ББК 7УДК 37.013(470)(091)”17/18”
И4.03(2)
91
Автор:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Исхакова Р. Р., кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор
кафедры социальной работы, педагогики и психологии Казанского национального исследовательского
технологического университета.
Рецензенты:
протоиерей Алексей Колчерин, доктор церковной истории, заведующий кафедрой
общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии;
Морозов А. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной работы,
педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического
университета.
И91
Исхакова Р. Р.
Становление педагогики в православных духовных учреждениях Казанской
губернии (XVIII–XIX вв.) : монография. — Москва : Проспект, 2022. — 120 с.
ISBN 978-5-392-36672-9
Работа основана на неопубликованных ранее архивных материалах. В монографии
прослеживаются формирование системы духовного образования в России, ее цели
и задачи, а также специфика духовных учебных заведений в образовательном пространстве
России. Казанская духовная академия, Казанская духовная семинария рассматриваются
как центры подготовки педагогических кадров, выпускники которых
с применяли свои знания уже не только в системе духовного образования, но и светдеятели
частично восполнили имеющийся вакуум и предложили свои подходы и мекого. В силу недостатка светских педагогов и педагогического образования духовныетоды
не только духовного образования, но и светского. Автор возвращает из забвения
целый ряд значительных фигур, стоявших у истоков отечественного педагогического
образования в духовных академиях, семинариях и школах.
Книга рекомендуется не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся
педагогикой и историей российского духовного образования.
ББК 7УДК 37.013(470)(091)”17/18”
4.03(2)
Текст публикуется в авторской редакции.
Научное издание
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В ПРАВОСЛАВНЫХ
ДУХОВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Исхакова Резеда РИфовна
КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ (XVIII–XIX вв.)
Монография
Печать цифровая. Печ. л. 7,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Подписано в печать 04.04.2022. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-36672-9
©© Исхакова Р. Р., 2022
/16
ООО «Проспект», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...............................................................................................................................3
Глава 1. Духовно-учебные заведения как фактор
развития педагогического образования ..........................................10
§ 1. Роль конфессионального образования
в формировании образовательного
пространства России XVIII–XIX вв. .....................................................10
§ 2. Подготовка педагогов и состояние педагогической
науки в Казанской духовной академии ............................................16
§ 3. Педагогическое направление в деятельности
Казанской духовной семинарии ..........................................................42
Глава 2. Формирование учительского корпуса
церковно-приходских школ ..................................................................58
§ 1. Политический курс и идейная борьба
вокруг церковно-приходских школ ....................................................58
§ 2. Подготовка учителей для церковно-приходских школ
Казанской епархии ....................................................................................84
Заключение .......................................................................................................................96
Библиографический список ........................................................................................98
1.
Неопубликованные документы Национального архива
Республики Татарстан ...............................................................................98
Литература.................................................................................................. 102
Список сокращений ..................................................................................................... 118
2.
Стр.119