Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Труды Я.К. Грота / Изд. под ред. проф. К.Я. Грота. 1-5 Очерки из истории русской литературы. (1848-1893) (290,00 руб.)

0   0
Первый авторГрот Яков Карлович (1812-1893)
Издательство[Б.и.]
Страниц851
ID80590
Грот Яков Карлович (1812-1893). Труды Я.К. Грота / Изд. под ред. проф. К.Я. Грота. 1-5 Очерки из истории русской литературы. (1848-1893) / Грот Яков Карлович (1812-1893) .— : [Б.и.], 1901 .— 851 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80590 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Статьи о Пушкин , объединенныя авторомъ еще при жизни подъ заглавіемъ „Пушкинъ, его лицейскіе товарищи и наставники" (1-е изд. <...> . . . . . . Приложешя: Письма Ломоносова Письма Сумарокова Біографическія св д нія о граф Сиверс Фонвизинъ. <...> Петръ Александровичъ Плетневъ (по поводу статьи И..С.г Тургенева). <...> Царскосельскій лицей III. ІІисьма лицеиста Илличевскаго къ Фуссу IV. <...> Полотняный Заводъ, им ніе Гончаровыхъ (письмо В. П. Безобразова къ Я. К. Гроту) . <...> Зам тки о Пушкин лицейскихъ его товарищей . <...> . • Зам тка издателя объ остаткахъ лицейскаго архива І-го курса Описаніе тетради автографовъ Пушкина (собств. <...> Соедиияя иеобыкновеиную снлу воли съ пеобыкновенпою силою понятія, Ломопосовъ обпялъ вс Пушкинъ. отрасли ііросв щенія. <...> Въ первыя 50 д тъ онъ считался законодателемъ въ поэзіи, въ краснор чіи, въ язык ; поэты и ораторы вид ли въ немъ свой образецъ и старались только о томъ, какъ бы сравняться съ яимъ. <...> Впосл дствіи вліяніе его ослаб ло, русская поэзія и проза приняли новыя формы, но слава его осталась неприкосновенною. <...> Но если Ломоносовъ не всегда отв чаетъ нашимъ понятіямъ о приличіи, о безпристрастіи и великодушіи, если онъ иногда является намъ слишкомъ раздражительнымъ или мнительнымъ, то, во-первыхъ, мы не должны забывать, что къ людямъ геніалънымъ вообще нельзя безусловно прилагать установленной м рки житейскихъ требованій; во-вторыхъ, необходимо им ть въ виду не только состояніе русскаго общества во время Ломоносова, но и обстоятелъства, среди которыхъ онъ росъ и развивался отъ д тства до поступленія <...>
Труды_Я.К._Грота__Изд._под_ред._проф._К.Я._Грота._1-5_Очерки_из_истории_русской_литературы._(1848-1893).pdf
щ :*irr,' м :С
Стр.1
. \ ^ ~ ^ ^и^ 30 ТРУДЫ я. к. r p o т Ml. ОЧЕРКИ изъ **" (1848—1893). БЮГРАФІИ, ХАРАКТЕРИСТИКІІ И КРЙТИКО-БИБЛЮГРАФИЧЕСКІЯ ЗАМ ТКИ. Изданы подъ редакц. проф. К- Я. ГРОТА. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. 1901. \
Стр.2
%§•*» ****** SpupTtfti Л*ныь *-H, 1Г5%Щ$ Типографія Мииистерства Путей Сообщенія (Т-ва И. Н. КУШНЕРЕВЪ И К0 ), Фоптанка, 117. г
Стр.3
Настоящій томъ вм щаетъ въ себ Ш-ій отд лъ „Трудовъ" Я. К. Грота, а именно извлеченныя изъ журналовъ и академическихъ изданій изсл дованія, очерки и зам тки его по исторіи русской литературы. за исключеніемъ самыхъ большихъ и капитальныхъ работъ его въ этой области—по изданію и объясненію Державина, составляющихъ совершенно особое ц лое и остающихся, по плану нашего изданія, вн его рамокъ. Конечно, съ пропускомъ многочисленныхъ статей академнка изъ бол е раннейэпохи (1845— 1867) о Державин , его сочиненіяхъ и жизни *), оказывается довольно существенный проб лъ въ собранныхъ зд сь итогахъ историко-литературныхъ его разысканій. Но этотъ проб лъ достаточно оправдывается т мъ, что вс эти статьи были, какъ изв стно, бол е или мен е исчерпаны авторомъ въ его монументальномъ академическомъ изданіи „Сочиненій Державина" и въ его „Жизни Державина" (т. VIII „Сочиненій"), и что он , Еакъ нодготовительные очерки и матеріалы, тіосл своей окончательной обработки въ этихъ изданіяхъ, не могли не утратить нын своего первоначальнаго интереса и значенія 2 ). Еъ статьямъ и изсл дованіямъ этого отд ла я позволилъ себ присоединить статьи покойнаго академика объ Академіи Наукъ и Второмъ ея Отд леніи—въ виду той т сной и живой связи, какая 1 а ) См. ниже, стр. 508. ) Впрочемъ то, что изъ этихъ матеріаювъ и статей не было исчерпано въ академическомъ изданіи и еще не утратию историко-литературноіц нности,— предполагается пом стить въ вид „Приюженій" къ будущему новому издаиію „Жизпи Державина", когда въ таковомъ окажется надрбность. (
Стр.4
rv существуетъ между Академіей Наукъ, ея жизнью и исторіей и судъбами русскаго просв щенія и русской литературы. Статьи о Пушкин , объединенныя авторомъ еще при жизни подъ заглавіемъ „Пушкинъ, его лицейскіе товарищи и наставники" (1-е изд. 1887 г. въ Сборник отд. русск. яз. и сл. И. A. Н., т. 42 и отд льно), пом щены зд сь особымъ отд ломъ въ конц тома. Въ настоящемъ обновленномъ вид он вышли недавно (къ 100-л тяему юбилею Пушкина) и особой ЕНИГОЙ 1 ). Въ заключеніе не могу не помянуть зд сь съ благодарнымъ чувствомъ столь преждевременно похищеннаго у русской науки покойнаго Л. Н. Майкова. Незабвенны для меня то живое сочувствіе, съ какимъ онъ все время относился къ настоящему издаЕІю, и его всегдашняя готовность служить своими богатыми св д ніями и большою опытностью, ч мъ не разъ л им лъ случай дользоваться, особенно при изданіи отд ла о Пуіпкин въ этомъ том . в. г. Окт. 1900 г. ^) См. Предисловіе ЕЪ ней, гд между прочимъ я выражаю иокреішюю признательность изв стному нашему библіографу С. И. Пономареву за сообщеиіе н сколькихъ дополнепій къ стать „Хронологнческая канва".
Стр.5
Труды_Я.К._Грота__Изд._под_ред._проф._К.Я._Грота._1-5_Очерки_из_истории_русской_литературы._(1848-1893)_(1).pdf
1889. 415 А.А.ОАМБОРОКІЙ, ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕЕОАНДРА I '). (Критичеека я зам тка). 1889. Передъ нами находится брошюра, недавно отпечатанная толысо въ 50-ти экземплярахъ и не назначенная для продажи, подъ заглавіемъ „0 жизни протоіерея A. А. Самборскаго" (Спб. 1888 г., 76 стр. и листокъ fac-simile). Какъ видно изъ краткаго предисловія, этотъ біографическій очеркъ написанъ посл днею изъ внучатъ Самборскаго, съ ц лью доставить н сколько документальныхъ данныхъ для оц нки его личности и д ятельности, главнымъ образомъ, въ качеств законоучителя императора Александра Павловича, такъ какъ высказанные до еихъ поръ отзывы историковъ о покойномъ протоіере казались автору не довольно основательными и безпристрастными. Для этой ц ли составительниц біографіи послужшіа принадлежащая ей обширная переписка ея д да, ви ст съ другими его рукописями разнаго содержанія. Извлеченія изъ этихъ документовъ и заняли ночти три четверти всей брошюры. Такъ какъ обстоятельства жизни Самборскаго большею частьк> изв стны, то я Р/І стану на нихъ останавливаться, а зам чу только, что главный недостатокъ, въ которомъ его упрекаютъ, заключается въ томъ, что онъ, не получивъ полнаго богословскаго образованія, не ум лъ сообщить своему царственному ученику истиннаго пониманія духа православной церкви. я щаго царя Россіи", говоритъ Морошкинъ 2 Вліяніе уроковъ Самборскаго на буду), „было слабое, какъ отзывается самъ царственный ученикъ, и ограничивалось только знаніемъ краткаго катихизиса, сочиненнаго для сельскихъ щколъ и формальнымъ исполненіеыъ церковныхъ обрядовъ православныхъ безъ знанія ихъ смысла и значенія". Въ чемъ же однако состояло признаніе самого Государя, на которое ссылается Морошкинъ. Онъ приводитъ изъ дневника квакера Грелье разсказъ его о разговор съ императоромъ Александромъ I, и между прочимъ выписываетъ оттуда сл дующія слова: „Les gouverneurs qui etaient places aupres de lui avaient quelques bonnes qualites, mais ce n'etaient point des chi-etiens croyants, par consequent sa premiere education Га ^ Русск. В стникъ 1889, янв., 260. ') я Іезуиты въ Россіи", ч. II, стр. 20.
Стр.1
416 A. A. САМВОРСКІЙ. eloigne de toutes impressions serieuses, et cependant conformeraent A I'eglise grecque, il a ete habitue a repeter certaines prieres formelles soir et matin, mais cette pratique lui deplaisait" l ). Согласимся, что этого косвеннаго свид тельства, въ которомъ н тъ и помину о Самборскомъ, еще весьма недостаточно для осужденія уроковъ ero. A между т мъ нов йшій историкъ императора Александра I, профее<;оръ Надлеръ, повторяя почти слово въ слово отзывъ Морошкина, именно на основаніи этого свид тельства Грелье, говоритъ: „Впосл дствіи самъ Александръ горъко жаловался на такой способъ религіознаю воспгітанія" (?), и зат мъ сл дуетъ еще ссылка на Ковалевскаго, который въ біографіи гр. Блудова ыриводитъ слова Государя, сказанныя прусскому епископу Эйлерту въ 1818 году: „Пожаръ Москвы осв тилъ мою душу, и еудъ Божій на ледяныхъ поляхъ наполнидъ мое сердце теплотою в ры, какой я до т хъ поръ не ощущалъ. Тогда я позналъ Бога". На этомъ сознаніи, опять доходящемъ до насъ терезъ третье лицо, историкъ строитъ такой выводъ: „Въ душ его (Александра), по его собственнымъ словамъ, господствовала страшная пустота (?). Онъ не зналъ Бога (?). Онъ произносилъ утромъ и вечеромъ модитвы, но онъ д ладъ это сначала по принужденію, a потомъ по привычк . Изъ вс хъ его воспитателей ни одинъ не въ состояніи былъ пополнить страшнаго проб ла, оставленнаго о. Самборскимъ 2 ). Но, зная жизнь и принимая въ расчетъ т искушенія и соблазны, которыми она окружена на вершинахъ земного существованія, можно ли возлагать на законоучителя, хотя бы онъ былъ учен йшимъ богословомъ и образцовымъ наставникомъ, всю отв тственность за религіозныя колебанія и уклоненія, какимъ подвергается въ зр ломъ возраст тотъ, кто пользовался его уроками въ ранней молодости? Императоръ Павелъ учился закону Божію у знаменитаго Платона, и однако жъ мы не видимъ, чтобы въ жизни этого Государя обнаружились плоды внушеній такого мудраго наставника. Самборскій былъ преподавателемъ при великомъ княз Александр Павлович съ 1784 г. до обрученія его въ 1793 г., но понятно, что при обязанностяхъ дворской жизни, при неизб жно сопряженныхъ съ нею перерывахъ въ занятіяхъ, преподаваніе не могло им ть такой посл - довательности и правилънаго хода, какіе возможны въ частномъ быту. Изъ письма Самборскаго къ жен отъ 20 марта 1784 г., тотчаеъ по назначеніи его въ должность законоучителя, видно какъ хорошо онъ ') Т. е. назначепные къ нему наставпики обладали н которыми добрыми качествами но это не были в рующіе христіане, и потому первопачальное воспитапіе удалидо его отъ всякихъ серьезныхъ впечатл иій, а все-таки онъ, согласно съ требованіями гречесісой церкви, пріученъ былъ повторять утромъ и вечеромъ обрядныл молитвы, ) См. В. К. Надлера „Императоръ Алексапдръ I и идея свящепнаго союза", т. I, стр. 12, и Е. П. К, Ковалевскаго „Графъ Блудовъ и его время", стр. 59. но этотъ способъ (молиться) ему пе нравился. 2
Стр.2
1889. 417 пошшалъ возлагавшуюся на него отв тственность. „Такъ какъ настоящая моя должность", писалъ онъ, „им етъ важн йшее значеніе для нашего отечества и, можно сказать, для челов чества вообще, то я обязанъ яройти чрезъ самое строгое самоиспытаніе, чтобы узнать: достоинъли я столь высокой дов ренности отъ такой великой, такой ыудрой и предусмотрительной монархини. Всякія мелкія испытанія я переносилъ съ твердостію и благодарностію — теперь со всевозможнымъ усердіемъ и бдительностію я долженъ начать мою священную обязанностьі" Въ числ бумагъ, напечатанныхъ въ брошюр , есть одна, въ которой Самборскій отдаетъ отчетъ какому-то высокопоставленному лицу (в роятно Салтыкову, какъ главному руководителю воспитанія великихъ князей Александра и Константина), о своихъ занятіяхъ по должности преподавателя ихъ высочествъ. Зд сь онъ объясняетъ, что, держась первоначальнаго, по данному ему преднисанію, катихизиса народныхъ училищъ'), онъ потомъ поставилъ себ задачею развивать въ своихъ слушателяхъ истинное понятіе о Бог на основаніи Евангелія, которое они „слушали и читали весьма охотно съ изъясненіями" и между прочимъ зам чаетъ: „всячески старался я, дабы ихъ высочества не почитали урокомъ слово Божіе". Въ письмахъ къ великому князю Александру Павловичу онъ часто весьма серьезно напоминаетъ ему обязанноети учащагося молодого челов ка, побуждаетъ его быть внимательнымъ и прилежнымъ. Такъ въ день рожденія великаго князя 12 декабря 1787 г., когда ему исполнилось десять л тъ, Самборскій, принужденный оставаться дома по бол зни, обращается къ нему съ письмомъ такого же содержанія, и кончаетъ сл дующимъ образомъ: „Неоднократно напоминалъ я, что время есть невозвратно, въ чемъ и Вы всегда были со мною согласны. Напоминалъ я Вамъ и то, что Богъ, одаривъ щедро Васъ душевными и т лесными талантами, взыщетъ строго отъ Васъ отчету въ употребленіи оныхъ, по подобію евангельской притчи о талантахъ. Многократно представлялъ я Вамъ о самоважн йшей должности вашихъ наставниковъ и хранителей. Симъ во всякой кротости, дов ренности и чистосердечіи должны Вы повиноваться и для двухъ причинъ: первое, что Ваша великая и премудрая Прародительница благословила ихъ избрать; второе, что они жертвуютъ вс мъ своимъ спокойствіемъ, да и самою жизнію Вашему благоденствію. Впрочемъ старайтесь находить во всякомъ челов ческомъ состояніи — своего ближняго. Тогда никого не обидите, и тогда исяолнится законъ Божій. Я же, преклонивъ кол на и нроливая слезы, молю Всевышняго Бога, да нисношлетъ на Васъ всесильную благодать Свою къ нреусн янію во вс хъ- благахъ!" ^ А не сельскихъ школъ, которыя являются у покойнаго Морошкина, но которыхъ тогда па самомъ д л еще не было. 27
Стр.3
418 A. A. САМВОРСКІИ. Въ день обрученія будущаго государя, 10 мая 1793 года, съ нареченною его нев стою, Самборскій опять прив тствуетъ его письмомъ, въ которомъ, между прочимъ, такъ выражается: „Воспитаніе Ваше кончилось. Теперь вс вообще ожидаютъ отъ Ваеъ полезныхъ плодовъ. Теперь Вы, благов рный Государь, должны Вогу, отечеству и всякому порознь челов ку саыи отв чать во вс хъ д яніяхъ за себя! Вы должны отв чать не за себя точію, но и за Вашу будущую супругу, которой въ сей день Вы обручаетесь, благов рную Государыню Елизавету Алекс евну. По истин д ло есть крайне трудное отв чати тако! А ііаче въ Вашемъ высокомъ рожденіи, которое обстоитъ коварное и зловредное ласкательство, угнетающее правду. Проходя вс хъ прошедшихъ в ковъ событія, находимъ, что почти вс земные владыки больше или мепьше сд лались жертвою онаго ласкательства, и кто больже предавался оному, тотъ въ страпш ишее превратился чудовище! Итакъ, дабы Вы спаслись отъ будущихъ несчастій, должны во первыхъ, остерегаться всевозможнымъ образомъ ласкательства; вовторыхъ, сохранить свято обязанность брака, который начинается теперь обрученіемъ. Важное сіе д ло, какъ и вчерашыее, начнемъ горячими молитвами и возым емъ твердую в ру, что благодать Божія во всемъ Вамъ будетъ сод йствовать". Эти немногія выписки позволяютъ, кажется, вывести заключеніе, что строгій судъ нашихъ историковъ о Самборскомъ, какъ законоучител императора Александра I, долженъ значительно изм ниться. Что касается взводимаго на Самборскаго обвиненія въ н которомъ отступленіи отъ чистоты православія, то въ этомъ, повидимому, слышится еще отголосокъ т хъ нареканій, которымъ онъ подвергался при жизни со , стороны своихъ недоброжелателей и завистниковъ, между прочимъ, за свою св текую одежду и бритую бороду. „Зд сь, говоритъ авторъ брошюры, необходимо пояснить, что, живя часто подолгу за границею, гд , какъ изв стно, ,наше духовенство носило (м носитъ) обыкновенно (т. е. всеіда) св тское платье и брило {бреетъ) бороду, о. Самборскій привыкъ къ этому костюму и не изм нялъ его даже и въ Россіи, т мъ бол е, что иыператрица Екатерина не только позволила, но даже повел ла ему носить таковой костюмъ и брить бороду, когда онъ оставался въ Россіи. Т мъ не мен е, для недоброжелателей о. Самборскаго это было хорошимъ поводомъ, и ему пршплось вынести отъ нихъ много неаріятностей и даже оскорбленій. Между т мъ, несмотря на долгое пребываніе свое въ Англіи, прот. Самборскій строго держался основныхъ установленій православной церкви и неоднократно доказалъ свою ревность къ иравославію упорной и опасной для него борьбою съ римско-католическимъ духовенствомъ въ Австріи.
Стр.4
1888. ЗАМ ТКА 0 МОГИЛ ОЗЕРОВА ^. 1888 Наши губернскія архивныя комиссіи, возникшія по почину иокойнаго Калачова, не остаются праздными. Особенную д ятельность проявляютъ, сколько намъ изв стяо, т , которыя существуютъ въ Тамбов и Твери. Въ конц арошлаго года предс датель тверской комиссіи А. К. Жизневскій сд лалъ въ ней весьма интересное сообщеніе о могил знаменитаго драматическаго писателя Озерова. Могила эта находится въ Зубцовскомъ у зд , въ сел Воркахъ, расположенномъ на правомъ берегу р. Волги, въ 12 верстахъ отъ Зубцова. Каменный памятникъ представляетъ подобіе гроба, утвержденнаго на двухъ плитахъ. На верхней (горизонтальной) сторон изображенъ шестиконечный креетъ, а на боковыхъ выс чены надписи: на лицевой сторон : „Подъ симъ камнемъ погребено т ло генералъ-маіора и ордена св. Владиміра 3 ст. кавалера Василія Александровича Озерова, который родилея 1769 года, сентября 30 дня, скончался 1816 г., сентября 5 дня, житія его было 46 л тъ 11 м сяцевъ и 6 дней". Вм сто имени „Владиславъ" въ этой надписи выбито я Василій", в роятно^потому, что въ православныхъ святцахъ н тъ имени Владислава. На другой прододьной сторон знататся: „Сей памятникъ плачевный, Гд прахъ почіетъ въ мір твой, Теб душевною любовью посвященный, Сердечной ороменъ слезой". У изголовья намятника надпись: „И сотвори ему в чную память", а еъ противоположной стороны: „Святый Боже, Святый кр пкій, Овятый безсмертный, помилуй насъ". Село Ворки было родиною нашего трагика. Зд сь было им ніе и усадьба, принадлежавшія отцу его, статск. сов. Александру Иринарховичу Озерову; въ настоящее время эта усадьба принадлежитъ внуку его по женской линіи, Алекс ю Михайловичу Безобразову, директору народныхъ училищъ Тверской губерніи. По разсказу родной племянницы трагика, восьмидесятил тней старушки Пелагеи Евграфовны Озеровой (о Евграф Озеров не разъ уноминается къ изданіи сочиненій Державина, который съ нимъ переписывался, какъ и съ Петромъ Евграфовичемъ. Изъ отчества упоминаемой старушки можно за1 ) Русск. В стникъ 1888, іюнь, стр. 379. 2Г* 419
Стр.5