзбпраютъ выборщиковъ или н посредственно членовъ сов та. Члены Г. сов та отъ православнаго духовенства избираются въ количеств шести въ порядк синодомъ съ Высочайшаго утвержденія опред ленномъ; порядокъ этотъ состонтъ въ томъ, что каждыіі епархіальный епископъ указываетъ синоду трехъ кандпдатовъ изъ монашествующаго духовенства, но ограничнваясь пред лами своей епархіи, и синодъ прпзпаетъ избранными въ члены сов та трехъ лицъ, получивпіихъ наиболыпое количество голосовъ епнскоповъ. Выборы же членовъ сов та изъ б лаго духовенства производятся сл дующнмъ образомъ: благочішнпческіе съ зды епархій нзбпраютъ по одному кавдидату. Епархіальные архіереи представляютъ т хъ лзъ кандидатовъ, которые по епархіи получили наибольшее количество голосовъ, а при равенств этого болыпннства вс хъ такихъ кандидатовъ синоду, который изъ нпхъ пзбираетъ трехъ членовъ сов та. Отъ академпческой группы выборы пропзводятся сл дующимъ образомъ: академія наукъ въ полномъ академическомъ собраніи п каждый универсптетъ въ своемъ сов т избираютъ по трп выборіцпка; первая—пзъ ординарныхъ академиковъ, а унпверсптеты—изъ своихъ ординарныхъ профессоровъ. Съ здъ этихъ выборщиковъ въ Петербург выбпраетъ пзъ своей среды шесть чл - новъ Г. сов та. Члены Г. сов та отъ земствъ избираются БО однояу отъ губернскаго земскаго собранія изъ лицъ, влад ющнхъ въ губерніп въ теченіе трехъ л тъ утроеннымъ земельнымъ цензомъ, а въ Петербургской, Московской н Херсонской губерніяхъ п утроеннымъ цензомъ по другому ледБііжішому имуществу, дагощимъ право иа непосредственное участіе въ земскпхъ избирательныхъ собраніяхъ. Лпца, прослужившія не мен двухъ выборныхъ сроковъ въ должностп предводителя дворянства, предс дателя земской управы, городского головы пли почетнаго мирового судьи, могутъ быть нзбраны даже. если ови въ течоніе трехъ л тъ обладали нормальнымъ (т.-е. неутроопнымъ) земелыіымъ цевзомъ для участія въ земскнхъ выборахъ. Въ губерніяхъ неземскихъ образуются для выборовъ членовъ Г. сов та особые пзбпрательные съ зды землевлад льцевъ по каждой губерпіи, пзбпрающіе по одному члену Г. сов та. Для участія въ этнхъ съ здахъ требуется тотъ же цензъ, какъ п для пепосредствевпаго участія въ съ зд у здныхъ землевлад льцевъ прп выборахъ въ гос. думу, a избпраемы ыогутъ быть лишь лица, влад гощія въ тсченіе трехъ л тъ тройнымъ такпмъ цензомъ (а въ Астраханской, Ставропольскоіі, Оренбургской п Прпбалтіііскпхъ губерніяхъ достаточно влад ть 17
Стр.3
615 ГОСУДАРСТІШШЫЙ СОЬ ТЪ простымъ цензомъ прп указанныхъ выше условіяхъ прослуженія въ н которыхъ должностяхъ). Въ Царств Польскомъ указанны съ зды избираютъ по трп выборщнка отъ съ зда, обладающпхъ т мъ же квалифицпрованнымъ цензомъ, которыо зат мъ на общемъ въ гор. Варшав съ зд избнраютъ изъ своей среды шесть'членовъ.Г. сов та. Отъ землевлад льческаго населенія Сибирн п Кавказа члены Г. сов та вовсе не избпраются. Дворянскія общества въ губерніяхъ u областяхъ, въ которыхъ производятся дворявскіе выборы, пзбпраютъ по два выборщпка, и съ здъ этпхъ выборщиковъ въ Пет рбург выбираетъ нзъ своей среды 18 членовъ Г. сов та. Члены Г. сов та отъ учрежденій торговлп п промышленности избираются поср дствоыъ выборщпковъ, пзбвраемыхъ этпмп учр жденіями, въ количеств отъ 1—4. Съ здъ этихъ выборщпковъ въ Петербург избпраегь пзъ своей среды шесть членовъ Г. сов та отыіромышленностп u шесть отъ торговли. Избраніе членовъ Г. сов та на вышеуказанныхъ съ здахъ производптся, подъ дреде - дательствомъ выбранвыхъ этпми съ здами лпцъ, закрытою подачею голосовъ посредствомъ баллотпровки шарамн плп посредствомъ запнсокъ. ІІзбранными счптаются получившіе бол половины голосовъ пзбпрателей въ порядк болыпинства голосовъ, въ случа же пхъ равенства—пзбрані опр д - ляется по жребію. Если не будетъ въ первый день избрано все число выборщиковъ илп членовъ сов та, то на сл дующій день пропзводятся дополнительны выборы, въ случаяхъ же безусп шностп и посл дннхъ, на третій день пропзводятся окончательные выборы для пополненія недостающаго чнсла, прп чемъ избраннымп счптаются получивші относительное большинство го.тосовъ. Жалобы на неправильность производства выборовъ приносятся на пмя Г. сов та^ которому п прпнадлежитъ право пров рки полнолочій. Разъясненіе ж сомн ній по прпы ненію постановленій о выборахъ ирпнадлежптъ I департаменту сената. Члены Г. сов та по выборамъ отъ земскихъ собраній п зам няющихъ ихъ съ здовъ землевлад льцевъ избнраются на три года; члены сов та огь прочпхъ разрядовъ на девять л тъ съ т мъ, чтобы каждые трп года одна треть членовъ каждаго разряда выбывала въ очередномъ порядк . Въ т хъ случаяхъ, когда число членовъ сов та даннаго разряда не д лится на три, превышающе д лпмое на трн чпсло членовъ выбываетъ въ посл дней трети. Въ зам нъ выбывающей къ истеченію срока трети члевовъ no выборамъ избнра тся сооів тствукщішн установленіямп такая ж часть чл новъ сов та того же разряда. Выбывающі могутъ быть вновь избнраемы. Члены Г. сов та по выборамъ не обязаны отчетомъ передъ своими избирателями и въ отношенін свободы сужденій п мн ній иодчпняются соотв тств)ющишъ правиламъ, постановленнымъ для членовъ гос. думы; эти же правила прпм няются къ выборнымъ членамъ сов та въ отношеніи ограниченія имп лишенія ихъ свободы, временнаго устраненія отъ участія въ собраніяхъ сов та, добровольнаго отказа отъ званія члена сов та и выбытія изъ состава сов та въ опред ленныхъ закономъ случаяхъ. Члепамъ Г. сов та по выборамъ въ теченіе его сессіи производнтся суточное довольствіе пзъ казны въ разм р 25 руб въ день, при чемъ еслн они занимаютъ должности, коиыъ прпсвоено содержаніе, то получаютъ это содержані только въ случа отказа отъ суточнаго довольствія. Сверхъ того, членамъ сов та по выборамъ выдаются пзъ казны разъ въ годъ путевыя издержкп на по здісу отъ м стъ пхъ жительства—въ Петербургъ и обратио, 516 по разсч ту пяти коп къ на версту. Продолжцтельность ежегодвыхъ занятій Г. сов та u сроки п рерыва въ теченіе года опр д ляются указамп Императора. Законъ н требуетъ у насъ въ отличіе отъ западно-европейскнхъ порядковъ, чтобы занятія верхней и нижнеіі палатъ начинались и заканчцвалнсь одновременно. Нич го н сказано въ закон ни о разд льноети сессій, ни о разд льности легислатуръ, другими словамп, о невозможности для палатъ продолжать разсшотр ні д лъ, н закончевныхъ въ теченіе одной сессіи, или легислатуры въ теченіе сл дующнхъ сессій и легислатуръ, но практнка у насъ отрнцаетъ разд льность сессій u придерживается ирннципа преемственностн сессіонныхъ работъ. Что же касается преемствеішостіі легислатуръ, то Г. сов тъ въ посл днее время призналъ е и сч лъ возможнымъ продолжать при налпчвостн 4-й гос. думы разсыотр ні заковопросктовъ, дошедшцхъ къ нему изъ третьей гос. думы, но 4-я дума отнеслась къ этому вопросу иначе, првзнавъ вс законопроекты, еще н окопченные разсмотр ніомъ въ прежннхъ думахъ или хотя бы и принятые посл дшшіі, но возвращаемы въ не для согласо?анія мн ній изъ сов та, подл - жащпмп ея разсыотрІнію съ начала—наравн съ небывшими ещ на разсмотр иіи нижнеіі палаты законопроектами. Для законнаго состава зас данііі Г. сов та требуется присутстві не мен о одноіі третн общаго чпсла даннаго состава членовъ сов та, безъ разліічія членовъ по Высочайшему назначенію п по выборамъ. Г. сов тъ можегь п р - давать обсуждаеыыо въ немъ законопроекты для предварнтельнаго соооражеиія въ особыя, образуемыя для сего сов томъ пзъ своей среды, компссія. Относнтельно допущонія постороннихъ лицъ на зас данія Г. сов та и объявленія зас даній закрытымп установлены т ж правпла, какъ и для гос. думы. Въ Г. сов тъ воепрещено являтьси депутаціямъ u представлять какія-либо петіщін нли заявленія. Порядокъ разсмотр нія д лъ въ Г. сов т , какъ верхней палат , установленъ закономъ такой же, какъ u для гос. думы, но подробности этого разсмотр нія ц внутренняго распорядка въ Г. сов т опред ляются наказомъ Г. сов та, установл ннымъ Г. сов томъ н опубликованыымъ во всеобще св д ні черозъ правіітельствующій сонатъ 12 мая и 14 декабря 1907 г. Наказъ этотъ содержпта правпла, во шногомъ отличныя отъ правилъ наказа гос. думы. Въ частности. какъ указано въ объяснптельной записк къ стать 91 наказа, при обсужденіп вопроса о порядк разсмотр нія д лъ въ Г. сов т , н признано было нужнымъ устанавлнвать по прнм ру западно- вропеііскііхъ палатъ требованія троекратнаго обсужденія въ разлпчныхъ зас даніяхъ вслкаго законопроекта, такъ какъ д ятельность Г. сов та въ отношеніи большей частн законопроектовъ значптельно упрощена всл дствіо прецварптелыіаго разсмотр пія пхъ гос. думою. Лоэтому въ наказ внесено лншь указані , что разсмотр ніе д лъ въ Г. сов т должно пронзводиться въ сл дующемъ порядк : 1) въ обсулщеніи общихъ оскованій ироекта пли предложенія п зат шъ, еслп проектъ н отклопоиъ нлн н переданъ въ комиссію, 2) въ постатейномъ его разсмотр ніи, 3) въ разсмотр нін предъявленпой сов ту согласоваыной съ его постановленіяміі редакціп вс хъ стат й про кта или предложонія u 4) въ обсужденіи вонроса о принятін ыли отіслоненіи проекта или предлоліепія во всей era совокупности. Отчеты о вс хъ зас даніяхъ общаго собранія Г. сов та составляются прнсялаіымп ст нографами и по одобреніи продс дателя и скр пленіп
Стр.4
517 ГОСУДАРСТЕЕННЫЙ СОВФТЪ—ГоСУДАРСТВЕННЫЯ ПРЕСТУПЛЕНІЯ государственнымъ секретар мъ допускаются къ оглаш нію въ печати, кром отч товъ о закрытыхъ аас даніяхъ, изъ которыхъ можетъ быть оглашено въ иечатп лишь то, что сочт тъ возможнымъ огласить пр дс датель или сов тъ, еслп собрані было закрыто по ихъ распоряиюнію пли постановленію, либо ыиннстръ, если зас дані было закрыто всл дствіо заявл нія о томъ мннистра.—Кром Г. сов та, какъ законодатольной палаты, существуютъ еще въ состав Г. сов та сов щат льныя учрежденія, им нно два департам нта Г. сов та (п рвый и второй) и два особыхъ его прнеутствія, какъ п режнтки пр жн й чисто-сов щат льной роли Г. сов та. Департаменты образуются пзъ продс дателей и членовъ, ежегодно назначаемыхъ монархомъ изъ числа членовъ Г. сов та по Высочайш му назначевію. Мішистры могутъ прнсутствовать въ зас - даніяхъ департаментовъ, по голосуютъ лпшь въ томъ случа , если состоятъ членамп Г. сов та. Д ла въ департамеитахъ р шаются по большинству голосовъ. Положенія департаментовъ пр дставляются въ краткихъ извлечпніяхъ взъ журналовъ нхъ зас даній, ыеморіяхъ, на Высочайш благоусмотр ніе. Исиолнені по д ламъ департам нтовъ совершается либо пменными указами, либо объявленнымп предс дателямц д партаментовъ Высочайшими повел - ніяміі. В д нію перваго д партам нта подлежатъ: 1) д ла объ учр жд ніи запов дныхъ им ній, 2) объ утвержденіп въ княжоскомъ графскомъ пли баронскомъ достоинствахъ и о п редач фашілій, гербовъ и титуловъ, 3) д ла изъ общнхъ собраній сената иа основапін его учрожденія поступающія, 4) д ла объ отв тств нности за преступныя д янія, совершенныя членами Г. сов та и гос. думы прп исполненіи илп по поводу псполненія обязанностей, дежащихъ на нихъ по сиыъ званіяиъ, а такж объ отв тств нности за нарушеніе долга службы предс дателя сов та мннистровъ, главноуправляющихъ отд льными частями, нам стниковъ и генералъгубернаюровъ и о преданіи верховному уголовному суду прочихъ высшихъ чпновъ, занимающпхъ должностп иервыхъ тр хъ классовъ, 5) д ла объ употребленіи имущ ствъ или кашіталовъ, пожертвованныхъ для опр д ленной надобности казн , земству, городу или какому-либо обществу, учрежд нію и т. п., если нсполнені воли жертвователя сд - лается яо изм ннвшіімся обстоят льствамъ невозможныыъ. В д нію второго департаы нта подложатъ кассовый отчетъ минпстра фннансовъ и главны отчеты государств пныхъ банковъ, сбер - гательныхъ кассъ, ссудныхъ кассъ, о разр ш ніи постройкц частпыхъ жел зныхъ дорогъ, если н требу тся ассигнованія средствъ изъ казны, а равно объ устройств подъ здныхъ путей, когда для сего тробуется Высочаііше разр шені , и н которыя другія д ла. Кром того, въ 1-й н 2-й департаыенты «восятся д ла по особеинымъ Высочаіішішъ пов - л ніямъ и т , кои подлеліатъ в д нію д партаиевтовъ на основаиіп особыхъ узаконеній. Д ла въ департаменты поступаютъ отъ министровъ илн главііоуііравляюіднхъ отд льыыми частями. Въ департаменты могутъ быть прнглаша мы бозъ права голоса лица, «отъ коихъ по свойству д ла можпо оаііідать пол зныхъ объясненій». Правила производства д лъ въ допартаментахъ распространяются такж на особыя дрисутствія Г. сов та, и заключоиія ихъ н особыя мн нія пдутъ такж на усмотр иіе монарха. Особо присутствіе по д ламъ о прииудитольномъ отчуліденіп недвиягимыхъ имущ ствъ и о вознагражденіп пхъ влад льцевъ состонтъ изъ назиачаемыхъ монархомъ четырехъ члеиовъ 518 Г. сов та по Высочайш му назначенію, съ возложеніомъ на одного изъ нихъ по Высочайшему усиотр нію обязанностей пр дс дат ля. Особо присутстві для пр дварит льнаго разсмотр нія Вс подданн йшнхъ жалобъ на опред леція д партаментовъ правптельствующаго сената прііносимыя состоитъ изъ назыаченныхъ монархомъ предс дателя и четырехъ чл новъ изъ числа чл новъ Г. сов та по назваченію и сенаторовъ. Въ зас даніяхъ присутствія участвуетъ, когда нужно, и главноуправляющій канцеляріи Его Имп раторскаго Величества. Пр д льный срокъ для жалобъ—четыр м сяца со дня объявл нія облсалуенаго опред ленія или прив денія го исполнонія. Жалобы н могутъ быть прнноспмы на р шенія кассаціонныхъ департаментовъ сената. Высочайшія повел нія, воспосл довавшія по заключеніямъ особаго присутствія, сообщаются главноуправляющему канцеляріи Его Величества по принятію прошенііі, для объявлевія лицаыъ, принесшнмъ жалобы. Подготовительное и исполнит льно д лопроизводство по Г. сов ту, департам нтамъ и особымъ присутствіямъ сов та, а такж разработка н издані свода законовъи м стныхъузакон ній Россійской имп рін и полпаго собранія законовъ, возложено на государственную канделярію, главно управленіе которой принадлежитъ государственному с кретарю. Труды государственнаго секретаря разд ляетъ товарпщъ государств ннаго секретаря на правахъ товарища министра. Государственному секретарю принадлежитъ и высшее зав дывані государственной тыпографіей, бнбліотекой Г. сов та, архивомъ Г. сов та п зданіемъ Маріинскаго дворца, въ которомъ пом щаотся Г. сов гь.—Ср. «Архдвъ Г. еов та»; «Отч ты Г. сов таэ (офф. изд., выпускается за каждую сессію); Даневскій, «Исторія Г. сов та> (1859); Щегловъ, «Г. сов тъ» (1892); его ж , «Г. сов тъ въ 1-й в къ го образ.» (1903); ШеинъиБлос ф льдтъ,«Г. сов тъ» (ОПВ., 1910; сборн. узак.). Проф. Л. Паліенко. раторская регалія, употребляется при погребеніи государей. Хранптся Г. щитъ въ Оружейной Палат въ Москв . Государственный іцитч.. какъ Импепреступныхъ д яній, нм ющпхъ объектомъ внутренн Имущества государственныя. Государсхиеппыя преступлеиія— уголовно-правово понятіе, обнимающе и вн шне быті группу государства, равно личность и верховныя права го главы. Объемъ п содержані Г. преступленій т св іішимъ образоыъ связаны съ формами существующаго госуд. строя и поэтому сильно варіируются въ завнсішостн отъ вреыени и ы ста. На протяженіи неболыпихъ историческнхъ эпохъ поступкц, квалифицируемы какъ Г. преступленія, превращаются часю въ гражданскія обязанности, а госуд. пр ступникъ—въ отв тственнаго в ршителя судебъ государства. Эти особенности, т.- ., съ одной стороны, исклйчит льная вал{пость объектовъ посягательства, а съ другой стороны, п чать относит льности, л жащая на Г. пр ступленіяхъ въ гораздо большей стеиени, ч мъ на общеуголовныхъ, равно и безкорысті мотивовъ, присущихъ, по большей части, госуд. преступникамъ, и обусловливаетъ то особое м сто, которо Г. преступленія занимаютъ въ правосознаніи.—Д йствующій законъ, какъ охранитель исторически-образовавшихся формъ государства, относится къ Г. преступленіямъ съ особенной суровостью. Въ уголовныхъ кодексахъ среднихъ и иовыхъ в - ковъ каиъ Западиой Европы, такъ и Россіи, для 17» Государствепныя ниущества — см.
Стр.5
Новый_энциклопедический_словарь__[под_общ._ред._К._К._Арсеньева]_Головнин_-_Гривица._Т._14_(2).pdf
Зам ченныя опечатки и погр шности. с»»..926 Строка: 30 п 34 св. Томъ XIII. Еапечатаио: Юлій 663 9 сн. Том ъ ХІ . Пропущено: Сл дуетъ читатъ: ІОрій г. Баку.
Стр.1