Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
П е р Вух им Л УО ;
-.і.-івА*»*^»*"'* * і Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» <...> ДЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ ВЪ ОБРАЗЦАХЪ УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗІИ вотяковъ. <...> Легепды у Вотяковъ не им ютъ того значеиія, какое он іш ли «ъ средііев ковомт. діір , создаіипемъ самое слоію legeuda, и нельзя не созиатьсл, что названіе это пришгго иами только по его общеупотребителышстіг: Вотскіл легенды —это мп ы, заключающіл въ себ обрывкп теогоніп и космогоніп. а также шіы героическаго періода ихъ псторіп. <...> Сами Вотякп ие различаютъ ихъ отъ сказокъ, изъ круга которыхъ, д йствптелыіо, большею частію ихъ весьма трудно и выд лить: такъ близки он другъ къ другу и по содержанію, п по характеру пзложенія. <...> 2
—
2 —
іцая въ себ сказки, въ которыхъ на ряду съ челов комъ выставляются д йствующими лицами л шіе, водяные, домовые и т. іі. полубоги,—-тоже можетъ быть отнесеііачвъ отд лъ легендъ, особенію въ виду того, что еще не р іиенъ вопросъ: не были ли въ отдаленной древности эти полубогп едиыствеіпіымн богами Вотяковъ? <...> Мы отпесли посл дніе разсказы къ сказкамъ, а не къ легендамъ, ел,пнственно лпшь потому. что въ болыпинств изъ нихъ челов къ оказывается счастливымъ соперииколіъ полубогоиъ, ч мъ значеніе полубоговъ уіі <...>
Эскизы_преданий_и_быта_инородцев_Глазовского_уезда__Сост._Н._Первухин._Эскиз_1-5_Следы_языческой_древности_в_образцах_устной_народной_поэзии_вотяков.pdf
П ер Вух им
Л
УО
-.і.-івА*»*^»*"'* * ;
і
Стр.1
Щ. t
Шт Ш И БЫТА ЙНОРО/ЩЕВЪ
ГЛАЗОВеКАГО У ЗДА.
Эскизъ І -й.
СЛ ДЫ ЯЗЫЧЕРКОИ ДРЕВНОСТИ ВЪ ОБРАЗЦАХЪ УСТНОИ НАРОДНОИ ПОЭЗІИ
вотяковъ.
(Состаіпідъ |f. W. Жербіцхипі)
Б Я Т К і .
ИЗДАНІК ГУВЕРНСКАГО СТАТЙОТИЧЕОКІЧ'0 КОМІІТКГЛ.
Губервская Твиографія.
1 S 8 Э.
Стр.2
Печатано no ііостановлепію Ііятскаго Губе^вскаго Статистическаго
Комнтета 1-го іюля 1889 года.
2007041427
Стр.3
ЭСКИЗЫ ПРЕДАНІЙ й БЫТА ИНОРОДЦЕВЪ
ГЛА30ВСКАГ0 ВЗДА.
Эскизъ І -й 1
).
СЛІ.ДЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ ВЪ ОБРАЗЦАХЪ УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗІИ
вотяковъ.
ПРОИЗВЕДЕНІЯ ЭПИЧЕОКІЯ.
I. Л Е Г Е Н Д Ы,
ихъ знач ніе и еод ржаніе.
Легепды у Вотяковъ не им ютъ того значеиія, какое он
іш ли «ъ средііев ковомт. діір , создаіипемъ самое слоію legeuda,
и нельзя не созиатьсл, что названіе это пришгго иами только
по его общеупотребителышстіг: Вотскіл легенды —это мп ы, заключающіл
въ себ обрывкп теогоніп и космогоніп. а также шіы
героическаго періода ихъ псторіп. Для обозначенія этого рода
пронзведеній собственно даже н тъ отд лыіаго слова въ Вотскоыъ
язык , но в рн е всего назвать ихъ <уалляна мадь>, что
зиачптъ: ч-древняя сказка*, 'старинный разсказъ* (отъ словъ:
2/алллнг.=прежде. и мадины= оъо^т: , разсказывать). Сами Вотякп
ие различаютъ ихъ отъ сказокъ, изъ круга которыхъ, д йствптелыіо,
большею частію ихъ весьма трудно и выд лить:
такъ близки он другъ къ другу и по содержанію, п по характеру
пзложенія. Нали отнесены къ легеыдамъ нрежде всего т
сказки, въ которыхъ д йствующіиги лицами являются важи йшія
божества древневотской релпгіи; потоыъ—т , которыя относятся
къ богатырямъ —оспователямъ и защнтяикаыъ разиыхъ селеній,—
и наконецъ—сказкп, разсказывающія о пропсхожденіп въ прпрод
того пли другаго явленія, — того ііли другаго лредмета. Значительнал
часть сл дующаго отд ла нашего сборника, заключаю')
Эскнвъ III напечатапъ въ Календар Вятской губерніи на 1889 годъ.
2
Стр.4
— 2 —
іцая въ себ сказки, въ которыхъ на ряду съ челов комъ выставляются
д йствующими лицами л шіе, водяные, домовые и
т. іі. полубоги,—-тоже можетъ быть отнесеііач
въ отд лъ легендъ,
особенію въ виду того, что еще не р іиенъ вопросъ: не были ли
въ отдаленной древности эти полубогп едиыствеіпіымн богами
Вотяковъ? Мы отпесли посл дніе разсказы къ сказкамъ, а не
къ легендамъ, ел,пнственно лпшь потому. что въ болыпинств
изъ нихъ челов къ оказывается счастливымъ соперииколіъ полубогоиъ,
ч мъ значеніе полубоговъ уііижается, тогда какъ легенды
должны нозвыиіать и укр плять это значеыіе.
Легенды не прстводятся нами въ иотсцомъ текст
во 1-хъ,
потому, что и самп мы ихъ слышали (весьма часто по частялъ)
на русскомъ язык . а во 2-хъ, потому, что и сипскп легендт.
доставлены были памъ тоже на русско.мъ язык , — такъ какъ повотски
пер дко разсказывались маленькгімп "д тьми (учениігадпі
птколъ), которые не могли даже на родномъ вотскомъ язык передаиать
содержаніеі ихъ достаточно связно и понятно безт> поиравокъ
учптеля.
Мы разд ляемъ легепды по содержанію на три разряда: къ
ііервому относятся легенды о богахъ, ко второму легеидн о богатыряхъ
і и къ третьему—легендьг, объясняюідія происхожденіе,
іші ненія или изчезновепіе того или другаго иредмета въ прпрод
.
Ізолыппнство легендъ о богахъ и о пропсхождеиііі вещей
былп уже нанечатаны въ І-мъ моемъ «Эстз преданій и бьгта
инородцевъ Глазовснаго у зда>; точио также большая часть легендъ
о богатыряхъ им етъ быть наііечатана въ лоемъ Ючерть
кладовтцъ Глазовскаго у зда'» (въ «Трз^дахъ VII Лрославскаго Лрхеологпческаго
съ зда»); но какъ т , такъ и другія въ этотъ сбориикъ
вошли въ бол е ц ломъ вид , нежели он паиечатаііы талъ,
рд , соотв тствсню ц лп ихъ пом щенія, он ипогда воіііли цъ
очень краткомъ. вид . ОсталГ)Пые Ш№. ііоступаютъ въ нечать in,
первый разъ.
Стр.5