Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами Иаван - Иоанн Маронит. Т. 6 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц553
ID80540
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами Иаван - Иоанн Маронит. Т. 6 : с 42 рисунками .— : [Б.и.], 1905 .— 553 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80540 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Иаван_-_Иоанн_Маронит._Т._6.pdf
Стр.1
^Щ ПРАВОСЛАВНАЯ 1 ] ІАВАИЪ-ІОАННЪ СЪ 42-мя РИСУНКАМИ. МАРОНИТЪ. / Ооставленъ подъ редакціею Н. Н. ГЛУБОКОВСКАГО, Д-ра богословія, ординарнаго профессора С.-Петербургской Духовной Академіи. ИЗДАНІЕ преезіниковъ f профессора А, П. Лопухина. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. БЕЗПЛАТНОЕ прилолгЕШЕ къ ДУХОВНОМУ ЛОТНАЛУ «СТРАННИКЪ» за 1905 г. Тішографія Мильштеііпа, (Нижегородская 31) п «Невскаіі типографія», (Шлисс. пр. J\? 15).
Стр.2
=5-<^3bfS>$4-> Тоі Гь, YI: ІАВАИЪ—ІОАННЪ МАРОНИТЪ. СЪ 42-мя РИСУНКАМИ. Д-ра богословія, ординарнаго профессора С.-Петербургской Духовной Академіи. Составленъ подъ р дакці ю Н. Н. ГЛУБОКОВСКАГО, ИЗДАШЕ преемниковъ f профессора А, П. Лопухина. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. БШПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕШЕ къ ДУХОВНОМУ ЖУРНАЛУ «СТРАННИКЪ» за 190 5 г. Типографія Милыятейна, (Нижегородская 31) и «Невская типографія», (Шлисс. пр. № 15).
Стр.3
Печатать разр шается. Ординарный профессоръ С.-Пет рбургской Духошюй Ака;;еміи Докторъ богословія Наколай Глубоковскій. Спб., 27- мая 1905 г.
Стр.4
$т поьсойы^го (1904;, VIII , ss ) ПР0ФЕСС0РА 1 - Алекеандра Павловича ЛОПУХИНА, незабвеннаго основателя и перваго редаитора 4ІРАВ00ЛАВН0Й Б0Г0ШВСК0Й ЗНЦИН0ПЕДІИ> Ковая feдaкцiя, щіеетники-издатели и сотрудники. ШШзт I ^ ?ЖЙ ' • -^- *-^-•-)>-•-ч •ф 1 ^З- І k { f' ~ о і
Стр.5
Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Иаван_-_Иоанн_Маронит._Т._6_(1).pdf
517 Іерусалнмъ христіанскін 518 тыню, въ данномъ случа повсюцу мы впдимъ обще-тиаическое повторевіе этого памятника. Впосл дствіи, надъ этимъ крчстомъ мы знаемъ нишу, съ зодотою (быть молсетъ мозаическою) конхою (sub coelo aureo), но все-таки самый крестъ (до временъ Модеста) находится подъ открытымъ небомъ, и когда современные изсл дователи говорятъ о сцеркви надъ Кальваріемъ», то см шиваютъ сооруженія YII в. съ древними. Возвышені , на которомъ стоялъ Крестъ, было ичеяно «Лобнымъ м отомъ> (Кальваріемъ), которое сосгавляетъ пред львый пунктъ всего холма, возвышенвой площадп, называ иой <Голго ою. Именемъ <Голго ы>, въ отличіе отъ Авастасиса, стали впо•сл дствін называть самую базилику Коастантина. Когда ааломница желаетъ ТОЧЕО опрод лить м сто базилики Константина, или такъ называемаго «Мартнріона», «большой церкви, въ которой служба правится по большимъ праздникамъ и въ воскресные дни», то она говоритъ, что эта базилика находится на Голго , разум я подъ Голго ою ле еячасть—Лобное м сто, «Крестъ», но всю площадь. Церковь эта расположена <за Крестомъ>, считая отъ Анастасиса, стало бйть, <Крест'ь> составляетъ кран или находится ва краю этой базилики. А такі. какъ мы зваемъ, что базилпка оканчивалась изшсферіемъ Авастасиса, а также, что молебщики ходили изъ базилики въ Авастасисъ и обратно, то непзб жно предположить, что проходъ и м сто Кресга были сбоку, въ одаой сторои . И современвая часоввя Голго ы, или Лобное м сто (условно называеная именемъ ц лой Голго ы), ваходится на юго-западъ отъ св. Гроба, т. е. въ сторону отъ древвей базилики,—и стало быгь, показаніе Спльвіи, во-первыхъ (ср. риеун. 7), совершевно отв чаетъ вс мъ поздн йшимъ свид тельствамъ и, во-вторыхъ, подтверждаетъ д йствительнооть почптаеыыхъ съ ея времени м стъ. Для временъ Евсевія Голго а являлась только м стомъ Раепятія Госиодня, бол е или мен е безформеннымъ возвышеніемъ въ сторон отъ храма ч св. Гроба. Возможно, что уц л вшая, при планировк м ста подъ базилику, натуральная скала была украшена сначала крестомъ, только эмблемою, и стала впосл дствіи въ устахъ вожаковъ н иаломниковъ спеціальво представлять Голго у !) . Напротнвъ того, въ службахъ страстной нед ли св. Крестъ н Анастасисъ играютъ валсную роль, по своему значеаію въ богослуженіи п обрядахъ іерусалимскоп церкви, а іштому паломннцею тогда лишь мимоходоиъ упоминается большая базилика Констаатина, въ которой служеніе пропзводиюсь по праздпикамъ и было чуждо м ствыхъ обрядовыхъ сторонъ, наибол е дорогихъ для разсказа паломницы и е/і читателей. тельствомъ очевидца Евхерія ліонскаго, пос тившаго святыя м ста около 440 г. Уаомянувъ на первомъ м ст Точное подтвержденіе всего магеріала, сообщаемаго яаломяицею, дается свид - большую и великолбпную базилику, называемую— martyriuni, Константина (на первомъ ы от , потому что входъ къ святыиъ м стамъ былъ черезъ яее), Евхерій продолжаетъ: <отсюда идя», и видишь примыкающія съ западний стороны къ базилик : Голго у я Аяастасисъ («dehlnc cohaerentia ab oceasu visuntnr Golgotha atque Anastasis). Анастаснсъ яаходнгся на м ст Воскресенія, a Голгоеа есть въ средня , между Аяастасисомъ н мартиріумомъ, находящееся м сто !) Mommert, Golgotha u. d. hi. Grab zu Jerusalem, 1900, напраено пытается цайти образъ паыятника (|J -> ''''jlJ -a среди общихъ свид тельствъ IV — У вв. о Годгоо какое-либо спеціалыіое показаніе. Такъ (стр. 11), по его мн нію, Ёвсевій точно указываетъ, что Костантппъ придалъ и Голго ) и украсплъ его крестомъ: это йвид тельство Евсевія находится будто бы въ его Похвальномъ словгь Константину (De' laudibns,. IX), но этотъ текетъ ц дякомъ и исключптельно относпткя къ св. Гробу, но не къ Голго ь, а именно, Евсевіп пишетъ: «посреди города, надъ самымъ памятникоиъ спасенія (awTfjfiiGV іхсртйріо — св. Гробъ), онъ устроилъ велпкій молитвенный домъ и храмъ, посвпщенныіі знаменію спасенія (aWT'fjpUp OTjiJ-SUp) съ драгоц ішымп п разнобразными уборами, u памитішкъ, достойяый в ч_ наго памяюьанія, п самые трофеи поб ды надъ смертію Великаго Спасителя, украшеніям превыше всшшхъ похвалъ». Этотъ паинтникъ—[і ГДАа |j.vv][J.'rj; aiCOVlQO VSjioji и эти трофеи— аоха та %ата TUU -ihavATOO гротгаса—суть тотъ же св. Гробъ. Свид тельство это, пон;алуй, содержить указаніе на постройку надъ св. Гробоиъ, н если относптся къ Голгое , то лиіиь въ указаніи кресжовг —трофеевъ смертн, надъ Голгоеою п надъ Гробомъ Господнимъ. 17*
Стр.1
519 Іерусалииъ христіанскій 520 Господнихь (locus Dominicae passionis) страданій, на немъ же видна и самая скала (in quo etiara rapes apparet), на которой стоялъ н когда саиый (Господень) Крестъ (quae quondam ipsam Crucem pertulit). Общими словами см сто Страданія» паломникъ какъ будто ючетъ выразить, чтоособаго зданія надъ этою частію Голгоеы не было, а стало быть, сооруженіе Константина оставалось въ томъ же вид въ теченіе V в. Сл дующій по порядку, но отстоящій уже на ц лый в къ, тексіъ еодосія (около530 г.), установденный Гильдемейстеромъ ^, подтверждаетъ вс , прннятыя наып, подробвости, но сообщаетъ и новое. «У Гроба Гоеподвя,—говорнтъ этотъ свнд тель,— есть м сто, гд Авраамъ привесъ сыва своего во всесожженіе (in holocaustum), іг такъ какъ гора скалистая (et quia mons petraeus est), TO на зтой гор (in ipsomonte), т. e. y иодошвы ея (ad pedem mentis ipsius), соорудилъ Авраамъ жертвевникь (altare), надъ жертвеввикоыъ возвышается гора (super altare eminet mons), на каковую ropy (ad quem montem) восходятъ no ступевяиъ; тамъ (т. е. ва верху) былъ распягь Господь. Отъ Гроба Господня до м ста Кальварія шаговъ числомъ 15; (все пространство) находится подъ одною кровлею (sub uno tecto est). On. м ста Кальварія до Голго ы 15 шаговъ, гд обр тевъ Крестъ Господень». еодосій, сл довательно, указываетъ, какъ бы съ особымъ удареніемъ, что не все въ ірам было иодъ одноюкровлей 2 ) ; дал е, отсюда ясно, что въ его время все иространство соединялосъ портиками, и ихъ покрытіемъ пользовались для перехода молебщиковъ изъ Анастасиса вь м сю Кальварія, изъ ротонды въ базилвку. Изъ хроявки еофана подъ 420 и 427 гг., узнаемъ, что Бвдокія, жева еотому, что ае предречево вичего, чтб бы ве исволнилось всец ло. Изъ вс хъ изв стныхъ намъ досел свид тельствъ ясво, что Лобное и сто нич мъ ве было украшено кром . креста. Между і мъ изв ствый западяый палестивов дъ Моимертъ р шился на сочиненіе вевравдоиодобной гииотезы о томъ, что скала Голго ы была обд лава при Коястантин ,—подобно Гробу Господню,—также въ вид особаго ваиятиика. По ошибочному мн вію Моммерта, яазваніе Лобнаго м ста дано было этой скал въ сиду іудейсваго преданія о погребевіи подъ скалой Голго ы праотца Адама. Ввдимая ошибка Моммерта заключается въ го открыто вроизвольнодп. вывод , будто бы во времена Констаятина указывалась уже подъ этою скалой погребальная Адамова вещера. Между т мъ вс свид тельства р шительно говорятъ противъ подс/бнаго предиоложенія; такъ, Вревіарій 530 г. говоритъ, что на Кальварі досія II младшаго, иравезла съ собою въ Іерусалимъ золотой крестъ съ камсньями для часовнн (ораторія) ва Лобномъ м ст . Всякаго рода суев рные разсказы возникаютъ среди паломниковъ изъ простого варода, отчасти всл дствіе мовашескихъ преувеличеній, а главвымъ образомъ, въ результат грубаго народааго творчества самих паломниковъ. Отсюда, мало-по-малу у грековъ сложилось предавіе, что крестъ, на коемъ былъ распятъ Госаодь, былъ водружевъ вменно зд сь и потому, согласно с%. псалиомъ, уц л вшая горка Лобнаго м ста стала, въ вародномъ представлевіи, земвымъ пупомъ, сосредоточіеиъ земли, на которомъ Предв чный Царь <утвердилъ сиасеніе земли>. Зам чательная мозаика церкви св. Пуденціаны въ Рвм првдставляетъ Спяситедя съ учеяиками среда обширвой экзедры, въ средин которой возвышается: скала Лобнаго м ста, а на ней драгоц нный крестъ. Сааситель занамаетъ зд сь м сто епископа, садившаговя,—по свид тельству Сильвіп,—въ Великую Пятницу передъ креетолт, — КОГ да проасходитъ чтеніе о Страстяхъ Христовыхъ, — для поученія народа сотвореяъ былъ Адаиъ. Зат мъ толькоАркульфъ—и то уже около 507 г. — свид тельствуетъ, что въ цернви, устроенной Модестомъ надъ Голго ою, им ется въ скал выс ченная пещера подъ м стомъ Господняго Креста, гд вадъ алтаремт. «приносится жертва за души особо почетяыхъ таріями проф. if. JS. Помяловскаго, етр. 15—16. 61—62. 2 !) Изданъ въ 28-мъ выпуск «Правосл. Палестинск. Сборника», съ перев. и коммен) Въ Commemor. de casis D. (p. 305) общо сказаяо, что св. Гробъ, Кальварій. и св. Константинъ находятс» подъ одною ііровдей, но это свид тельство относитси къ808 г.
Стр.2
521 Іерусалимъ христіансиій 522 ,іюдей, которыхъ т ла, на время литургіи, полагаются передъ дверью той самой деркви Голго ской >. To же повторяетъ и Беда Достопочтенный около 720 г.—и, такимъ обраяомъ, въ теченіе перваго тысячелЬтія о погребевіи Адаиа подъ крестоиъ Госоодвимъ ликто в обмолвился ни однимъ словомъ. И только уже въ 1102 г. н кто Зевульфъ иишетъ: «подъ Крестомъ есть м сто, называемое Голго а, гд Адамъ> (иропущено слово, в роятно: «вогребевъ»). Зат нъ, везависимо отъ всякихъ свид тельствъ, ясво, что еслибы существовала Адамова иещера во вреиева Константияа, какъто предполагаетъ Моимертъ, и образовала такой же отд льный ыавзолей ([j,vYjp,a), то вс валомлики не только поминали бы эту другую пещеру и формы убранства, но и постоянво •старались бы въ своемъ текст различать об . Между т мъ везд у паломвиковъ и лритомъ до самаго поел дняго временв указывается только одва пещера и одявъ мавзолей Гроба Господвя, а вопытка Моммерта выд лить, подъ имененъ памятника, ідамову педеру въ текет письма Евсевія — отличается яввымъ провзволомъ. Увотиваемый валомввками алтарь у подяожія холма Голго ы будемъ встр чать и ввосл д•ствів, во этотъ алтарь имн точво обозвачается, какъ алтарь, ва которомъ должво было совершиться жертвоврввошевіе Исаака. Предавіе же о существованіа Адамовой пещеры возвикло, воввдвмому, путемъ шонографическимъ, такъ какъ вриблвзительно •около XI же в ка въ иковографіи Расвятія, подъ юлмвкомъ Голго ы, сталн изобра"-кать черепъ, т. е. тотъ самый «лобъ>, по которому искони прозваао было это м сто <Лобвымъ>; черевъ сталъ въ предавіи черевомі. именно проатца Адама; сначала онъ изображался лежащимъ водъ холмомъ, какъ вырытый при водружевіи креста и очутившійся на поверхвости земли; зат мъ кругомъ черева сталв обозвачать вырытую червую яму, и эта черяая яиа мало-по-иалу образовала пещеру. Когда, ваконецъ, Голго а стала особою 2-этажною часовеякой (такъ и поныв ), то въ нижней ея чаети, за поставлеянымъ алтаремъ, образовался видъ подземвой крвпты и въ ст в , «акъ свид тельствуетъ Pr. Quaresmius 1620 г., заложили Адамову голову. Самъ Мом'мсргь яаходитъ точяое указавіе ва вогребевіе Адамовой головы подъ крестомъ только въ свид тельствахъ XIV и XV стол тій х ) . Любовытныя и вполв реальвыя подробяости представляетъ Обзоръ св. м стъ Антовина изъ Пьяченцы, прозваняаго <мучевикомъ> (570 г.). «Гробяица Госнодяя шс чеяа изъ скалы; и самая рака, въ которую ноложено т ло Господа,—также; камевь, •коимъ была закрыта гробяида, лежитъ передъ входомъ. А цв гь камяя, который выс ченъ, есть цв тъ Голго ской скалы. А самая скала украшеяа золотоиъ и драгоц ввыми камнями. Скала монумента, какъ будто, жерновяаго камня. Украшевій безъ числа: яа жел зяыхъ врутьяхъ (р шетки) ввсятъ завястья, браслеты, ожер лья, кольца, головяыя уборы, нагрудяики, пояса, короны ииператоровъ, уборы императрвцъ. Такъ вся гробнвца, какъ н кая пираивда, покрыта сереброыъ, водъ (?) золотыии солвцами. іПередъ гробницею поставлевъ престолъ. Отъ гробняцы до Голго ы 80 шаговъ. І[а 'Голго у всходятъ съ одвой сюроны по стуненяиъ — ииенно съ той, откуда Господь яашъ восшелъ на провятіе, ибо и то м сто, гд крестъ былъ водружеяъ, видно, в на самой скал (видвы) пятна крови. Въ сторов ваходится жертвеввикъ Авраама, на «оторомъ овъ ваи ревался принести въ жертву Исаака, и яа которомъ прияесъ жертву Мельхиседекъ. У самаго жертвеяника трещияа, приложивъ къ которой ухо, услышишь шумъ водвый, а бросивъ внутрь туда яблоко, — найдешь его потомъ въ источник 'Силоамскоыъ. Отъ Голго ы до того м ста, гд обр теаъ крестъ, 50 шаговъ. Въ базвкик Конставтнва, цримыкающей къ Гробу Госиодвю и Голго , въ атріум саноіі -базилики, есть отд львое пом щеніе, гд хравится древо Креста, и держалъ я въ рук своей надпвсь Креста... И бываетъ такъ: когда весутъ въ прод ссіи св. Крестъ, _Адама на Голго !) [Ср. по этому вопросу у проф. М. Д. Муретова. Древность преданія о погребеніи въ еентябрьской книжк за 1894 г. московскихъ «ЧТ.ІНІЙ ВЪ Обществ любит. дух. просв щенія», гд авторъ аащищаетъ тотъ тезисъ, «что преданіе о погребевін Адама на Голго не только идетъ ивъ самой гдубокой древности христіанства, но даже, по •вс мъ признакамъ н в роятностямъ, образовано изъ преданій іудейско-дохристіанскихъ».]
Стр.3
523 Іерусалнмъ хрнстіанскій для поклоненія ему, изъ его пом щенія и придутъ въ атріумъ, гд 524 совершается поолго у. Есхь таыъ большой атріумъ и холмъ Лобнаго м ста, гд распятъ былъ Господь, а въ окружности горы серебряныя перила... Лобяое м сто им етъ серебряное устье, гд былъ водруженъ Крестъ Господенъ, а самый Крестъ сплошь покрытъ золотомъ и драгоц нныып кадшями п поверхъ сего зомотое небо л окрунсено снаружи баллюстрадоп; а на западной сторон находатся входъ во святое Воскресеніе (Анастасисъ у Спльвіи), гд находится гробъ Господень, а передъ гробомъ камень кремневой породы. Иадъ гробомъ устроена круглая церковь, а иоверхъ самаго гроба р іілоненіе,—въ тотъ часъ является зв зда яа неб и приходптъ на ы сто, гд ваюдится Крестъ, и, пока пиклоняются Кресту, стоитъ надъ нимъ, и приносятъ елей для благо(•.ловеяія, въ небольшихъ ампуллахъ. И вотъ въ хотъ часъ, какъ древо Креста коснется края аыпуллы, .вдругъ закинитъ масло и брызнетъ наружу, а если не закрыть сейчасъ, весь елей вытечетъ вонъ. И хранятся тамъ святая губка и трость и ониксовая чаша, которую благословилъ Госиодь на Вечери, и зеркало св. Маріи, и поясъ ея,- н повязка, которую употребляла она для головы, таыъ же и сеиь ка едръ стардевъ». Ііеизв стный авторъ Бревгаргя, составленнаго въ VI в., изъ различныхъ показанііі, частію изв стяыхъ намъ, но частію даже не еохранпвшихся, прпбавляетъ къ этимъ деталямъ описанія сл дующія весьма важныя подробности: «и.зат мъ входишь въ ]1 іиетш (trausrolatile) серебряная и золотая, въ окруишостп вся изъ золота». Мало понятные разсказы Антонина о появленіи зв зды надъ Жнвотворящіигь Древомъ могутъ быть легко: объясняемы передвшкныыъ балдахиномъ, но зд сь мы узнаемъ также о существованіи .особасо киворія или балдахина надъ драгоц ннымъ Крестомъ: золотое небо этого балдахина было, в роятно, разд лано зв здами. Чудесный разсказъ Антонина о кип ніи масла въ ампуллахъ объясняется, в роятво, кппячеяіемъ елея въ свинцовыхъ аыпуллахъ до полнаго заполненія сосуда, съ ц лію обезпеченія отъ пор^и при долгомъ храненіи. Но наибол е любопытно свид тельство «Бревіарія» о ротонд св. Гроба: зная бол е или мен е ноложительно, что за время отъ Ковстантина до ІОстпніана никакпхъ особыхъ соорул;епій на м ст св. .Гроба не было, приходится утверяадать, что ротонда св. Гроба была пострпена въ. ближайшіе поел или самимъ Еонс іантшомъ, него годы. Мы знаемъ, что цочти вс греко-рпмскіе п восточные иавзолеп илн усыпальницы им ли круглую форму, очевидно, въ силу особой релпгіозной традиціи, ведшей свое яроисхождеше оіъ лревв йшпхъ круглыхъ съ коническішъ верхомъ усыпальнпцъ, подземныхъ плп устроенныхъ внутри кургановъ, какія находимъ на греческ мъ Восток . Таковы круглыя и восьмнуголыіыя церкви св. Коястанціп въ Риы , св. Георгія въ Солунп, ыавзолей Теодориха въ Равенн , св. Григорія въ Эчміадзин п др. Ротонда св. Гроба стояла среди четыреугольпон нлощади атріума (Моимеріъ ошнбочно иредполагаетъ, что атріумъ пм лъ тожн круглую форму, такъ какъ Евсевій очень точно говоритъ о четырехъ его сторовахъ). Въ изв стной мозапк , наПденной въ Мадеб въ нов ншее время, іш ется планъ Іерусалнма, относящійея къ V в. (сы. рисун. 8). Къ сожал нію, этотъ планъ нредставляетъ храмъ св. Гроба въ схел обычной базилнкп. Но въ этомъ длан особенно любопытна шпрокая улица, отъ с верныхъ воротъ ведущая къ южаымъ, черезъ весь городъ, и обставленния открытыдш нав сами съ переднимн коловнадами, очевидво, торговаго зааченія. На плаа видно, что базилика яачпнается именно на этой болыпой средней улиц , зам вяющен собою городской рынокъ, большою л стницей илп монуыентальнымъ крыльцомъ. Наверху этой л стницы ам ются три входа, ведущіе внутрь четыреугольнаго двора или атріума; за нимт, раеположено зданіе самой базилики, им юв(ее со стороны атріума фроитовъ и под ленное на три нефа, а ирытое двухскатяою крыиіей; за нимъ конецъ зданія въ вид долукруга. И нъ настоящее вредія съ восточной стороны храма Воскрес вія им ется узкая рыночная площадь или улица, носяідая двовное названіе: Сукъ-Хан-Эсзетъ и Сук-ЭсЗемани и, — какъ увидимъ НПЖР, — на самоигь краю этого рынка на Русскомъ м ст сд лано открытіе пропилеевъ древней базилики. Живое, но крайне неясное свид тельство о состояніи храма св, Гроба посд или
Стр.4
525 Іерусалнмъ хрнстіансній і\[одеста находится въ ашкреонтическихъ 526 одахъ іерусалимскаго патріарха Софронія иаписанныхъ въ промежутокъ ыежду 614 али, точн е, 629 и 638 гг., такъ какъ въ од упоминается Животворящее Древо, очевидно, уже возвращенное христіанамъ Иракліемъ. Въ это время патріаршій клиръ жилъ въ Ви леем , такъ какь этотъ городт.. илпл поліс іе|'оусл(м ім) Ріісунокъ 8. Планъ Іеруса.іима въ МадебекоВ иозаик (въ '/е велпчііны). сохранплъ не только древніою базилнку, но и свои укр пленія, и п вецъ разсказываетъ, какъ, изъ Вп леема, онъ обходптъ святыя м ста Христовы во святомъ град , ла Елеон u въ Ви аніи. Онъ представляеть свое страстное желаніе иос тить Іерусалимъ и облобызать его святыни; ликуя, входитъ онъ въ ворота города п сп шитіэ no улицамъ къ храму Воскресенія: <я облобызаю тамъ самую землю, я увижу священный кубъ (кувуклій св. Гроба) и великій, небомъ накрытый вчетверо... (какъ разъ, въ самомъ нужномъ м ст , въ рукописи недостаетъшш]. По святой соле я пройду въ средину Господня Гроба и, иреклонішшпсь, облобызаю святую скалу. Приложусь къ КОЛОННІШЪ, кругомъ гробниды стоящиаъ, н конхамъ (византійскимъ камарамъ, нашимъ— кокошникамъ), украшеннымъ наверху золотыми лиліями. Я пройду къ троііному портику, сплошь сіяющеыу украшеніями въ вяд жемчуга, дабы припасть къ находящемуся на п^екрасномъ двор м сту Лобному... И облобызаю я священное средоточіе и, преклонившись, приложусь къ той скал , куда было вбпто Древо, разр шившее проклятіе, на древо наложенное. Ликуя отъ радости, приду я туда, гд вс мы, народъ Вожій, преклоняемся предъ честнымъ Древомъ..., чтобы оттуда поси шить прпнести ноклоненіе, преклонивъ кол ва предъ св. иконою. И приду съ восторгомъ къ велнкол пному алтарю, котораго божественное Древо сбр ла славная ииператрица Елена. И буду оттуда созерцать новую красоту базилики, въ которой хоры монаховъ исполняютъ почвыя ІІІІСНОП НІЯ>. Въ дополненіс къ этому живому оиисавію, весьма важно схематическое описаніе, прішадлежащее палолнику Аркульфу, котораго пов ствованіе записано Адаынамомъ около 650 г. Тексгь этого описанія говоритъ сачіъ за себя и не нуждается въ комментаріяхъ; нъ тому же онъ былъ еще въ древностн шшострированъ особыыъ рисункомъ, прилагавшимся къ руковиси (см. рисун. 9). Глава вторая такъ говорита о церквп «круг
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ