V ПояапоГГ. l/eelis e піяве.
Русская церковь
и другія статьи.
в. РОЗАНОВЪ.
Paris 1906.
И.чданіо Д. Жуковскаго.
Стр.1
ОГЛАВЛЕНІЕ.
Стр.
Предисловіе
Русская церковь
. •.
0 священств . 0 древпихъ и новыхъ жертвахъ.
Докладъ
Объ отлученіи отъ церкви гр. Л. Толстого. Докладъ
По поводу доклада о. іеромопаха Михапла о брак
па „Релпгіозно-философскихъ собраніяхъ"
С.-Петербург
". Докладъ
0 и которыхъ подробностяхъ церковнаго воззр -
нія па бракъ. Докладъ на „Религіозно-философскпхъ
собрапіяхъ въ С.-Петербург "
Объ а-догматизм христіапства
Христосъ какъ Судія міра
Выносъ кумировъ
въ
44
00
S-t
97
106
1
32
І1
Стр.2
Предисловіе.
Д. Е. Жуковскій, издатель „Вопросовъ лсизни" (въ Петербург
) и пер водчикъ Куно Фишера и другихъ трудовъ по
классич ской германской философіи, — любезно предлагалъ
мн издать за границей сборникъ такпхъ статей мопхъ,
которыя н прошлп вовс или прошли со значительными
сокращеніями въ русской печати по причпнамъ, у насъ
условно называемымъ „н зависящими". Таковы были вс
доклады по ц рковнымъ вопросамъ, прочитанны мною въ
П тербургскихъ „Р лигіозно-философскихъ собраніяхъ" въ
1902 и 1903 гг. и нап чатанны съ чрезвычайными сокращеніями
въ „Новомъ Пути" (С.-Пет рбургъ) за 1903 и 1904 гг.
Въ настоящемъ изданіи они пом щ ны полностью. Статьи
ж „Русская церковь", „0 священств . 0 древнихъ и новыхъ
жертвахъ" и „Христосъ, какъ Судія міра" (въ предлагаемомъ
первоначальномъ очерк ) вовс нигд н былп
нап чатаны. Пзъ нихъ п рвая написана, ио пр дложенію
С. I, Мельника, для задуманнаго въ Германіи сборника русскихъ
авторовъ о Россіи (на н мецкомъ язык ). Наконецъ,
сюда я приложилъ касающуюся Франціи, а не Россіп
статью: „Выносъ кумировъ", которая подъ другимъ заглаві
мъ, „Полнтика Комба", была нап чатана съ чрезвычайпыми
сокращоніями ц нзуры въ „Новомъ Пути" за 1903 г_
С.-ГІотербургъ, 4 марта 1905 г.
В. Розановъ.
Стр.3
Русская церковь.
Рубскіе были крещеиы въ 988 г. ири Кіевскомъ
киятЬ СВ. Владимір
отъ греческаго духовенства.
Хотя онй приняли христіанство еще до формальнаго
й окончательнаго разд ленія церквей на Восточнуіо
и Западную; однако, такъ какъ связи у нихъ были
только съ однсш Вйзантіею, то по скоромъ отд ленізз
Византіи, отъ Западііоіі церкви, и русскіе были
уведеиы изъ древияго общаго христіанскаго русла въ
спеціалыіый потокъ византійекаго церковнаго'движеиія.
Mm, исторически точн е: русскіевсл дъ за Византіею
вошли какъ бы въ тихій, недоступный волненіямъ
и вм ст педоступный оживленііо затонъ,1
тогда каігь западио-европейскіе иароды, увлеченные
за кораблемъ Рйма, вступвдш въ океанъ необозршіагп
движенія, опасностей, поэзіи, хворчества и связаннаго
со-вс мъ этимъ чернымъ трудомъ нёблагообразія.
1 'азница между тишиною и двшкеніемъ, меягду созерцателыюстыо
и работою, между страдальческимъ терп
піемъ іі активною борьбою со зломъ — вогь что
психологически и мётафизически отд ляетъ Православіё
отъ Католичества и ІІротестантства; п, какъ религія
есть душа націи, ^ отд ляетъ и противоііолагаетъ
Россію западнымъ народностямъ.
Слишкомъ понятно, что .крестйвшіе ыасъ грекп
показались намъ столь-ясе необыкновеннымн по мудростя,
учености, по древшімъ связямъ, почти по самому
происхожденію, какъ туземцамъ Гванагаии и
Кубы показалпсь спутшіки Колумба. Младенческіц
умъ pyccKiix'b ие отд лялъ или съ трудомъ ОТД -
лялъ существо в ры отъ принесшпхъ в ру людеіі.
тихь р кахъ, кули иа лиму станрвятся иароходы и другія суда, чтобы nx"» no
разломадо оевяиимъ п в сеняпмъ лъдомъ ирн пскрытіл ]іі-,ісі,.
Роааповъ.
1
' Такъ въ Россін [іалипаіитсн глувокія и (івзоішсіі7,і!і задщваыл м ста въ боль
Стр.4
Византійцы сразу же атчмъ восгюльзовались. стараясь
превратить младенческое поклоиеніе въ обяэ'
тельное п суровое повпновеніе грубаго и нев я
ственнаго народа авторптету пхъ полптпческол, церковной
и всяческой мудрости. Долгое время русскіе,
им я уже свое духовенство, свои школы, не см ли
іюставпть митрополита изъ русскихъ: ясиыйзаакі,
фетишизма, перенесеннаго съ релпгіп на племя, со
строя церковнаго на строптелей церковныхъ. ВизаВс
тійцы частпый поводъ своей ссоры съ попами, имешю
— упреки Константинопольскаго патріарха Фотія ПОпамъ
за н которыя формальныя отступлепія отъ
„устава церковнаго" (другой способъ печенія просфоръ,
и т. п.), возвелп въ принципъ, окружили ііерBiiocTPjro,
придали ему ирннцішіалыіое значеніе и
постарались всю эту мелочіюсть поводовъ разд ленія
привить вновь креіценному народу, новому своому
другу, іюмоіциику и возможному въ будущемъ защитнику
своеіі исторической дряхлости. Разлагака .
умирая, Визаптія наш птала Россіи вс свои предсмертныя
ярости и стоиы; и зав щала кр пко ихъ
хранить Россіи. Россія, у постели умирающаго, очаровалась
этими предсм ртными говздохами, приняла
nx'b н жно къ д тскому своеыу сердцу ндалаклятвы
умирающему — смертельной в нависти п кЪ племенамъ
западнымъ, бол е счастливыиъ по исторвгческой
своей судьб , и къ самому принципу нхъ особаго
существованія
c'rii. Наступилъ для всей Россіи отъ 988 г. до 1700
года, (реформы ІІетра Великаго) пёріодъ „Визаатійскаго
«•TIKI;!". „Визанийскаго вліяніяа
корню жизни, акціп, д ятельнрразд
ленія всего христіанства на дв половины, го
Византія наш птала Россіи, тго „уставъ", „ycTaBHocH»*1
— это-то іі сть главно въ религіи, сущность в ры,
способъ спйс нія души, и п. па Небо. Дитя
Такъ какъ нарушенія „Устава" попами было причиотд
ленія Восточной ц ркви отъ Западной, или
уставности".
Дптм I'occi'.i iipinui.ia ипдьсморщеннаго старичі«а.
, „Византійской
испуганно приняла этз нвионятную, но сйятутю \дя
нея мысль; и совершила вс усилія, гигавтскія, геРоссія
Стр.5