Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Еще о г. Максиме Горьком и его героях

0   0
Первый авторМихайловский Николай Константинович
Издательство[Б.и.]
Страниц19
ID8123
Аннотация"Критика ранних рассказов М. Горького:""В степи"", ""Коновалов"", ""Старуха Изергиль"", ""Макар Чудра"", ""Челкаш""."
Кому рекомендованоКритика
Михайловский, Н.К. Еще о г. Максиме Горьком и его героях : Очерк / Н.К. Михайловский .— : [Б.и.], 1898 .— 19 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8123 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассказы г. Максима Горького обратили на себя общее внимание. <...> Однако "более или менее", и если одни, например, восторгаясь писаниями г. Горького вообще, подчеркивают господствующий будто бы в них художественный такт, то другие -- и, надо признаться, с гораздо большим правом -- утверждают, что именно художественного такта ему и не хватает 1. <...> Там, где у Тамары стоит плюс, у босяков г. Горького -- минус, и обратно. <...> Внешний облик и, так сказать, внешняя сторона поведения босяков -- безобразны: они грязны, пьяны, грубы, неряшливы, но зато коварство и злоба Тамары заменены у чандалов г. Горького "стремлением к добру, к истинной нравственности, к большей справедливости, к заботе об уничтожении зла". <...> Чтобы вполне понять мысль критика, надо обратить внимание на его сопоставление босяков г. Горького с героем драмы Жана Ришпена 3 "Le chemineau" *. <...> Эту черту мы знаем и в чандалах г. Горького; и им, как мы видели в прошлый раз, не "силою обстоятельств" -- по крайней мере эти обстоятельства остаются в тумане,-- а каким-то внутренним голосом предписано, как Агасферу: ходи, ходи, ходи! <...> 4 Но, судя по изложению г. И--т, герой драмы Ришпена (мне она, к сожалению, неизвестна) совершенно чужд другой стороне их быта и психологии -- той стороне, которая ставит их в тесное соприкосновение с "тюрьмами, кабаками и домами терпимости". <...> По словам критика, le chemineau -- не загнанный бродяга, к которому подозрительно относятся лица, вступающие с ним в сношение, не нищий, получающий подаяние и злобою отвечающий на презрение других. <...> В связи с этим находится и другое различие: le chemineau гуляет по белому свету бодрый и жизнерадостный, а в босяках г. Горького это настроение "заменяется постоянным беспокойством, затаенной тоской, скрытой заботой, находящей исход в пьянстве". <...> В конце концов г. И--т, возвращаясь к контрасту между безобразной внешностью и красивым внутренним миром, говорит, что в отношении этого внутреннего мира герои г. Горького распадаются на три разновидности <...>
Еще_о_г._Максиме_Горьком_и_его_героях.pdf
Н. К.Михайловский ЕЩЕ О Г.МАКСИМЕ ГОРЬКОМ И ЕГО ГЕРОЯХ Источник: ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА: СТАТЬИ О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА. - Художественная литература,М., 1989. OCR: Primus, июль 2007. Рассказы г. Максима Горького обратили на себя общее внимание. О них говорят, пишут и, кажется, все более или менее признают за автором и дарование, и оригинальность тем. Однако "более или менее", и если одни, например, восторгаясь писаниями г. Горького вообще, подчеркивают господствующий будто бы в них художественный такт, то другие -- и, надо признаться, с гораздо большим правом -- утверждают, что именно художественного такта ему и не хватает 1. Интересен отзыв литературного обозревателя "Русских ведомостей" г. И -- т 2. От почтенного критика не укрылась часто впадающая в фальшь идеализация г. Горьким его излюбленных персонажей. Но мне кажется, что представленная критиком общая схема этой идеализации не совсем верна. Лермонтовская царица Тамара была "прекрасна, как ангел небесный, как демон -- коварна и зла". Такой же контраст между внешностью и внутренним содержанием представляют собою, по мнению критика, и персонажи г. Горького, "только с обратным математическим знаком". Там, где у Тамары стоит плюс, у босяков г. Горького -- минус, и обратно. Внешний облик и, так сказать, внешняя сторона поведения босяков -- безобразны: они грязны, пьяны, грубы, неряшливы, но зато коварство и злоба Тамары заменены у чандалов г. Горького "стремлением к добру, к истинной нравственности, к большей справедливости, к заботе об уничтожении зла". В этом-то контрасте Юla Тамара навыворот и заключается главный интерес действующих лиц рассказов г. Горького. Чтобы вполне понять мысль критика, надо обратить внимание на его сопоставление босяков г. Горького с героем драмы Жана Ришпена 3 "Le chemineau" *. Ге* "Бродяга" (фр.) -- Ред. рой этот есть "прежде всего рыцарь свободы". Оковы общества, семьи, каких бы то ни было привязанностей к месту, домашнему очагу, одним и тем же впечатлениям, одной и той же страсти -ненавистны ему. Из всех сильных чувств у него постоянно живет только одно -- любовь к передвижениям, к воле, "к простору полей, больших дорог, беспредельных пространств и постоянных изменений". Не сила обстоятельств создала из него блуждающего оборванца, сегодня отдающегося одному занятию, завтра остающегося без дела, полуголодного и бесприютного; но собственной волей он "взял свою судьбу" и сделал из себя бродягу по принципу ("Русские ведомости". N 170). Эту черту мы знаем и в чандалах г. Горького; и им, как мы видели в прошлый раз, не "силою обстоятельств" -- по крайней мере эти обстоятельства остаются в тумане,-- а каким-то внутренним голосом предписано, как Агасферу: ходи, ходи, ходи!4 Но, судя по изложению г. И--т, герой драмы Ришпена (мне она, к сожалению, неизвестна) совершенно чужд другой стороне их быта и психологии -- той стороне, которая ставит их в тесное соприкосновение с "тюрьмами, кабаками и домами терпимости". По словам критика, le chemineau -- не загнанный бродяга, к которому подозрительно относятся лица, вступающие с ним в сношение, не нищий, получающий подаяние и злобою отвечающий на презрение других. Как истинный рыцарь, он благороден, смел и откровенен; двери каждого дома открыты для него, потому что его ум, таланты, выдающиеся достоинства делают из него превосходного работника, общего благодетеля, устранителя зол и надежного покровителя слабых. Не таковы, как мы видели, пьяные, циничные, всеми презираемые герои г. Горького. В связи с этим находится и другое различие: le chemineau гуляет по белому свету бодрый и жизнерадостный, а в босяках г. Горького это настроение "заменяется постоянным беспокойством, затаенной тоской, скрытой заботой, находящей исход в пьянстве". В конце концов г. И--т, возвращаясь к контрасту между безобразной внешностью и красивым внутренним миром, говорит, что в отношении этого внутреннего мира герои г. Горького распадаются на три разновидности: в одних преобладает искание истины и невозможность найти ее, в других -- деятельное стремление к водворению справедливости на земле, в третьих -- разъедающий скептицизм. Все это вместе взятое лишает их жизненности и правдивости, хотя и не в такой мере, в какой лишен этих качеств chemineau Ришпена. Таков окончательный вывод г. И--т. При всем остроумии и соблазнительной законченности этой критики я не могу с ней вполне согласиться. Герои г. Горького много философствуют, слишком много, и в этих их философствованиях,
Стр.1