Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда / Сост. Н. Первухин. Эскиз 1-5 Следы языческой древности в образцах устной народной поэзии вотяков (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПервухин Николай Григорьевич (-1889)
ИздательствоГуб. стат. ком.
Страниц88
ID80549
Первухин Николай Григорьевич (-1889). Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда / Сост. Н. Первухин. Эскиз 1-5 Следы языческой древности в образцах устной народной поэзии вотяков / Первухин Николай Григорьевич (-1889) .— : Губ. стат. ком., 1889 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/80549 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» П е р Вух им Л УО ; -.і.-івА*»*^»*"'* * і Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» <...> ДЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ ВЪ ОБРАЗЦАХЪ УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗІИ вотяковъ. <...> Легепды у Вотяковъ не им ютъ того значеиія, какое он іш ли «ъ средііев ковомт. діір , создаіипемъ самое слоію legeuda, и нельзя не созиатьсл, что названіе это пришгго иами только по его общеупотребителышстіг: Вотскіл легенды —это мп ы, заключающіл въ себ обрывкп теогоніп и космогоніп. а также шіы героическаго періода ихъ псторіп. <...> Сами Вотякп ие различаютъ ихъ отъ сказокъ, изъ круга которыхъ, д йствптелыіо, большею частію ихъ весьма трудно и выд лить: такъ близки он другъ къ другу и по содержанію, п по характеру пзложенія. <...> 2 — 2 — іцая въ себ сказки, въ которыхъ на ряду съ челов комъ выставляются д йствующими лицами л шіе, водяные, домовые и т. іі. полубоги,—-тоже можетъ быть отнесеііачвъ отд лъ легендъ, особенію въ виду того, что еще не р іиенъ вопросъ: не были ли въ отдаленной древности эти полубогп едиыствеіпіымн богами Вотяковъ? <...> Мы отпесли посл дніе разсказы къ сказкамъ, а не къ легендамъ, ел,пнственно лпшь потому. что въ болыпинств изъ нихъ челов къ оказывается счастливымъ соперииколіъ полубогоиъ, ч мъ значеніе полубоговъ уіі <...>
Эскизы_преданий_и_быта_инородцев_Глазовского_уезда__Сост._Н._Первухин._Эскиз_1-5_Следы_языческой_древности_в_образцах_устной_народной_поэзии_вотяков.pdf
П ер Вух им Л УО -.і.-івА*»*^»*"'* * ; і
Стр.1
Щ. t Шт Ш И БЫТА ЙНОРО/ЩЕВЪ ГЛАЗОВеКАГО У ЗДА. Эскизъ І -й. СЛ ДЫ ЯЗЫЧЕРКОИ ДРЕВНОСТИ ВЪ ОБРАЗЦАХЪ УСТНОИ НАРОДНОИ ПОЭЗІИ вотяковъ. (Состаіпідъ |f. W. Жербіцхипі) Б Я Т К і . ИЗДАНІК ГУВЕРНСКАГО СТАТЙОТИЧЕОКІЧ'0 КОМІІТКГЛ. Губервская Твиографія. 1 S 8 Э.
Стр.2
Печатано no ііостановлепію Ііятскаго Губе^вскаго Статистическаго Комнтета 1-го іюля 1889 года. 2007041427
Стр.3
ЭСКИЗЫ ПРЕДАНІЙ й БЫТА ИНОРОДЦЕВЪ ГЛА30ВСКАГ0 ВЗДА. Эскизъ І -й 1 ). СЛІ.ДЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ ВЪ ОБРАЗЦАХЪ УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗІИ вотяковъ. ПРОИЗВЕДЕНІЯ ЭПИЧЕОКІЯ. I. Л Е Г Е Н Д Ы, ихъ знач ніе и еод ржаніе. Легепды у Вотяковъ не им ютъ того значеиія, какое он іш ли «ъ средііев ковомт. діір , создаіипемъ самое слоію legeuda, и нельзя не созиатьсл, что названіе это пришгго иами только по его общеупотребителышстіг: Вотскіл легенды —это мп ы, заключающіл въ себ обрывкп теогоніп и космогоніп. а также шіы героическаго періода ихъ псторіп. Для обозначенія этого рода пронзведеній собственно даже н тъ отд лыіаго слова въ Вотскоыъ язык , но в рн е всего назвать ихъ <уалляна мадь>, что зиачптъ: ч-древняя сказка*, 'старинный разсказъ* (отъ словъ: 2/алллнг.=прежде. и мадины= оъо^т: , разсказывать). Сами Вотякп ие различаютъ ихъ отъ сказокъ, изъ круга которыхъ, д йствптелыіо, большею частію ихъ весьма трудно и выд лить: такъ близки он другъ къ другу и по содержанію, п по характеру пзложенія. Нали отнесены къ легеыдамъ нрежде всего т сказки, въ которыхъ д йствующіиги лицами являются важи йшія божества древневотской релпгіи; потоыъ—т , которыя относятся къ богатырямъ —оспователямъ и защнтяикаыъ разиыхъ селеній,— и наконецъ—сказкп, разсказывающія о пропсхожденіп въ прпрод того пли другаго явленія, — того ііли другаго лредмета. Значительнал часть сл дующаго отд ла нашего сборника, заключаю') Эскнвъ III напечатапъ въ Календар Вятской губерніи на 1889 годъ. 2
Стр.4
— 2 — іцая въ себ сказки, въ которыхъ на ряду съ челов комъ выставляются д йствующими лицами л шіе, водяные, домовые и т. іі. полубоги,—-тоже можетъ быть отнесеііач въ отд лъ легендъ, особенію въ виду того, что еще не р іиенъ вопросъ: не были ли въ отдаленной древности эти полубогп едиыствеіпіымн богами Вотяковъ? Мы отпесли посл дніе разсказы къ сказкамъ, а не къ легендамъ, ел,пнственно лпшь потому. что въ болыпинств изъ нихъ челов къ оказывается счастливымъ соперииколіъ полубогоиъ, ч мъ значеніе полубоговъ уііижается, тогда какъ легенды должны нозвыиіать и укр плять это значеыіе. Легенды не прстводятся нами въ иотсцомъ текст во 1-хъ, потому, что и самп мы ихъ слышали (весьма часто по частялъ) на русскомъ язык . а во 2-хъ, потому, что и сипскп легендт. доставлены были памъ тоже на русско.мъ язык , — такъ какъ повотски пер дко разсказывались маленькгімп "д тьми (учениігадпі птколъ), которые не могли даже на родномъ вотскомъ язык передаиать содержаніеі ихъ достаточно связно и понятно безт> поиравокъ учптеля. Мы разд ляемъ легепды по содержанію на три разряда: къ ііервому относятся легенды о богахъ, ко второму легеидн о богатыряхъ і и къ третьему—легендьг, объясняюідія происхожденіе, іші ненія или изчезновепіе того или другаго иредмета въ прпрод . Ізолыппнство легендъ о богахъ и о пропсхождеиііі вещей былп уже нанечатаны въ І-мъ моемъ «Эстз преданій и бьгта инородцевъ Глазовснаго у зда>; точио также большая часть легендъ о богатыряхъ им етъ быть наііечатана въ лоемъ Ючерть кладовтцъ Глазовскаго у зда'» (въ «Трз^дахъ VII Лрославскаго Лрхеологпческаго съ зда»); но какъ т , такъ и другія въ этотъ сбориикъ вошли въ бол е ц ломъ вид , нежели он паиечатаііы талъ, рд , соотв тствсню ц лп ихъ пом щенія, он ипогда воіііли цъ очень краткомъ. вид . ОсталГ)Пые Ш№. ііоступаютъ въ нечать in, первый разъ.
Стр.5